Приложение МААМ

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Юлия Осипова
Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка.

Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Введение

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим логопеду судить об успешности проведения коррекционной работы.

Публикация «Мониторинг, Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Среди детей имеющих ТНР посещающих речевую группу детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность пространственных представлений накладывает свой отпечаток на речь. Исследование речи дошкольников обнаруживает неточности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. Часто в устная речь детей изобилует стойкими аграмматизмами.

Своевременное формирование грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.

В связи с этим существует необходимость раннего выявления нарушений грамматического строя речи у детей с ТНР. Своевременное выявление этих нарушений позволит начать раннюю логопедическую работу, тук как в дошкольный возрасте коррекционное воздействие совпадает с естественной в онтогенезе физиологической активностью функциональных речевых систем и стимулирует формирование соответственных навыков и умений.

Объектом исследования является грамматический строй речи детей с ТНР 5-6 лет

Задача исследования – определение оптимальных путей логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Теоретическая значимость состоит в том, что полученные данные помогут учителю- логопеду углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при проведении коррекционной работы, направленной на преодоление грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР

Работа по обследованию сформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста начинается в сентябре и продолжается на протяжении 2-3 недель параллельно с обследованием развития других сторон речи. Каждый день на исследование затрачивается от 10 до 20 минут в зависимости от возможностей ребенка. Во время обследования учитель – логопед создает эмоционально-положительный фон, использует различные виды поощрения. При первых проявлениях усталости или негативизма – обследование прекращается.

Соблюдение данных условий позволяет получить наиболее точный результат сформированности грамматического строя речи.

При составлении обследования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие материалы:

1. Лалаева, Серебрякова «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР»

2. Иншакова «Альбом обследования речи детей»

Содержание методики исследования грамматического строя речи у детей с ТНР :

1. Исследование состояния словоизменения

1.1 употребление существительных в разных падежах

1.2 употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

1.3 Изменение глаголов по лицам

1.4 Согласование существительного с прилагательным в единственном числе

1.5 Употребление существительных с числительным

1.6 Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.

1.7 Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-,-под-,-над-,-за-,-перед-,-около-.

2. Исследование словообразования

2.1Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

2.2. Образование названий детенышей животных

2.3. образование глаголов приставочного значения с приставками –с-, у-,под-,от-,за-,пере-,до-

2.4. образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.5 Образование относительных прилагательных с суффиксами-- -н-,-ан-,ян-,-енн-.

2.6. Образование сложных слов

Методика по оценке уровня сформированности грамматического строя речи включает в себя диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий состоит из специально подобранного дидактического материала (дидактические игрушки, специально подобранные задания и дидактические игры с использованием информационно- компьютерных технологий)

Учитель-логопед предлагает ребенку поиграть, выполнить задание в соответствии с исследуемыми параметрами. Логопед наблюдает за выполнением задания и выставляет соответствующий балл.

3 балла- ребенок самостоятельно,правильно и быстро выполняет задания.

2 балла- ребенок испытывает затруднения, но самостоятельно находит ошибку и исправляет ее.

1 балл – ребенок ошибается, выявляет ошибку, но самостоятельно не исправляет.

0 баллов – ребенок не выявляет ошибку, помощью логопеда не пользуется, или отказывается от выполнения задания.

Например: Обследование состояния словоизменения, употребление предложно-падежных конструкций с предлогами – в-, -на-,-под-,-за-,-перед-,-около-.

Оценка выполнения:

3 балла – ребенок правильно выполняет конструкции с предлогами.

2 балла—допускает ошибки при употреблении предлогов – перед-, -около-, но выявляет ошибку и исправляет ее.

1балл – допускает ошибки при употреблении предлогов перед-, -около-, не выявляет ошибку, помощь логопеда не использует.

0 баллов— отказывается от выполнения задания, или допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза.

Баллы выставляются в протокол, далее выводится среднеарифметический показатель, по этому показателю определяем уровень сформированности словообразования и словоизменения.

Все данные индивидуальных протоколов заносятся в сводную таблицу развития грамматического строя группы.

Анализ полученных результатов позволяет :

• Выявить определенные компоненты грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.

• Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса.

• Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.

• Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Публикации по теме:

Что у нас получилосьЧто у нас получилось Цель: - развитие грамматического строя речи в согласовании прилагательных с существительным; - совершенствование слухового внимания.

Речевая игра «Что я приготовлю»Речевая игра «Что я приготовлю» Дидактическая игра "Что я приготовлю" Цель: развитие грамматического строя речи, развитие словаря Ход: дети получают цветные кастрюльки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 20 августа 2012 в 20:13
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Осипова (УИ 10386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД