Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Галина Ивановна Кравченко
Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Доклад;"Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"

Проблема воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. И этот подход должен найти воспитатель, учитывая все особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, особенностями психического развития школьников,в частности:

1. Нарушениями познавательного развития, затрудняющими правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.

2. Снижением способности к конкретизации обобщений, приводящим к несогласованности слова и конкретной деятельности.

3. Нарушениями в эмоционально-волевой сфере, снижающими самостоятельность, желание быть лучше, способствующими образованию и закреплению отрицательных привычек.

4. Воспитанники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности.

5. Обучающиеся, воспитанники радостно реагируют на заслуженное поощрение.

6. Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушениями интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

7. Также необходимо учитывать типологические и индивидуальные проявления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.

Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами имеются коррекционные принципы воспитания.

В качестве специальных можно выделить следующие принципы:

1. Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.

В. П. Кащенко выделяет два вида коррекции — индивидуальную и групповую, последняя предполагает создание таких условий, в которых подросток с недостатками в развитии может проявить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно включиться в деятельность временно созданного или постоянно действующего коллектива.

Важно, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему коррекционно-развивающего воспитания, занимал в ней место, которое согласно его способностям и возможностям будет активнейшим образом влиять на его личностные проявления.

2. Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для коррекции и развития сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Происходит усвоение мыслительных операций, выбор самого действия, практические навыки переходят в интеллектуальные действия.

Однако воспитателю необходимо помнить, что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями».

3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания. Сущность этого принципа заключается в том, что состав учащихся, воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение.

4. Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности. Этот принцип мы относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы.

Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к воспитаннику и воспитанию в целом.

В воспитательской работе с детьми с интеллектуальными нарушениями есть такое понятие, как приучение.

Приучение – создание условий, при которых воспитанник вынужден повторять правильное поведение. Наиболее эффективным использование этого метода является на ранних ступенях воспитания и развития детей.

Требования к приучению:

- Оно невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено.

- Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле.

- Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения воспитателя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы.

- Важно организовать самоконтроль учащихся.

В воспитательном процессе используются три типа упражнений:

1. Упражнения в деятельности. Их цель состоит в выработке привычек в труде, поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, содействуют приучению к коллективной деятельности. Имеют вид ярко оформляемых и проводимых событий (конкурсы, смотры и др. мероприятия).

2. Режимные упражнения. Соблюдение установленного в школе режима заставляет повторять и закреплять положительные действия, упражняться в выполнении правил поведения, приучает к правильному использовании рабочего и свободного времени.

3. Специальные упражнения. Их цель состоит в выработке и закреплении навыков и умений культурного поведения, приучение к соблюдению правил, связанных с внешней культурой поведения (вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске и т. д.)

Реализацию этих типов упражнений я покажу на примерах из практики своей работы.

Одним из важных направлений воспитательной работы с целью физического совершенствования воспитанников является укрепление их здоровья и формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. Этому направлению я отвожу достаточно большое внимание и реализую его на таких режимных моментах, как утренний и вечерний туалеты, утренняя зарядка, самоподготовка, экскурсии, прогулки на свежем воздухе. (слайды,)

У своих воспитанников я формирую сознательное отношение к труду интеллектуальному, физическому, профессиональному. Ежедневно на трудовом часе провожу с ними работу по овладению трудовыми умениями и навыками, воспитываю уважение к труду других; приобщаю их к общественно полезному производительному труду, что способствует в дальнейшем в подготовке воспитанников к выбору профессии. (слайд)

К традиционным методам работы воспитателя относится беседа. В беседах, диалогах выявляется отношение детей к обсуждаемой теме, их намерения и чувства, позиции и оценки. (слайд «Спички.»)

Особое внимание должно отводиться воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим, преодолению иждивенчества и эгоизма. (слайд «Сказки., «Урожай…»)

Специальная (коррекционная) школа готовит учащихся к самостоятельной жизни, деятельности в социальном окружении. Следовательно, процесс воспитания должен удовлетворять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным.

Это достигается моделированием ситуаций, в которых умственно отсталый обучающийся мог бы самостоятельно или при помощи взрослого правильно оценить свое поведение, отношение к деятельности и окружающим. Неслучайно Г. М. Дульнев указывал, что включение воспитанника специальной школы в различные ситуации является важным условием его социальной зрелости, дети убеждаются на практике, что их успехи оцениваются, их авторитет повышается.

Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок- это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Педагог - это призвание, талант, который дан свыше.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация к докладу «Взаимодействие с семьёй как часть духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Проект «Семь — Я» "Семья - это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро" (В. А. Сухомлинский) Именно в семье ребёнок получает первые уроки.

Обобщающее занятие по ОСО «Осень» для детей старшей группы с интеллектуальной недостаточностью. Обобщающее занятие по ОСО «Осень». Цель: создать условия для достижения целостного восприятия изменений в природе осенью. Задачи: Образовательные:.

Особенности работы с одаренными детьми Особенности работы с одаренными детьми. Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Детская.

Презентация к докладу «Взаимодействие ДОУ с родителями» В своей работе я широко применяю ИКТ. Свои презентации я стараюсь сделать яркими, интересными и необычными. Именно поэтому файл, прикрепленный.

Презентация «Проектная работа «Особенности творчества Врубеля на примере его главной работы» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 222" Проектная работа на тему: «Особенности творчества.

Рекомендации для родителей «Как обучить ребенка с интеллектуальной недостаточностью игре с куклой» Детство – это самая прекрасная пора в жизни человека. Это такой волшебный мир, где любой ребенок может поиграть в мяч, машины, куклы…. Детство.

Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе "Готовность ребенка к школе представляет.

Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста . Сологуб Елена Николаевна. В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот.

Занятие по ФЭМП «Счет в пределах трех» в старшей группе для детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие по ФЭМП «Счет в пределах трех». Задачи: Образовательные: - закрепить представления о составе числа 3, навыки счёта в пределах 3,.

Занятие с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Дружат разные народы» Цель: - Закрепить знания детей о названии республики, в которой мы живем; - расширить и уточнить представления детей о том, что в Крыму.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 03:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Мастер-класс к 8 Марта «Ваза с крокусами из атласных лент»
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс вазы с крокусами из атласных лент. Такой оригинальный подарок можно преподнести любимой маме, бабушке, сестренке на 8...
Мастер-класс по изготовлению масок для подвижных игр и театральной деятельности
Предлагаю идею для создания ярких, оригинальных, простых масок, буквально, на скорую руку! Нам понадобятся: - цветной картон; - карандаш; - линейка; -...
Детский мастер-класс «Тюльпан и подснежник в подарок маме на 8 Марта из пластилиновых...
Назначение мастер-класса: подарок на праздник, работа на выставку или конкурс, для украшения интерьера. Цель: смастерить из пластилиновых шариков...