Анна Сидорова
Мониторинг образовательного процесса ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Школьное обучение
никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком.
Л. С. Выготский
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», — писал В. А. Сухомлинский. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для школы — это конституция школьной жизни. Для нашего детского сада таким документом стали ФГТ.
Публикация «Мониторинг образовательного процесса ДОУ» размещена в разделах
- Мониторинг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГТ выделяется раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом : только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.
Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах : детский сад — начальная школа. Портреты выпускника дошкольника и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее. предпосылок к развитию компетентностей).
Требования к результатам освоения образовательных программ в ФГТ и ФГОС во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника Исходя из ФГОС и ФГТ, так называемые точки соприкосновения деятельности структурного подразделения и школы опираются на три направления:
— согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях;
— отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических усло-вий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ;
—обогащение организационных форм и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— воспитание нравственного человека;
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.
На дошкольной ступени:
— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
—индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или
отставания.
Реализация общей цели и задач образования детей 3—10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий.
На дошкольной ступени:
— личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
— формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора разви-тия ребенка;
— построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
— опора на имеющийся уровень достижений дошкольного детства;
— направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
— сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, работающими с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промеж точных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программ. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками.
Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности—эмоционального принятия или
отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
Если карта развития заполняется на основе наблюдений, то ее составляет педагог, если на основе диагностических методик —ее составляет специалист.