Отчёт о работе мини-музея «Загадочный мир цветка»

наталья машенцева
Отчёт о работе мини-музея «Загадочный мир цветка»

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Именно поэтому я решила создать свой музей, пусть и маленький. Ведь сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Как же зародилась такая идея в моей группе? Все началось в весеннее время года (средняя группа, когда на клумбах нашего детского сада появились первоцветы, дети очень заинтересовались ими; затем мы вместе с детьми сами посадили разные виды цветов, ухаживали за ними, радовались первым всходам. По вопросам детей, я поняла, что о цветах они хотят узнать больше.

Побеседовав с детьми, уточнила имеющиеся у них знания по следующим вопросам:

1. Где можно встретить цветы?

2. Какие садовые цветы вы знаете? Лесные? Полевые?

3. Как устроен цветок?

4. Какие насекомые помогают цветам?

5. Какие цветы занесены в Красную книгу?

6. Какие цветы лечат человека?

8. Как ухаживать за цветами?

Анализируя ответы детей, я увидела, что у многих детей, узкие знания о цветах, частые заблуждения: например, если дети называют цветы, то не знают где они растут, как они могут помочь человеку, какие насекомые помогаю цветам, называли не все части цветка.

Опрос 24 человек дал следующие результаты:

у 41% - низкий уровень знаний;

у 59% - средний уровень;

высокого уровня – не выявлено.

Исходя из полученных данных, я решила организовать в своей группе мини - музей «Загадочный мир цветов».

Ведь цветок – один из самых почитаемых объектов природы в мире людей. Для человека цветок – это источник эстетического наслаждения. Он радует глаз, пробуждает хорошее настроение, рождает поэтические строки. Но в природе внешняя красота и приятный запах имеют более прагматическое значение – продолжение жизни. Цветок – важное звено в экологической системе (цветки и насекомые тесно связаны друг с другом). У него есть немало тайн и загадок, которые детям помогут раскрыть экспонаты мини-музея.

Начиная работу по данной теме, я изучила методическую литературу таких авторов, как: Н. А Рыжовой. Л. В. Логиновой. «Мини-музеи в детском саду», А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. «Музейная педагогика».

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. В четвёртых он затрагивает все интеграционные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, игровая, продуктивная. Самое важное, что в создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, сестры и братья; выполняли с детьми разные поделки, участвовали в оформлении многих игр. Очень важно, что мой мини-музеи интерактивен, он содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Создавая мини-музей, я поставила перед собой несколько целей:

- показать детям разнообразие и красоту цветов, их значение в жизни животных и человека.

- воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту цветка, желание узнать о них больше.

- формировать стремление бережного отношения к миру растений.

Руководствуясь поставленными целями, я придумала Хозяйку музея - Флорочку, которая приглашала детей в музей и знакомила со следующими разделами:

1 раздел «Где можно встретить цветы». Этот раздел дает знания детям, о том, где растут цветы, учит классифицировать цветы на садовые, лесные, луговые. Из-за большого объема, информацию оформила в виде набора картинок и альбома с иллюстрациями с изображением луга, леса, поля, сада. Отличным дополнением к иллюстрациям стали загадки и стихи.

2 раздел называется «Как устроен цветок». Он позволяет детям увидеть, рассмотреть подробно строение цветка. Экспонатами к этому разделу стали плакаты «Цветок в разрезе» и «Строение цветка».

3 раздел рассказывает детям о «Друзьях цветов». Какие насекомые помогают цветам, а какие приносят вред. В этом разделе помещены иллюстрации, объемные изображения, игрушки – заменители пчел, бабочек, шмелей и других насекомых-опылителей. В процессе работы данный раздел пополнялся макетами, сделанными родителями.

4 раздел очень интересный «Цветочные часы». Этот раздел иллюстрирует зависимость раскрытия цветков от времени суток. На нем в форме циферблата выложены картинки с изображением растений и указанием времени раскрытия и закрытия их цветков. Развивает наблюдательность, внимание детей.

5 раздел «Человек и цветы». В нем я собрала материалы,которые рассказывают детям о значении цветов в жизни человека, и человека в жизни цветов. Здесь помещены: альбомы с иллюстрациями растений «Красной книги» с яркими, крупными картинками, «Цветы, которые лечат», схема «Как ухаживать за цветами».

6 раздел «Цветы - источник вдохновения» посвящен произведениям живописи, прикладному искусству и поэзии. Красота цветка мимолетна и недолговечна, поэтому человек стремится увековечить ее в своей памяти с помощью кисти, ткани, бумаги, поэтических строк. В этом разделе я подобрала репродукции картин художников разных эпох, произведения художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, так же здесь присутствует много поделок, сделанных детьми и родителями.

7 раздел «Флористика». В создании экспонатов этого раздела приняли участие не только дети и родители, но и бабушки, которые сделали красивые флористические композиции. Так же здесь находятся множество разных предметов для создания букетов детьми: засушенные цветы, листья, веточки, крупные бусины, небольшие вазочки и т. д. Что позволяет развивает фантазию, воображение детей, видеть красоту цветов.

8 раздел «Уголок самостоятельной деятельности». Здесь собраны разные игры и материалы для опытов, наблюдений. «Цветочное лото» помогает закрепить знания детей о цветах. Игра «Чего не стало» развивает у детей внимание, наблюдательность, закрепляет знания о этапах развития цветка. «Опиши цветок» - эта игра помогает лучше запомнить названия цветов и их внешний вид. «Собери цветок» - закрепляет знания детей о строении цветка. «Где растет цветок» - позволяет закрепить знания детей о цветах садовых, лесных, полевых.

В этом разделе мы провели эксперимент «Что нужно цветам: посадили семена цветов, одни семена поливали, вторые поливали, но поставили в тень, третьи не поливали. В результате эксперимента мы сделали вывод, как надо ухаживать за цветами, что необходимо цветам, чтобы они выросли. Затем цветы, которые проросли, я вместе с детьми, высадили на нашу клумбу, где продолжали за ними ухаживать.

Во время посещения мини-музея я предлагала детям разные задания, упражнения, проводила игры такие как:

«Найди и сосчитай». В этой игре я предлагала детям ряд заданий на развитие внимания: найди в музее 3 ромашки, один пион, два колокольчика и т. д. Ответы находились в разных местах музея. Например, одна ромашка – в репродукции картины художника, вторая сплетена из бисера, третья изображена на коробочке лекарственных растений и т. д.

«Восстанови порядок». Для игры использовала карточки с развитием цветка, меняла их местами, дети находили ошибку и возвращали все на свои места.

«Придумай рассказ». Для этой игры я использовала схемы описательного рассказа, где ребенок должен рассказать, что за цветок, какого он размера, цвета, имеет ли запах, в какое время года цветет, назвать части растения и где произрастает.

Во время экскурсии по музею обсуждали различные проблемные ситуации. Например: представьте, что семечко растения упало на землю и его склевала птица. Хорошо это или плохо? Птица насытилась это хорошо, цветок не вырос – это плохо. Почему исчез цветок? Его съела корова. Хорошо ли это? А если цветок сорвали, но выбросили, даже не донеся до дома?

Такие ситуации помогают детям не только рассуждать и делать умозаключения, но и понять целесообразность некоторых поступков, сложность и неоднозначность взаимосвязей в природе, учат оценивать объект с разных точек зрения. Дети начали понимать, что многие явления и процессы, происходящие в природе, нельзя оценивать только с позиции человеческих отношений.

Таким образом, проводимая работа с детьми дала положительные результаты. Повторный опрос на конец года в старшей группе, показал, что у

57% детей – средний уровень знаний;

33% детей – высокий уровень знаний;

10 % детей - низкий уровень.

У детей появился значительный объем знаний о цветах: они научились узнавать и различать, классифицировать их, правильно ухаживать, а самое главное беречь.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_b9g6u.pptx | 10230,19 Кб | Скачан: 42
 
Публикации по теме:

Мини-музей куколМини-музей кукол Коллекционирование имеет огромное значение для полноценного развития детей дошкольного возраста: расширяет кругозор детей, развивает их.

Мини-музей «Динозавры»Мини-музей «Динозавры» Добрый день уважаемые коллеги! Спешу поделиться с вами нашим мини -музеем, хотя не секрет он есть в каждой группе. Однажды кто-то из детей.

Мини-музей группыМини-музей группы В годовом плане нашей группы по патриотическому воспитанию было запланировано создание мини-музея. И мы решили создать мини-музей хлеба.

Мини-музей и его документацияМини-музей и его документация Алгоритм создание мини – музея и его документация Алгоритм создания мини-музея 1. выбор темы мини-музея, 2. определение места размещения.

Мини-музей «Насекомые»Мини-музей «Насекомые» Мини-музей "Насекомые" в средней группе Цель: систематизировать представления детей о насекомых Задачи: 1. Познакомить дошкольников с отличительными.

Мини-музей в группе Воспитатель I категории Пахомова Ольга Владимировна Мини-музей группы «Радуга» «Какие разные ракушки» Пояснительная записка Участвуя в.

Мини-музей «Посуда»Мини-музей «Посуда» Мини - музей «Посуда» Основной целью создания мною мини – музея «Посуда» является формирование у детей общего представления о посуде и.

Мини-музей, посвященный 9 МаяМини-музей, посвященный 9 Мая К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в нашем детском саду была проведена большая работа: конкурсы чтецов, просмотр фильмов о.

Мини-музей «Транспорт»Мини-музей «Транспорт» На этой фотографии изображен мини-музей вида транспорта. Изначально на этой стене ни чего не было,приобрела две полочки,и прикрутила на.

Мини-сценарий для мастер-класса «Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием» мини-сценарий для 3 этапа: мастер-класс, городского конкурса профессионального педагогического мастерства "Радость творчества", проходимого.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Отчёт о работе мини-музея «Загадочный мир цветка»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 09:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий 1 сентября 2018 «Здравствуй, школа!»
Торжественная линейка 2018 «Здравствуй, школа! » Звучит музыка Выход детей 1. Внимание! Внимание! Сегодня 1 сентября! Мы говорим школе: « Здравствуй! »...
Конспект занятия «Наблюдение за пауком»
Наблюдение за пауком. Елена Владимирова. Цель: Расширение и закрепление знаний о характерных особен¬ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле¬ниях;...
Картотека «Дидактические экологические игры»
«Что было бы, если из леса исчезли… » Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А...
Сценарий осеннего развлечения для старшей группы «Осень золотая»
Осеннее развлечение для старшей группы «Осень золотая» Цель: создать у детей радостное настроение, проявляя свои творческие способности Задачи: -закрепить...
Конспект ОД по познавательному развитию «И на пустырях растут цветы» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию «И...