Елена Чижкова
Модифицированная образовательная программа по народному хоровому пению «Народные лады» (7–10) лет
▼ Скачать + Заказать документы
I. Пояснительная записка
Пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на песне, благороден и велик, по силе и по духу. Русский народ пел всегда и во все времена: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе, в мирное время и военное.
Пение – это живой голос народа, выражающий национальный характер, говорящий обо всех его радостях и печалях, показывающий состояние его души. Самые сокровенные думы и надежды народ высказывает в песне.
Публикация «Модифицированная образовательная программа по народному хоровому пению „Народные лады“ (7–10) лет» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Русские народные песни отражают всю историю нашего народа, все его исторические этапы становления и развития. Песни, их тематику и интонацию, народ складывал в годы тяжелых битв, испытаний и лишений, выражая в них свои чувства и эмоции. Многие из русских народных песен суровы и скорбны по своему содержанию, в них видны все тяготы и лишения народа, его боль и переживания. Но наряду с этим в народе поется и множество веселых, остроумных и задорных песен, которые подбадривали и поднимали силу духа.
Народная песня и по сей день является непревзойденным образцом и показателем высокого искусства. Ей присуща способность в очень краткой, лаконичной форме выражать глубочайшее содержание, обобщать исконные, коренные черты характера русского народа. По содержанию народных песен в разные времена можно восстановить всю хронологию исторического развития народа. Народное хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В связи с этим разработана данная программа. Программа направлена на повышение музыкальной, певческой культуры детей, развитие творческих способностей, и помочь, таким образом, детям подняться на ступеньку выше в своем стремлении к лучшей и более содержательной жизни. Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые хотят заниматься пением, так и на одаренных детей, которые более способны от природы, для таких детей данной программой предусмотрены индивидуальные занятия. Определение способностей детей не всегда происходит в первый год. Различные конкурсы, концерты, проводимые в учреждении, в городе и республике, помогают выявить способности детей, их стремление к артистичной деятельности.
По вышеуказанным причинам актуальность и целесообразность обучения хоровому пению в системе дополнительного образования велика. Хоровое пение, являясь комплексным процессом, затрагивающим физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка, активизирует развитие его творческой индивидуальности. В связи с этим детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины, без творческого содружества которых создание теории и системы вокально-хорового воспитания детей невозможно.
Посредством народного хорового пения мы воспитываем у ребенка любовь к русской культуре, к русской истории и богатым русским традициям, интерес к музыкальному языку в целом.
Цель программы: раскрытие средствами народного хорового искусства творческого потенциала детей, воспитание высокого художественного вкуса, расширение культурного кругозора. Создание детского хорового коллектива через обучение основам музыкально-эстетического воспитания его участников, как инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
- Научить детей знать, любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости;
-Научить детей правильно и чисто интонировать, овладеть необходимым минимумом песенного репертуара;
- Формировать высокую певческую позицию;
-Формировать исполнительские хоровые навыки;
-Формировать практические умения и навыки сольного и хорового исполнения песен.
Развивающие:
- Развивать певческое дыхание;
- Развивать вокальную дикцию;
- Развивать музыкальный слух, память и ритм;
- Развивать певческий звук и естественный тембр голоса;
- Развивать кругозор и интерес к народной культуре;
- Способствовать развитию художественного вкуса;
- Развивать индивидуальные певческие и артистические способности,
музыкальный слух и память, чувство ритма, пластику движения.
Воспитательные:[/b]
-Воспитывать чувства любви к Родине, труду, и чувства ответственности;
- Воспитывать музыкальный вкус;
- Воспитывать сценическую культуру;
- Формировать нравственные принципы, патриотические чувства;
- Пробудить интерес к самостоятельной работе по поиску интересного материала в области народной культуры;
- Воспитывать активную жизненную позицию, формировать навыки участия в
жизни коллектива, проявления своих лучших качеств.
Задачи второго года обучения
Образовательные:
- Сформировать певческий, голосовой аппарат;
- Обучить выразительному пению;
- Обучить многоголосному пению, используя для этого различные приемы;
- Обучить пению в унисон;
- Обучить пению без сопровождения.
Развивающие
- Развивать музыкальные способности: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
- Развивать голос и его регистры, диапазон, тембр;
- Развивать слух, музыкальную память и мышление;
- Развивать мягкое, протяжное и плавное звучание голоса;
- Развивать навыки цепного дыхания.
Воспитательные:
- Формировать умение общаться, уступать и слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей;
- Воспитывать эмоциональное исполнение народно-хоровых произведений;
- Воспитывать у детей любовь к музыкально-исполнительской деятельности: пению, движениям под музыку, элементам исполнения на шумовых инструментах.
Программа «Народные лады» разработана для детей младшего школьного возраста.
Следуя традициям русской вокальной школы, в программе исключительное внимание уделяется процессу развития детского голоса. Набор в хоровую студию производится из учащихся средних общеобразовательных школ и детей по их собственному желанию. Принимаются также дети, у которых музыкальные способности слабо выражены, но имеется их желание петь. Не всегда, но в большинстве случаев, в ходе регулярных занятий, таким ребятам удается достичь больших успехов.
Все дети обязательно прослушиваются руководителем хора с целью определения начальных музыкальных данных каждого и подразделяются на группы, для коллективных и индивидуальных занятий. Основной контингент учащихся – дети с не выявленными музыкальными способностями.
Характерные качества голоса начинают развиваться в младшем школьном возрасте (7-8 лет, когда в основе диапазона лежат так называемые примарные тоны. В это время механизм и голосообразование у мальчиков и у девочек абсолютно идентичны, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер. Лучшими произведениями для детей данного возраста, будут народные мелодии с ограниченным диапазоном, а также песни, имеющие нисходящее мелодическое движение (колыбельные, прибаутки, колядки, потешки, частушки). Необходимо также вовлекать детей в фольклорные игры. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
В первый год обучения основное внимание уделяется правильной певческой установке, ознакомлению с основными приемами звуковедения и освоению пения легато, работе над дикцией, чистотой интонации, выработки унисона, развитию музыкальной памяти. Значительное место занимает работа с «гудошниками». Воспитывается умение слушать и понимать музыку, беседовать о ней. В репертуар хора включать народные песни и попевки с небольшим диапазоном мелодии. Кроме того включать песни современных композиторов, шуточные, лирические.
Количество детей в группе 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа с перерывом на 10 минут.
Во второй год обучения - дальнейшее освоение и совершенствование вокально-хоровых навыков, овладение всеми приемами звуковедения, улучшения дикции, достижения чистоты интонации, унисона.
Большое внимание занимает освоение навыка пения «a capella»: одноголосое, двухголосое. На занятиях постоянно следует уделять внимание расширению кругозора детей, развитию памяти речи, воспитанию выразительного исполнения музыки.
Количество детей в группе 2-го года обучения 10-12 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа, с перерывом по 10 минут.
Кроме коллективных занятий по данной двухгодичной программе проводятся также и индивидуальные занятия с наиболее одаренными детьми, выявленными в процессе отбора в хоровую студию «Народные лады» и последующих коллективных занятиях. Индивидуальные занятия проходят по 30 минут в день на каждого ребенка, два раза в неделю.
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:
- открытые уроки,
- сольные и групповые выступления,
- годовые отчетные концерты.
II. Список используемой литературы.
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1983. 112 с.
2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М. :1975. С. 104-113.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. 220 с.
4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М. : Музыка, 1967. 148с.
5. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1996. 367с.
6. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л. : Музыка, 1974. 282 с.
7. Менабени А. Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М. : Музыка, 1978. С. 28-37.
8. Морозов В. П. Развитие физических свойств детского голоса. // От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106.
9. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : Музыка, 1975. С. 17-23.