Папки-передвижки

Моделирование сказок

Елена Сорочкина
Моделирование сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказок для развития ребёнка.

Посредством сказок (рассказов) и методов ТРИЗ и РТВ можно:

-Решать открытые задачи, развивать креативное мышление.

-Решать любые жизненные ситуации.

-Развивать речь.

-Стать открытым и доброжелательным, щедрым, справедливым.

-Учиться фантазировать, придумывать, мечтать.

Рассмотрим методы составления сказок (рассказов) для младших дошкольников.

Рассказ по картинкам (карточкам)

1. С помощью карточек раскладывая их по порядку или вытаскивая из одной стопки по очереди.

Публикация «Моделирование сказок» размещена в разделах

Пример: воробей, дерево, чайник, чашка, зайка, звезда.

Жил был на свете воробей. Пришёл к воробью на день рождения зайчик и подарил ему чашку с чайником. Сидели они до вечера: разговаривали и пили чай. Вдруг они увидели, что падает звезда на дерево. Нужно спасать звезду! Воробей полетел на дерево, снял звезду. Теперь звезда, воробей и зайчик, стали большими друзьями.

2. Из нескольких карточек составить один рассказ. (2-3 карточки)

Пример: зайчик, зонт, собака.

Жил-был зайчик. Однажды он гулял по лесу и нашёл зонтик. Он спасал зайчика и в жаркую погоду и, когда шёл дождик. Но вдруг в лес пришла злая собака. Зайчик открыл зонтик и спрятался. Оказалось, зонтик был не простой, а волшебный. Зайчик спрятался под него и стал невидимым, а собачка понюхала зонтик и убежала.

Базовый алгоритм составления сказок

1. Выбирается любой герой (герои, объект.

2. Описываем данного героя ( объекта: их свойства, качества, мотивы и цели).

3. Герой совершает определённые действие, встречается, или видит что-то при этом с другими героями (объектами).

4. Последовательно описываем реакции (когда они встретились) других объектов при взаимодействии с героем.

5. Чем всё это заканчивается (что они делают, с какими героями ещё встретились, каков итог (чтобы был хороший конец).

6. Можно придумать название вашей сказки.

7. Нарисовать или обыграть.

С помощью техники «Рисуем по очереди».

В этом случае рисует педагог.

1. Рисуем на большом ватмане рисунок (объект).

2. Рассказывая про свой персонаж, объект.

3. Следующий рисует свой персонаж (объект).

4. Продолжает рассказ первого лица.

5. И т. д.

Метод каталога

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Цель метода: научиться сочинять истории и сказки. С детьми 3-

Берём книгу, детский журнал с разными рисунками

Суть метода заключается в том, что варианты идей получаются путём выбора и присоединения случайных слов к исходным словам. Случайные слова берутся из каталога, книги, или журнала.

Примерная цепочка вопросов для придумывания сказки :

Жил-был на свете (кто? что)

Он очень любил?

Однажды он (встретил, увидел, нашёл)

Он дружил (с кем, с чем)

Пришёл злой кто (что)

Им помог (кто? что)

Как помочь главному герою?

И тут появился (дополнительные герои)

Все они вместе начали (что они начали делать вместе? Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге. Придумывают название получившейся сказки.

Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.

Организуется продуктивная деятельность

Сочинение сказки (рассказа)с помощью преобразования времени и картин. Мы рассматриваем, что нарисовано на картине и задаё м вопросы: Что было до того, как они тут оказались? А как они тут оказались? Почему появилась радуга? Что будет после?

Можно проводить НОД по развитию речи с использованием методов ТРИЗ, а также превращать изучении е любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование».Это могут быть тематические циклы, например: «Лес», «Вода», «Насекомые», «Звери» и т д.

На примере методов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста проведём практическую работу в ходе мастер-класса по теме «Птицы».

«Птицы»

-Сегодня нам пришло письмо от инопланетян, которые побывали на Земле. На нашей Планете они фотографировали разные объекты, но когда вернулись к себе домой, проявили плёнку и отпечатали фотографии, не смогли понять, что на них изображено. Они прислали снимки в детский садик и просят им помочь. Показывает карточки-«фотографии», на которых условно изображены 2 птичьи ноги, 4 лапы, зубы, клюв, шерсть и перья.

-Как вы думаете, кого сфотографировали инопланетяне? (Птицу и зверя.)

-Что общего у птиц и зверей?

-Чем они отличаются?

Отгадайте загадку о птице, используя приё м отрицания:

«Плавает, но не утка. Летает, но не самолёт. Покрыт перьями, но не воробей. С длинной шеей, но не жираф. (Лебедь.)

С помощью чудесной лестницы придумаем рассказ про эту птицу. На каждой ступеньке лестницы в виде символов отображены методы и приемы ТРИЗ и РТВ.

Желательно, чтобы в выборе символов принимали участие дети, тогда они с удовольствием будут работать в дальнейшем самостоятельно. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие методы и приемы ТРИЗ и РТВ используются на занятии.

Пример:

1 ступенька. Вопрос о выбранной системе.

-Кто это?

2 ступенька. Надсистема.

-Где можно увидеть лебедя, где он живёт?

3 ступенька. Сектора круга (подсистемы)

-Из каких частей тела состоит?

4 ступенька. Геометрические фигуры и формы. (сравнение в целом или частично).

Туловище похоже на овал, клюв на треугольник и т. д.

5 ступенька. Цветовые пятна (определение цвета).

-Какими карандашами мы будем рисовать лебедя?

6 ступенька. Соотношение по размеру.

-Какой может быть лебедь по размеру?

Игра «Хорошо-плохо» Маленький лебедь –это хорошо (плохо?

Большой лебедь-это хорошо (плохо?

Физкультминутка «Лебедь»

7 ступенька. Маленькие человечки, ( физическое свойства: жидкое, газообразное, твёрдое)

-Их каких маленьких человечков состоит лебедь?

8 ступенька. Знак равенства (на что или кого похожа данная система).

-С кем сравнился лебедь в загадке? (С кем его можно сравнить)

9. ступенька. Рука (символизирует функции системы).

-Какая польза (вред) от этой птицы?

10. Продвижение во времени (кем система была в прошлом, кем станет в будущем).

-Кем был лебедь в прошлом? Кем он станет?

-Что нужно сделать, чтобы лебедь долго оставался красивым, радовал нас?

11. ступенька. Крестик (система исчезла во всём мире, как без неё обходиться, чем заменить?

-Что произойдёт, если все лебеди исчезнут?

Решение проблемной задачи: что случится, если на Земле вообще не будет лебедей?

12 ступенька. Буква Я и знак равенства (приё м эмпатии: представь себя в роли данной системы и расскажи от её имени о своих чувствах и ощущениях).

-Что чувствует лебедь ( например: весной, зимой, ночью и т. п.? О чём он думает и мечтает?

Физкультминутка «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)

Предлагает представить, что домашние и дикие птицы поменялись местами обитания. Что из этого может получиться, как им теперь живётся?

Метод фокальных объектов.

Используя картинки: куклы (заводной, говорящей); ножа (блестящего, складного); стакана (прозрачного, стеклянного, пофантазируйте и расскажите сказку про инопланетную птицу.

Пример: инопланетная птица-блестящая; если её заведут ключом, поёт красивые песни и рассказывает сказки; когда видит опасность становится прозрачной, незаметной. Птицу можно везде носить с собой, положив в карман, - она складная.

Итог: мы рассмотрели лишь некоторые виды сочинения сказок (рассказов) с использованием методов ТРИЗа, но если вас заинтересовала эта тема, вы можете в работе использовать и другие модели сочинения сказок (рассказов, и все они интересны, а главное способствуют развитию речи дошкольников.

Публикации по теме:

«Покоряем космические просторы» — моделирование«Покоряем космические просторы» — моделирование Всем доброго праздничного, настроения,уважаемые коллеги! В связи с наслоением праздничных дат во всех детских садах кипят творческие поиски.

Моделирование из бумаги «Чайная пара в подарок». 3 классМоделирование из бумаги «Чайная пара в подарок». 3 класс Вот такие чайные пары ученики 3Б изготовили на уроках технологии в подарок своим бабушкам! Чтобы чай пили и душу грели! Техника выполнения.

Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок»Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок» Прочитали сказки В. Сутеева "Палочка-выручалочка", "Под грибом", "Кто сказал "Мяу?". Детям очень понравилась сказка "Кто сказал "Мяу?" и.

Игра-моделирование «Человек и дерево»Игра-моделирование «Человек и дерево» Игру изготовить очень просто нужно картинки с изображением человека, и дерева, картинку с деревом предварительно разрезать на части; Корни,.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Моделирование из бросового материала «К нам прилетели инопланетяне!»Моделирование из бросового материала «К нам прилетели инопланетяне!» Цель: Развивать у детей воображение,конструктивное мышление,умение изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала. Материал:пустые.

Моделирование из бумаги «Ангел-хранитель»Моделирование из бумаги «Ангел-хранитель» Сегодня я хочу поделиться с вами идеей изготовления ангела из бумаги с дошкольниками подготовительной группы Эту поделку я делала в прошлом.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Фотоотчет «Моделирование жилых домов по схеме»Фотоотчет «Моделирование жилых домов по схеме» Тема: «Моделирование жилых домов по схеме» Цель: Закрепить у детей представления о геометрических фигурах, строительных деталях, разновидностью.

Плоскостное моделирование (фотоотчет)Плоскостное моделирование (фотоотчет) Плоскостное моделирование (фотоотчет) У детей 5-6 лет возрастает потребность в общении, развивается конструктивное творчество, воображение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование сказок
Опубликовано: 15 мая 2020 в 22:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование сказок» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорочкина (УИ 4286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД