Млада Сидорова
Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми»
▼ Скачать + Заказать документы
Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми»
для старших и подготовительных групп.
Музыкальный руководитель Сидорова М. В.
I. Пояснительная записка
Образовательная область: художественно-эстетическая
Направление: музыкально-ритмическое
Возраст: старший дошкольный (5-7 лет)
Срок реализации: 2 года
Актуальность:
Публикация «Модифицированная программа дополнительного образования „До-ре-ми“» размещена в разделах
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Ещё древние греки говорили о воспитании гармоничной личности через «гимнастику для тела и музыку для души».
Музыкально-ритмическая деятельность – универсальное средство для развития у детей не только художественно-эстетических компетенций, но и комплекса универсальных личностных качеств – интеллектуальных, коммуникативных, нравственных, творческих.
В возрасте 6-7 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении и пластике. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании музыки. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, свободно различают звуки по высоте и длительности, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и певческой.
Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.
Научность: программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.
Цель: формирование культурно-нравственных и творческо-интегративных качеств старшего дошкольника посредством музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
1. На основе знаний певческой гигиены и самоконтроля голосового и двигательного аппарата развивать элементарные правила здорового образа жизни.
2. Развивать любознательность, активность ребенка в вокально-хоровой и музыкально-ритмической деятельности.
3. Воспитывать умение эмоционально отзываться на произведения музыкального искусства, передавать музыкальный образ в различных формах музыкального исполнительства.
4. Овладевать средствами общения: способами взаимодействия со взрослым и сверстниками в сольной, хоровой, игровой и танцевальной деятельности.
5. Использовать потенциал музыкальной культуры для развития способностей у детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
6. На основе творческих заданий, импровизации развивать способность у детей решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.
7. Формировать первичные представления детей о себе, семье, природе и обществе используя музыкальное творчество.
8. Используя различные формы игровой деятельности формировать у детей умение работать по правилу и по образцу, а также проявлять инициативу и творчество.
9. Развивать музыкальные способности: метрический слух, звуковысотный слух, динамический слух, чувство музыкальной формы, чувство ритма, слуховое внимание и музыкальную память.
10. Развивать двигательную сферу: формировать основные двигательные навыки и умения, выразительность движений, мимики и пантомимики, пространственные ориентировки.
11. Расширять кругозор детей, их словарный запас, развивать память, мышление и речь.
Принципы и подходы реализации программы:
- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- комплексно-тематический принцип планирования;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- принцип творческого развития;
-принцип индивидуального подхода.
Формы работы с детьми:
индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Формы работы кружка:
занятие, беседы, творческое задание, игры, концерты.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);
Подходы: развивающий; системно-деятельностный; личностно – ориентированный.
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, оздоровительная, музыкально-художественная.
Психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Реализация:
Образовательная деятельность реализуется в старшей и подготовительной к школе группе 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность – не превышает 30 мин.
Структура занятия:
1. дидактические игры;
2. дыхательная гимнастика;
3. пальчиковая гимнастика;
4. двигательные упражнения;
5. логоритмические упражнения;
6. распевки, скороговорки;
7. разучивание песен;
8. разучивание игр с пением и хороводов;
9. разучивание танцев.
Интеграция образовательных областей:
Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие»: в результате двигательной активности развиваются координация движений, гибкость, пластичность, ловкость, ориентация в пространстве и т. д., происходит приобщение детей к здоровому образу жизни, правилам безопасного поведения в окружающем мире через музыкально-игровую и театрализованную деятельность.
Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение детей к различным видам искусств, развитие эстетических чувств, вкуса, творческих способностей детей.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» - знакомство с многообразием окружающего мира, свойствами и качествами предметов и явлений.
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие» - развитие речевого аппарата, дыхательной системы, приобщение детей к художественному слову, расширение словарного запаса и кругозора.
Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - познание мира социальных отношений, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую и театрализованную деятельность.
Показатель результативности: выступление детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях и т. п.)
Интегративные качества:
Физически развитый, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Охрана своего голоса. Активность и любознательность в исследовании свойств голоса, коммуникативные навыки и умения в процессе музыкально-игровой, коллективной и самостоятельной творческой деятельности. Любознательность и активность в изучении творческого наследия. Эмоциональная отзывчивость (откликается на эмоции близких людей и друзей, эмоционально реагирует на музыку, мир природы). Овладение средствами и способами общения взаимодействия со взрослым и сверстниками по поводу музыкального искусства. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдение правил поведения в общественных местах (театре). Способность решать интеллектуальные и личностные задачи. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в певческой и танцевальной импровизации, творчестве. Имеет первичные представления о себе, обществе, мире природы. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение необходимыми умениями и навыками исполнительской деятельности. Музыкальные способности: метрический, звуковысотный, динамический слух, чувство музыкальной формы.
II. Тематическое планирование. Примерный тематический план.
Первый год обучения:
сентябрь:
Наш дружный хор
В гости к осени
Осенний лес
Хор и солист
октябрь:
Весело-грустно
Мажор и минор
Узнай маску
Весёлые лесенки
ноябрь:
Музыкальные лесенки
Сколько ступенек?
Вверх или вниз?
Весёлые и грустные клоуны
декабрь:
Музыкальная речь
Динамические отттенки музыки
Что такое музыкальные штрихи
Новый год
январь:
Деревенские посиделки
В гостях у Варвары
Зима в деревне
февраль:
Музыкальные гаммы
Путешественники
Метр и ритм
Узнай по ритму
Март:
Мамин праздник
Высокие и низкие звуки
Сколько нас поёт?
Весна-красна
апрель:
Тембр
Кого встретил колобок?
С песенкой по лесенке
Наш дом
май:
Мишкина прогулка
Мышки на лужайке
В зоопарке
Наш концерт
Второй год обучения:
сентябрь:
Прогулка в осеннем лесу
Колобок – колючий ёж
Земляничка
Мишкина малина
октябрь:
Полная корзинка
Осенняя ярмарка
Сундучок Осени
Кто как к зиме готовится
ноябрь:
Почему медведь зимой спит?
Магазин игрушек
Городок игрушек
Поиграем в поезд
декабрь:
Снежная баба
Два Мороза
Новоселье
Новогодний поезд
январь:
Зимняя царица
Кошкин дом
У кошки новоселье
февраль:
Строим дом
Кем быть?
Крокодил Гена идёт в армию
Сказка о глупом мышонке
Март:
Сказка об умном мышонке
Пироги пекла лиса
Весёлые музыканты
Кто где живёт?
апрель:
Зайкин день
На лесном перекрёстке
Будем космонавтами
Птицы
май:
Находчивый бобр
В гостях у лягушат
Приключения Квака
Муха-цокотуха
III. Содержание программы. Репертуар.
Первый год обучения:
Сентябрь
Дидактическая игра: «Музыка дождика», «Длинные и короткие звуки»
Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу», «Шину прокололи»
Двигательные упражнения: «Пиджачок»
Логоритмика: «Дружат в нашей группе»
Распевки: «Дождик», «Три синички»
Песня: Ф. Лещинская «Ёж»
Хоровод: «В сыром бору тропина» рус. нар., «Идёт коза рогатая»
Танец: «Дождя не боимся»
Октябрь
Дидактическая игра: «Весело-грустно»,«Маски»
Дыхательная гимнастика: «Перекличка животных», «Трубач»
Двигательные упражнения: «Рынок»
Логоритмика: «По тропинке дождь бежит»
Распевки: «В октябре», «Музыкальные лесенки»
Песня: «От носика до хвостика»
Игра: И. Меньших «По лесочку мы гуляем»
Танец: «Бальная полька»
Ноябрь
Дидактическая игра: «Лесенка»,«Сколько ступенек?»
Дыхательная гимнастика: «Топор», «Ворона»
Двигательные упражнения: «Берёзка»
Логоритмика: «Кошка на окошке»
Распевки: «Раз, 2, 3, 4…», «Кукушка»
Песня: Э. Гумпердинк «Стоит стар человечек»
Хоровод: «Во поле берёзка»
Танец: «Матрёшки»
Декабрь
Дидактическая игра: «Музыкальная азбука»
Дыхательная гимнастика: «Хомячок», «Собачке жарко»
Двигательные упражнения: «Деревянные и тряпичные куклы»
Логоритмика: «Белый пух, снежный пух»
Распевки: «Зима», «У кота»
Песня: «Весёлое Рождество»
Хоровод: «Сею-вею снежок» рус. нар.
Танец: «Метелица»
Январь
Дидактическая игра: «Десяток»,«Кошка и кот»
Дыхательная гимнастика: «Воздушный шарик», «Задуем горящие угольки»
Двигательные упражнения: «Любопытная Варвара»
Логоритмика: «У козы рогатой»
Распевки: «Два кота», «Бубенчики»
Песня: «Весёлая мышка» англ. нар.
Игра: «Коза-дереза»
Танец: «Менуэт»
Февраль
Дидактическая игра: «Снежная горка»,«Ритмическое лото»
Дыхательная гимнастика: «Воротики и паровозик», «Гуси»
Двигательные упражнения: «Кораблик»
Логоритмика: «Черепаха хвост поджала»
Распевки: «Петушок», «Ко-ко, курочка»
Песня Г. Струве «Песенка о гамме»
Хоровод «Перед весной» рус. нар.
Танец «Танец тройками»
Март
Дидактическая игра: «Кот и птички», «Сколько нас поёт?»
Дыхательная гимнастика: «Красим полы», «Белим потолок»
Двигательные упражнения: «Качели»
Логоритмика: «На дворе трава»
Распевки: «Серые гуси», «Считалочка»
Песня «Про козлика»
Хоровод О. Чеканова «Травушка-муравушка»
Танец «Бабушкина горница»
Апрель
Дидактическая игра: «Кого встретил колобок?», «Я шагаю вверх»
Дыхательная гимнастика: «Комарик», «Жук»
Двигательные упражнения «Мы строим дом»
Логоритмика «Пусть попляшет язычок»
Распевки «Белка», «Зайчик»
Песня А. Фролова «Русский чай»
Хоровод «Ой, бежит ручьём вода» рус. нар.
Танец «Господин учитель жук»
Май
Дидактическая игра: «Колокольчики», «Весёлые интервалы»
Дыхательная гимнастика: «Мишка учит буквы»
Двигательные упражнения: «На море» (гимнастический комплекс)
Логоритмика: «Слово на ладошках»
Распевки: «Пчёлки», «Качели»
Песня Ю. Турянский «Весёлые мышки»
Песня-игра Е. Поплянова «Сороконожки»
Танец «Летняя полька»
Второй год обучения:
Сентябрь
Дидактическая игра:«Кто шагает по тропинке»,«Кто гулял в саду?»
Дыхательная гимнастика: «Ветер и листья», «Подуй на одуванчик»
Двигательные упражнения: «Малина», «Ёжик», «Зайчик»,«Лиса», «Птенчики в гнезде»
Логоритмика: «Лесные звери», «Прогулка»,«Птенчик», «Мишка», «Зайчик»,«Ёжик»
Распевки: «Сорока»,«Приходи, солнышко»
Песня: А. Савельев «Прогулка»
Игры:«Догонялки», «Гора-дерево-кочка», «Игра с листьями»
Танцы: «По ягоды», «Корзиночка»
Октябрь
Дидактическая игра:«Что в корзиночке моей?»,«Узнай инструмент»
Дыхательная гимнастика:«Пчёлка», «Ветерок», «Подуй на чай», «Синьор-помидор»
Двигательные упражнения:«Орехи», «Рукавицы», «Капуста»
«Белка», «Дождь», «Букет»
«Яблоки», «Кто как ходит», «Заинька», «Овощи»
Распевки:«Дождик», «Редиска», «Лиса»
«Ёжик и бычок», «Зайчик»
Пение: Е. Никитина «Неуклюжий медведь», «Весёлые ребята»
Игры: Насауленко «Медведь и пчёлы»,«Огуречик», «Арбуз»
Танец: «Грибы и ягоды»
Ноябрь
Дидактическая игра:«Музыкальный магазин»
Дыхательная гимнастика:«Ветер и деревья», «Шар»
Двигательные упражнения:«Запыхтел паровоз»
«Белка», «Мяч», «Куколка»
«Кошка и мышка»
Распевки:«Грибы», «Курочка», «Цоп, орешек», «Игрушки», «Ванька-
Встанька», «Паровоз»
«Тихо, куколка», «Едет паровоз»
Пение: С. Насауленко «Часики»
Игры: Насауленко «Обезьянки и тигр»
Танец: «Вежливый танец»
Декабрь
Дидактическая игра:«Гномики»
Дыхательная гимнастика:«Как подул Дед Мороз»
Двигательные упражнения:«Снеговик», «Строим дом»,
«Ёлочка»,«Мороз», «Саночки», «Гости»,
Распевки:«Сорока», «Звери на ёлке», «По-
езд», «Как на горке снег»
«Ой, звоны», «Горелки»
Пение: С. Насауленко «Зимние забавы»
Игры: «Снежная баба», «Улыбнись и замри», «Барашки и волк»
Тнец: «Старинная полька»
Январь
Дидактическая игра:«Горка», «Кошка и котята»
Дыхательная гимнастика:«Сдуй снежинку», «Шина»
Двигательные упражнения:«Горка», «Кошкин дом», «Строим дом»
«Едет паровоз», «Ели на опушке»
Распевки: «Кисонька», «Гости»
«Зайчик», «Котик»
Пение: «Зимняя колыбельная» Л. Старченко
Игры: Насауленко «Зимушка»
Танец:«Зима в избушке» А. Черныш
Февраль
Дидактическая игра:«Чей замок?», «Чей это марш?»
Дыхательная гимнастика:«Пильщики», «Ветер развевает флаг», «Пузыри», «Пароход»
Двигательные упражнения:«Гномы», «Бойцы-молодцы»
«Считалка для мышки»
«Строим дом», «Профессии»
Распевки:«Пограничники», «Сказка…»
«Пильщики», «Почтальон»
«Труба», «Кто как кричит»
«Гномики», «Весёлая мышка»
Пение: «Песня о медсестре»
Игры:«Баба Яга», «Ровным кругом»,«Сигнальшики», «Кот и мыши»
Танцы:«Гномики», «Чебурашка»
Март
Дидактическая игра:«Кто сидит в пруду?»
Дыхательная гимнастика:«Ёжики» и «Лягушки»
Двигательные упражнения:«Пчела»
«Считалка для мышки»
«Каравай», «Сова»
Распевки: «Белочка», «Уточка»
«Эхо», «Три синички», «Белка»
Пение: «Лесная песенка», «Моя Россия»
Игры:«Мышонок и хорёк»,«День и ночь»
Танец: «Маленький ёжик»
Апрель
Дидактическая игра:«Что делают зайцы», «Птички»,«Светофор»
Дыхательная гимнастика:«Ветерок и кораблик», «Машина"
Двигательные упражнения:«Дровосек», «Ракета»
«Воробьи и кот», «Улитка»,
«Раз Меркурий», «Воробьи и кот»
«Зайкина зарядка», «Птицы»
«Зайкина зарядка»
Распевки: «Скок-поскок», «Кукушка»
«Тучка на колёсах» «Грузовик»
«Туту-ляк», «Кукушка»
Пение: С. Насауленко «Про уличное движение»
Игры: «Созвездия», «Калачи»,«Не опоздай в ракету»
Танцы:«Звёздная страна»,«Зайчики-мячики»
Май
Дидактическая игра:«Поле чудес», «Кто сидит в пруду»
Дыхательная гимнастика: «Комарики», «Лягушата»
Двигательные упражнения:«Капли», «Лягушата», «Паук»
«Поход», «Строим плот»
Распевки: «Дождик», «Бобёр»
Пение: Г. Фёдорова «Песенка утят»
Игры: «Считалка», «Лягушка», «Спрячься от паука»
Танец: «Школьная кадриль»
IV. Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Методы диагностики:
Диагностика развития координации, ловкости, пластичности, ориентации в пространстве – наблюдение, игровые задания «Услышь сигнал», «Что делают дети?», «Игры-превращения» и т. д.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку - диагностическая ситуация «Хочу дослушать».
Диагностика метроритмического слуха (чувство ритма) - тест-игра «Ладошки».
Диагностика звуковысотного слуха (ладовое чувство) - игровое задание «Куда идет мелодия?», «Сколько ступенек?» и т. д.
Диагностика динамического слуха - игровое задание «Громко - тихо»
Диагностика гармонического слуха – игровые задания «Сколько нас поёт?», «Грустно или весело?»
Диагностика чувства музыкальной формы - игровое задание «Незавершенная мелодия».
Диагностика особенностей интереса и отношения к исполнительству и тематике детских песен и танцев - индивидуальная беседа.
V. Методическое обеспечение
1. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Праздник каждый день. / «Композитор», Санкт-Петербург, 2008
2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению/ СПб, Муз. палитра, 2008
3. Насауленко С. Г. Музыкальные игры и новые песни/Колокольчик №38-2007
4. Погребинская М. М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007
5. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников/ Волгоград, «Учитель»,2009
6. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки/ СПб, Детство-Пресс, 2009
7.. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Хи-хи-хи да ха-ха-ха»/СПб, 2009
8. Е. Поплянова «А мы на уроке играем»/М., «Новая школа»,1994
9. И. Меньших «С музыкой растём, играем и поём»/Ростов-на-Дону, «Феникс»,2010
10. «Русская народная песня для детей»/СПб, 1999
11. Буренина А. «Ритмическая мозаика»/С. -Пб, 2000
12. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина. – М. : Сфера, 2004
13. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду/М., «крипторий 2003»
14. Суворова Т. «Танцевальная ритмика для детей» /С-Пб, 2005
15. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
16. Журналы «Музыкальный руководитель»