Ирина Сергеевна Чижикова
Моя педагогическая концепция
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Чижикова, я воспитатель детского сада №22 города Калининграда. Я хочу предоставить вашему вниманию свою педагогической концепцию под названием «Развитие мелкой моторики и координации движения рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
Публикация «Моя педагогическая концепция» размещена в разделах
В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Именно поэтому одной из задач предшкольной подготовки является развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Придя работать в детский сад в группу детей 3-х 4-х лет, я не могла не заметить, недостаточное развитие мелкой моторики рук многих детей. Дети неловко держали ложку, карандаш, не могли застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывало трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Многие отказывались от любимых детьми лепки и аппликации, не успевали за ребятами на занятиях. Все это свидетельствовало о недостаточно развитой ручной моторике.
Именно поэтому я решила обеспечить комплексный подход по развитию мелкой моторики рук воспитанников.
Для начала я ознакомилась с работами разных авторов по теме развития мелкой моторики, отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва, другие - теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар, третьи лепке, конструированию (3. И. Богатеева, г. Ульяновск)четвертые – пальчиковым играм и упражнениям.
Поле этого мною была подобрана литература с играми и упражнениями, развивающими моторику рук, и заданиями по изобразительной деятельности, способствующими развитию координации движений и мелкой моторики дошкольников.
Эти упражнения введены в совместную и индивидуальную работу с воспитанниками, в самостоятельную деятельность детей, используются в режимных моментах и включены в непосредственную образовательную деятельность.
В ежедневной работе с детками мною используются различные средства развития мелкой моторики:
- игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, счетные палочки, игры с природным материалом, нанизывание бусин, игры со шнурками и др. ,
- пальчиковые игры,
- массаж кистей рук,
- графические упражнения («штриховки», «соединялки», «обводилки»,
- ручной труд,
- использование различных традиционных и нетрадиционных техник в изодеятельности.
Особое внимание уделяется развитию мелкой ручной моторики посредством изобразительной и художественно-продуктивной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Изобразительная деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации, что не всегда максимально увлекает детей. В то же время при использовании нетрадиционных изобразительных техник мотивация успешности сохраняется благодаря особенностям их применения: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.
Приняв за основу то, что при специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников будет быстрее развиваться мелкая моторика, я поставила цель и наметила задачи.
Цель:
Развивать мелкую моторику и координацию движения рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
- создать предметно-развивающую среду,
- познакомить детей с нетрадиционными техниками творческой деятельности,
- обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей,
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность,
- проводить просветительскую работу с родителями по этому направлению.
Поставленные задачи реализуются через непосредственную образовательную деятельность, где воспитанники получают знания, умения и навыки применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности, через совместную деятельность педагога и детей, где полученные знания умения и навыки применяются, через самостоятельную деятельность, где знания умения и навыки используются самостоятельно, через просветительскую работу с родителями по данному направлению.
Совместно с родителями развивающая среда была наполнена материалами, необходимыми для применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по обрывной и салфеточной аппликации, пластилинографии. Данные техники хороши тем, что они доступны даже для младшего возраста, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность дошкольников, делая ее более увлекательной и интересной.
Аппликация из салфеток – это вид аппликации, при котором путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получают комочки, которые приклеивают на определенные места или используют для заполнения контура рисунка.
Техника обрывной аппликации заключается в выкладывании кусочков рваной бумаги на основу в виде мозаики. Изготавливать такие аппликации могут дети, начиная с двухлетнего возраста.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объёмные.
Взаимодействие с родителями является очень важным направлением деятельности. Основная его задача – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые игры», «Объемная аппликация», «Первые шаги в освоении письма» и др. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Систематическая комплексная работа по развитию мелкой моторики в течение года позволила достичь следующих положительных результатов: кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, работа с мелкими предметами уже не пугает, а вызывает нарастающий интерес. Все это свидетельствует о положительной динамике развития мелкой моторики рук, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что проводимая работа поможет детям легче овладеть навыком письма.
В дальнейшем планируется продолжить работу по комплексному развитию мелкой моторики с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Помимо уже используемых техник будут введены новые (оригами, торцевание, аппликация из крупы, элементы квиллинга, возраст детей и уже имеющиеся навыки будут это позволять.
В заключение хочется всем пожелать, чтобы таланты и дарования детей, которые нас окружают, обязательно вовремя раскрывались.