Наталья Краева
Многофункциональные тренажеры для развития мелкой моторики и сенсорных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональные тренажеры
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Само название этих тренажеров говорит о том, что при их использовании можно выполнять различные функции, которые, в свою очередь, делятся на два больших блока:
1й блок действий направлен на развитие мелкой моторики;
Публикация «Многофункциональные тренажеры для развития мелкой моторики и сенсорных процессов» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
2й блок-это сенсорное развитие ребенка, особенно - восприятия.
Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития ребенка и является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). Таким образом, развитие речи напрямую связано с развитием движений рук и, в конечном итоге, с мозговой деятельностью.
Важно тренировать точность движений всей руки, укреплять силу кисти и пальцев для овладения навыками письма. В этих движениях участвуют предплечье, кисть, пальцы.
Для этого в каждом многофункциональном тренажере использованы разные виды застежек:
пуговицы, замки «молния», крючки, кнопки, пряжки, которые предполагают укрепление мышц пальцев рук. В процессе плетения косичек, завязывания бантиков совершенствуется точного движений, сила, навык самоконтроля.
У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие - часто глубокое - всех сторон психической деятельности. Все стороны психики связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Сенсорное развитие включает развитие ощущений, восприятия, представлений, т. е. сложную работу анализаторов от приема внешних сигналов периферическими органами чувств до сложной переработки головным мозгом поступающей информация.
Из всех органов чувств главнейшим для человека является зрение. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Другие его формы - запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия и являются результатам его переработки. Известный русский психолог Л. С. Выготский указывал, что нарушение зрительного восприятия у взрослого человека носит характер частного дефекта, не приводящего к нарушению уже сложившихся речевых и интеллектуальных функций. У детей патология зрительного восприятия приводит не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает основу для формирования всех других психических процессов, которые строятся на базе наглядно-образной деятельности. У ребенка с поражением нервной системы восприятие формируется замедленно и с большим количеством недостатков. Значение этого «ядерного» признака при
умственной отсталости трудно переоценить. Восприятие вместе с ощущениями являются первой ступенью познания и остаются важным на протяжении всей жизни.
Значение восприятия в жизни ребенка очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, eгo способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый. Важнейшей
стороной зрительного восприятия является способность совместного координирования зрительных и моторных умений. Многие исследователи считают, что интеллект и успехи в учебе основываются на сенсомоторном развитии.
В процессе занятий с многофункциональными тренажерами восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью.
Многофункциональный тренажер рекомендуется использовать как средство по развитию психомоторики и сенсорных процессов на этапе работы с раздаточным материалом. При этом используются следующие упражнения:
1. По развитию моторики :
• отстегнуть и пристегнуть пуговицу;
• пристегнуть и отстегнуть кнопку;
• отстегнуть и пристегнуть детали на липкой ленте;
• отстегнуть и пристегнуть детали с помощью крючков;
• заплести косичку из 3-х, 4-х ленточек, шнурков;
• соединить страницы «веселых картинок» с помощью шнуровки;
• соединить страницы с помощью крючков,
• застегнуть и расстегнуть замок «молния;
• соединить страницы проволокой;
• развязать и завязать (котики из 1-й или 2-х ленточек;
• расстегнуть и застегнуть ремешки на пряжки;
• продернуть в отверстие шнурок (ленту) и завязать узел;
• разложить детали по карманам.
2. По развитию сенсорных процессов :
а) упражнения с опорой на зрение и осязание:
• снять круглые детали и разложить их от маленькой к большой;
• снять детали одинаковые по цвету по размеру;
• сравнить детали по определенной форме;
• сравнить детали по размеру;
• сравнить детали по цвету и размеру;
• сравнить детали по ширине;
• обобщить детали по цвету и оттенкам;
• найти на ощупь фигуры (предметы) указанной формы, фактуры, материала.
б) упражнения на развитие зрительного восприятия, представления,
воображения:
• назвать все предметы;
• снять предметы и разложить по кучкам с учетом геометрической формы (, ,,);
• нахождение одинаковых геометрических фигур и др. ;
в) упражнения на ориентировку в пространстве:
• назвать, что находится в левом верхнем угле;
• сказать, с какой стороны.
• сказать, что находится слева.
• назвать, что выше
• назвать, что ниже
• назвать, что находится справа
• сказать, что расположено в правом нижнем угле.
Кроме того, многофункциональный тренажер позволяет развивать наблюдательность, логику мышления, память ощущений, познавательные и творческие способности детей:
• найти две одинаковые фигуры;
• переложить предметы и предложить ребенку найти убранный предмет, деталь;
• изменить положение детали, если….
• поменять местами детали, чтобы.
• составить рассказ по сюжету.
Есть еще одна важная функция данных тренажеров. Все они - самоделки. Их изготовление - занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем, рукоделие - важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, развивают глазомер, мышление. Выполнять такие тренажеры могут учащиеся с 4го класса, когда будут усвоены приемы пришивания фурнитуры.
Совместный труд принесет радость общения вам и вашим детям в минуты досуга и поможет воспитать заботливое отношение к младшим.
Многофункциональный тренажер «Веселые картинки»
Данный тренажер выполнен из восьми плоских сюжетных картинок - страниц. Размер одной страницы – 26х35 см. Картинка представляет собой плотный картон, обтянутый серой тканью с нашитыми пуговицами, крючками, кнопками, петлями. С их помощью на ткани крепятся детали сюжетной картинки. Кроме того, на каждой странице для завязывания пришиты ленты разной ширины, длины и цвета. Детали картинок соответствуют геометрическим фигурам (треугольники, прямоугольники, овалы, круги). Цвет пристегивающихся элементов страницы соответствует цвету пуговиц. Между собой страницы соединяются: на шнуровку, на разъемный замок «молния», на крупные крючки, на металлические пряжки, на мягкую проволоку, на цветные кнопки. Использовать данный тренажер можно в индивидуальной и групповой работе.
Многофункциональный тренажер «Медведь»
Этот тренажер выполнен из нескольких частей - деталей: голова, передние лапы, верхняя и нижняя части туловища. Все детали соединяются в одно целое с помощью кнопок, пуговиц, липкой ленты. Детали мордочки пристегиваются на пуговицы и липкую ленту. На верхней части туловища расположены два ряда металлических пластинок с отверстиями для шнуровки. Сумка, на которой находится карман, застегивающийся на «молнию», крепится к нижней части туловища с помощью завязок – ленточек. С верхней частью туловища сумка соединяется двумя большими крючками.
Детали медведя выполнены из двух слоев драповых тканей коричневого, светло-коричневого цвета, в клетку, сумка из джинсовой ткани голубого цвета. Между слоями ткани для поддержания формы проложен картон. Ленточки узкие, разного цвета.
Использовать данный тренажер можно в индивидуальной и групповой работе.
Многофункциональный тренажер «Новогодняя елка»
Данный тренажер состоит из трех основных деталей - ветвей», выполненных из тканей трех оттенков зеленого цвета: светло - зеленого, зеленого и темно-зеленого. Все детали присоединяются к стволу коричневого цвета. Зеленая «ветвь» крепится на липкую ленту. Остальные две «ветви» сверху и снизу пристегиваются на пуговицы. К зеленой «ветви» с помощью шнуровки присоединяются слева светло - зеленая, справа - темно - зеленая «ветвь». Для шнуровки использованы металлические пластинки с отверстиями и шнурки разного цвета. На каждой «ветви» с обеих сторон пришиты пуговицы на ножке одинакового цвета. На пуговицы пристегиваются детали геометрической формы: треугольники, квадраты, круги. На зеленой «ветви» дополнительно пристегиваются детали на кнопки соответствующего цвета и навесные петли. Геометрические детали выполнены из драпа, кожи, трикотажа.
На всех основных деталях пришиты металлические пластинки с отверстиями желтого, синего и белого цвета. В эти отверстия привязаны ленточки разной ширины. Ленточки подобраны по цвету: оттенки синего, красного, желтого, зеленого.
Использовать данный тренажер можно в индивидуальной и групповой работе.
Многофункциональный тренажер «Божья коровка»
Данный тренажер - объемный. Размеры приблизительно 55х40 см. Выполнен он в виде подушки-игрушки из красного драпа, на котором нашиты пуговицы разного размера, четырех цветов: красные, черные, серые, коричневые. На пуговицы пристегиваются круглые детали из кожи разного размера и соответствующего пуговицам цвета. На черной полосе вшиты четыре замка «молния» разной длины и цвета: черный, красный, белый, серый. По обе стороны черной полосы пришиты ремни, соответствующие цветам круглых деталей и застегивающиеся на пряжки разных размеров. Глаза и рот на мордочке пристегиваются на пуговицы. По всему основанию «божьей коровки» пришиты металлические пластинки с отверстиями, в которые привязаны ленты, шнурки, нитки разного цвета, разной длины и ширины и выполненные из разных материалов (кожа, капрон, бумага, атлас). По всей поверхности «божьей коровки» расположены «бабочки» в виде завязанных маленьких бантиков из 1-й и 2-х узких лент.
Использовать данный тренажер можно в индивидуальной и групповой работе.