Получи документы

Конспект занятия «Когда зародилась математика»

Eлена Крюкова
Конспект занятия «Когда зародилась математика»

Мониторинг, введение в образовательную программу: когда зародилась математика, и что явилось причиной её возникновения?

МОНИТОРИНГ, ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ: КОГДА ЗАРОДИЛАСЬ МАТЕМАТИКА, И ЧТО ЯВИЛОСЬ ПРИЧИНОЙ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ?

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с высказываниями ученых математиков; способствовать формированию вычислительных навыков и стремления достигать результатов; развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Понятия: ученые математики, натуральные числа.

Ход занятия:

Публикация «Конспект занятия „Когда зародилась математика“» размещена в разделах

I. Вводная часть.

Приветствие со свечой.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть здесь. У меня в руках свеча. Передавая её друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рада тебя видеть!».

Беседа:

Сегодня мы с вами познакомимся с программой, по которой будем заниматься в течение года. Помните, что наши занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Главное то, «Чему я научился сегодня?». Ведь так интересно быть умнее, быстрее и смышленее взрослых. Но не отчаивайтесь, если ответ на вопрос не приходит в голову сразу. Следуйте правилу: «Сегодня не получилось – обязательно получится завтра, надо только захотеть!» А оценить свои успехи вы сможете сами, и в этом вам помогут условные значки.

Я верю, что у вас всё будет получаться. А наши занятия будут успешными и интересными! Начинаем!

«Мозговая гимнастика»

Разминка для ума

II. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение В. Шефнера.

Чтоб водить корабли,

Чтоб в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо многое уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!

– Сегодня на занятии узнаем, зачем люди изучают математику, первого математика и многое другое.

История становления науки – математика.

– По поводу древности математики никто не спорит, а вот о том, что же побудило людей заниматься ею, существует много мнений. Одно из них: математика, так же как поэзия, живопись, музыка, театр и вообще – искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его, быть может, не до конца осознанным еще стремлением к познанию и красоте.

(С пирамидой связано много таинственных историй и легенд. В один из жарких дней Фалес вместе с главным жрецом храма Изиды прогуливался мимо пирамиды Хеопса.

- Знает ли кто – либо, какова её высота?- спросил он.

- Нет, сын мой, - ответил ему жрец,- древние папирусы не сохранили нам этого.

- Но ведь определить высоту пирамиды можно совсем точно и прямо сейчас!- воскликнул Фалес.

- Вот смотрите,- продолжал Фалес,- именно в это время, какой бы мы предмет не взяли, тень от него, если поставить его вертикально, точно высоте предмета.

Измерив тень от египетской пирамиды и тень от шеста и применив свои теоремы о подобии, он вычислил высоту пирамиды. Так, по легенде, родилась наша наука – математика.)

Для чего изучают математику?

На этот вопрос замечательно ответил английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».

И еще одна особая роль математики - развитие интеллектуальных и творческих способностей человека. Лучшего средства пока не найдено.

Гении математики

Как оказалось, математике можно научиться не только в школе или в институте, но и дома, рассматривая обои. Во всяком случае это получилось у Софьи Ковалевской. Так вышло, что она в детстве смотрела в своей комнате на листы с лекциями об интегральном и дифференциальном вычислении. А все дело в том, что на детскую просто не хватило обоев. Вот так она стала великим математиком!

III. Практическая часть.

Задание1. «Разгадай кроссворд и прочитайте ключевое слово» (Математика)

Педагог проводит математические фокусы.

Фокус №1

– У меня на картонных карточках написаны две цифры:

на одной – цифра 2

на другой – цифра 3.

Двое из вас могут взять по карточке с цифрами, а я угадаю, у кого из них какая цифра.

– Первый умножь свое число на 3, а второй пусть умножит свое число на 2. Теперь, что получилось у одного и у другого, сложите.

Объяснение. Для проведения игры надо знать следующее. Цифры, с которыми проводится игра, должны быть одна четная, а другая – нечетная. Нужно заставлять умножать одно из чисел на четное число, а другое – на нечетное. Отгадывающий должен сам предположить, например, что у первого цифра 3, а у второго цифра 2, и мысленно тоже производить вычисления. Если вычисления отгадывающего совпадают с результатом тех товарищей, у которых находились цифры, значит, его предположение оказалось верным, и у первого цифра 3, а у второго цифра 2. Если же его ответ при вычислениях не совпадает с ответом товарищей, у которых находятся цифры, значит, его предположение не оправдалось и, следовательно, у первого не цифра 3, а 2, а у второго не цифра 2, а 3.

Фокус №2. Попросите любого зрителя задумать число. Потом это число зритель должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы смело называете число 4.

Фокус №3.

1. Напиши на бумаге цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

2. Попроси кого-нибудь из детей выбрать три цифры, идущие подряд (это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие) и сказать тебе их сумму.

3. Не медля ни секунды, скажи, какие цифры задумал зритель.

Секрет фокуса

Когда ты услышишь сумму, быстренько раздели ее в уме на 3. Это и будет средняя цифра! Назвать остальные не составит труда, если, конечно, ты дружишь с таблицей умножения.

Например:

Зритель назвал сумму 27. Ты делишь 27 на 3 и называешь число 9. Значит, загаданы были 8, 9, 10!

IV. Заключительная часть.

– Какое задание вам показалось трудным?

– Почему вам было трудно?

– А что вам было интересно?

– Кто был первым математиком? Почему именно Фалес?

– Как он вычислил высоту египетской пирамиды?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие на планету Математика» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Зёрнышко» Конспект непрерывной образовательной.

Конспект занятия «Веселая математика» (старший дошкольный возраст) Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей тема: «Веселая математика». образовательная.

Конспект занятия по математике «Чудесная математика»Конспект занятия по математике «Чудесная математика» Тема: «Чудесная математика» Цель: развивать интерес к математике, умение анализировать и быть самостоятельным, совершенствовать навыки счета.

Консультация для родителей «Уличная математика или математика вокруг нас» Консультация для родителей «Уличная математика или математика вокруг нас» Цель -Закреплять знания, полученные на занятиях по ФМП: порядковый.

Математика. Конспект занятия «Мамины помощники». Счет до 4 Тема месяца «Я Россиянин». Тема недели «День матери». Тема дня «А умеем ли мы мамам помогать?». Цель: Развивать элементарные математические.

Конспект занятия по познавательному развитию «Занимательная математика» Программное содержание: 1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет от 1 до 10 в прямом.

Проект по логико-математическому развитию «Математика повсюду, математика везде» Актуальность: В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры.

Конспект внеурочного занятия «Весёлая математика» Конспект внеурочного занятия в области познавательной деятельности Предмет: Математика (внеурочное занятие) Тип урока: закрепление знаний.

Конспект занятия «Занимательная математика. Число 4» Цель: Познавательное развитие через формирование элементарных математических представлений Задачи: - учить составлять число четыре из двух.

Конспект занятия в подготовительной группе «Занимательная математика» Цели: Обобщение знаний детей по математике. Задачи: 1. Учить считать, решать задачи, закрепить представление детей о последовательности дней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Когда зародилась математика»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 11:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД