Лучший педагог года

Проект «Создание мини-музея в ДОУ» (3 фото)

Минкина Виолета
Проект «Создание мини-музея в ДОУ»

Подготовили: Минкина В. И., Лобанова Т. Н.

Проект : Создание мини - музея в ДОУ

Проект «Создание мини-музея в ДОУ»

Тип проекта : ознакомительно-ориентировочный, познавательный, творческий, исследовательский

По длительности проект : долгосрочный

Участники проекта : Заведующий детским садом, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальные руководители, воспитанники и их родители.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Введение в проект

Публикация «Проект „Создание мини-музея в ДОУ“» размещена в разделах

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Детская проблема

Часто у детей возникают вопросы: Что такое русская печка? Зачем нужна в доме печка? Что такое хата, горница? Что такое коромысло и зачем оно? Поэтому была поставлена задача - донести до сознания детей историю быта казаков, устройства хаты, горницы казаков, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Педагогическая проблема

В наши дни дети мало получают информации о культуре, быте казачества. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Проблема

Сущность создания мини - музея состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

Практическая значимость в создании мини - музея заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Работа в мини - музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей

Актуальность

Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к без духовности.

Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственный мини - музей, пусть и маленький. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музеи не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.

Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую кочергу — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности, и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Новизна проекта

Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

• Художественно – эстетическое развитие

• Социально - коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Физическое развитие

Гипотеза.

Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини - музея позволит систематизировать работу по изучению родного поселка, района и края, традиции и обычаи казаков Ставрополья. А также предоставить ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширит его жизненный опыт.

Цель проекта :

Совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами, с бытом казаков на Ставрополье. Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музея в ДОУ

Задачи:

С педагогами:

- создать условия для повышения профессионализма педагогов в деятельности по созданию и организации мини - музея,

- разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини музея,

- стимулировать самообразование педагогов

С детьми:

- создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно - исследовательскую деятельность,

-способствовать формированию интереса к своей "Малой Родине", к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей,

- содействовать воспитанию патриотических чувств

С родителями:

- заинтересовать родителей в создании мини - музея,

- создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности

При создании и разработке мини-музея необходимо опираться на основные компоненты образовательной среды детского мини - музея :

- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;

- проектно-процессуальный компонент : информационный элемент (первоисточники, технологический (образовательные технологии, результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);

- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.

Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках мини - музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.

В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Ставрополья.

Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.

Ресурсное обеспечение проекта :

1) Научно-методическое:

-Подбор печатных материалов по музейной педагогике;

-Методическое сопровождение проектной деятельности;

2)Организационное

-Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;

-Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;

3) Информационное:

-Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;

-Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;

4) Материально-техническое:

-Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта

Назначение мини - музея

- Расширяет представления детей об окружающем мире

- Вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины

- Помогает легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой, с бытом и обычаями казачества на Ставрополье

- Способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей

Педагогические функции мини-музея :

-образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

-развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

-просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

-воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:

1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности.

4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)

7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Обязанности руководителя мини-музея

Руководство работой музея осуществляется старшим воспитателем или воспитателем-ответственным организатором,

Руководитель мини-музея обязан :

- Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге.

- Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую литературу.

- Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников.

- Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями.

- Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе.

-Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.

Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.

Предполагаемые результаты реализации проекта :

- Создание мини –музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.

- Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.

- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в ДОУ,

в совместной с детьми познавательной деятельности.

Этапы проекта

I этап. Подготовительный этап

Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

«Планирование мини-музея».

- На этом этапе создать творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музея.

- Разработать тематическое планирование мини-музея и музейных экспозиций.

- Определить перспективы создания мини-музея и разработать алгоритм по созданию мини-музея.

- Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музея, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

II этап - практический

Цель: совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа (оформление, изготовление оборудования, макетов, сбор экспонатов).

Организация работы с педагогами

- изучение литературы по музейной педагогике

-консультации для педагогов по созданию мини - музеев в ДОУ

- анализ реализации подготовительного этапа проекта

- Составление положения о мини - музее.

- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ

- Составление картотеки описания экспонатов.

- Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.

- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

Организация работы с детьми

- Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

- Творческие работы детей (ИЗО, аппликации)

- Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов

- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование)

- Формирование коллекций

- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей

Взаимодействие с родителями.

- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.

- Информация для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль мини - музея в развитии познавательной активности детей».

- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Ставропольского края, казачества.

- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини - музея будет осуществляться через:

- формирование и организацию коллекций,

- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);

- взаимодействие с предметной средой мини - музея.

Мини - музей станет местом изучения быта казаков, познания истории Ставрополья и Северного Кавказа.

III этап - заключительный Когда мини – музей уже будет готов.

На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней, старшей и подготовительной к школе групп по теме: Экскурсия в мини-музей

- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми;

- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей.

Заключение:

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

Вывод.

Благодаря мини – музею возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).

Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Мини - музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Фото «Создание мини-музея в ДОУ»
Проект - фото
Публикации по теме:

Создание мини-музея в группах детского садаСоздание мини-музея в группах детского сада Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком.

Из опыта работы «Создание мини-музеев и коллекций в группе ДОУ» КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ - целенаправленное собирательство каких-либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект мини-музея «Книги Красноярья»Проект мини-музея «Книги Красноярья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект мини-музея «Лента времени»Проект мини-музея «Лента времени» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. Продолжительность: долгосрочный Вид проекта:.

Проект мини-музея «Новогодняя игрушка»Проект мини-музея «Новогодняя игрушка» Проект мини-музея «Новогодняя игрушка» История новогодней игрушки В коллекции присутствуют игрушки дореволюционных времен, которые изготавливались.

Проект мини-музея «Сказка в гости к нам спешит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Воротынский детский сад №2 «Светлячок» Проект мини-музея «Сказка.

Создание мини-музея как форма социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Создание мини-музея «Космос»Создание мини-музея «Космос» Космос всегда был и остается сегодня одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей.

Создание мини-музея «Русская изба» Свою работу я начала с детьми подготовительной группы, когда в детском саду был объявлен конкурс: «Мини-музея». Меня очень заинтересовала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Создание мини-музея в ДОУ»
Опубликовано: 7 июня 2017 в 22:28
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД