Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Консультация психолога

Светлана Яковлева
Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Консультация психолога

Мотивационная готовность - одна из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека.

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует. Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:

1. Социальные мотивы означают понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно».

2. Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое».

3. Оценочные мотивы содержат стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки».

4. Позиционные мотивы отражают интерес к внешней атрибутике и позиции школьника. «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду».

5. Внешние мотивы, не выражающие желания самого ребенка. «Я пойду в школу, потому что так мама сказала».

6. Игровые мотивы, которые неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность – учебную. «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями».

Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации. В наблюдении поможет следующая таблица:

Тип мотива Поведение ребенка

Социальный Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно.

Учебно-позна-вательный Занимается лишь тогда, когда ему интересно.

Оценочный Занимается, потому что хвалит взрослый.

Позиционный Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий.

Внешний Занимается, когда настаивает взрослый.

Игровой Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры

Есть и дополнительные признаки. Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива.

Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач детского сада и семьи. Для этого следует вести работу с ребенком по трем направлениям: 1. формировать правильные представления о школе и учении; 2. формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе; 3. формировать элементарный опыт учебной деятельности.

Для этого используются разные формы и методы, например, экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школьной жизни, школьных предметах, рассматривание картинок, фотографий, рисование школы, игра в школу, встречи с выпускниками, просмотры и обсуждения фильмов и др. Материал необходимо подбирать так, чтобы показать детям разные стороны школьной жизни: радость идущих в школу детей, важность знаний, уроки, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения. Важно показать образ хорошего и плохого ученика, дать представление о правильном и неправильном поведении. Полезно использовать юмор – такие тексты, картинки лучше запоминаются детям. В сюжеты игр про школу полезно вводить образ Незнайки, который не умеет учиться, не знает правил поведения, но его можно научить.

Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства. Поэтому родителям нужно:

• Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т. п.

• Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.

• Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».

• Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.

• Научить сравнивать результат с образцом.

• Научить исправлять свои ошибки (ошибка – это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок).

• Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).

• Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).

Основа мотивационной готовности формируется в семье, в повседневной ее жизни, в отношении взрослых к своей социальной роли родителей, тружеников, членов общества, граждан своей страны.

Публикации по теме:

Готовимся к школе: чему учить? Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует. На предварительном этапе должны учитываться особенности развития именно вашего ребенка.

Работа с родителями. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Поступление в школу- очень важный момент в жизни ребёнка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Консультация психолога
Опубликовано: 1 марта 2013 в 10:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Дидактическая игра из фетра «Подбери наряд»
Мастер-класс. Дидактическая игра "Подбери наряд" Цель: развитие творческих способностей, научиться подбирать стиль к особенностям фигуры человека на рисунке,...
Стихотворение для старших дошкольников «Рыжуха-осень»
Как осенний листок подсказал тему стихотворения Рыжуха - осень * Осенний листочек влетел мне в окошко, И рыжим он был, как дворовая кошка....
Фоторепортаж о кружковых занятиях по знакомству с буквой о и звуком [O] во второй...
Букве О и звуку [O] посвящено 2 занятия. 1. Рассмотрели складовые картинки ОГУРЕЦ, КОЗА, ВОЛК, ГНОМ, ВЕДРО, ВОРОНА. 2. Определили место буквы в словах:...