МААМ-картинки

Моя педагогическая концепция (1 фото)

Ирина Сергеевна Чижикова
Моя педагогическая концепция
▼ Скачать + Заказать документы

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Чижикова, я воспитатель детского сада №22 города Калининграда. Я хочу предоставить вашему вниманию свою педагогической концепцию под названием «Развитие мелкой моторики и координации движения рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

Публикация «Моя педагогическая концепция» размещена в разделах

В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Именно поэтому одной из задач предшкольной подготовки является развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Придя работать в детский сад в группу детей 3-х 4-х лет, я не могла не заметить, недостаточное развитие мелкой моторики рук многих детей. Дети неловко держали ложку, карандаш, не могли застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывало трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Многие отказывались от любимых детьми лепки и аппликации, не успевали за ребятами на занятиях. Все это свидетельствовало о недостаточно развитой ручной моторике.

Именно поэтому я решила обеспечить комплексный подход по развитию мелкой моторики рук воспитанников.

Для начала я ознакомилась с работами разных авторов по теме развития мелкой моторики, отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва, другие - теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар, третьи лепке, конструированию (3. И. Богатеева, г. Ульяновск)четвертые – пальчиковым играм и упражнениям.

Поле этого мною была подобрана литература с играми и упражнениями, развивающими моторику рук, и заданиями по изобразительной деятельности, способствующими развитию координации движений и мелкой моторики дошкольников.

Эти упражнения введены в совместную и индивидуальную работу с воспитанниками, в самостоятельную деятельность детей, используются в режимных моментах и включены в непосредственную образовательную деятельность.

В ежедневной работе с детками мною используются различные средства развития мелкой моторики:

- игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, счетные палочки, игры с природным материалом, нанизывание бусин, игры со шнурками и др. ,

- пальчиковые игры,

- массаж кистей рук,

- графические упражнения («штриховки», «соединялки», «обводилки»,

- ручной труд,

- использование различных традиционных и нетрадиционных техник в изодеятельности.

Особое внимание уделяется развитию мелкой ручной моторики посредством изобразительной и художественно-продуктивной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Изобразительная деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Но, как правило, занятия в дошкольном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации, что не всегда максимально увлекает детей. В то же время при использовании нетрадиционных изобразительных техник мотивация успешности сохраняется благодаря особенностям их применения: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Приняв за основу то, что при специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников будет быстрее развиваться мелкая моторика, я поставила цель и наметила задачи.

Цель:

Развивать мелкую моторику и координацию движения рук дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду,

- познакомить детей с нетрадиционными техниками творческой деятельности,

- обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей,

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность,

- проводить просветительскую работу с родителями по этому направлению.

Поставленные задачи реализуются через непосредственную образовательную деятельность, где воспитанники получают знания, умения и навыки применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности, через совместную деятельность педагога и детей, где полученные знания умения и навыки применяются, через самостоятельную деятельность, где знания умения и навыки используются самостоятельно, через просветительскую работу с родителями по данному направлению.

Совместно с родителями развивающая среда была наполнена материалами, необходимыми для применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по обрывной и салфеточной аппликации, пластилинографии. Данные техники хороши тем, что они доступны даже для младшего возраста, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность дошкольников, делая ее более увлекательной и интересной.

Аппликация из салфеток – это вид аппликации, при котором путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получают комочки, которые приклеивают на определенные места или используют для заполнения контура рисунка.

Техника обрывной аппликации заключается в выкладывании кусочков рваной бумаги на основу в виде мозаики. Изготавливать такие аппликации могут дети, начиная с двухлетнего возраста.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объёмные.

Взаимодействие с родителями является очень важным направлением деятельности. Основная его задача – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые игры», «Объемная аппликация», «Первые шаги в освоении письма» и др. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

Систематическая комплексная работа по развитию мелкой моторики в течение года позволила достичь следующих положительных результатов: кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, работа с мелкими предметами уже не пугает, а вызывает нарастающий интерес. Все это свидетельствует о положительной динамике развития мелкой моторики рук, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что проводимая работа поможет детям легче овладеть навыком письма.

В дальнейшем планируется продолжить работу по комплексному развитию мелкой моторики с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Помимо уже используемых техник будут введены новые (оригами, торцевание, аппликация из крупы, элементы квиллинга, возраст детей и уже имеющиеся навыки будут это позволять.

В заключение хочется всем пожелать, чтобы таланты и дарования детей, которые нас окружают, обязательно вовремя раскрывались.

Моя педагогическая концепция
Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моя педагогическая концепция
Опубликовано: 20 октября 2014 в 10:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моя педагогическая концепция» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сергеевна Чижикова (УИ 50049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД