Юлия Облавацкая
Консультация для родителей «Моторная алалия. Работаем дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Условия коррекции
Всем взрослым в семье необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.
Укреплять здоровье ребёнка, соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя не менее 30 минут после сна. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до 20 минут.
Рекомендую логопедический массаж.
-Сеанс массажа не должен превышать 15 минут
-сеанс массажа рекомендую проводить ежедневно или через день.
-при массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным
Публикация «Консультация для родителей „Моторная алалия, Работаем дома“» размещена в разделах
Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендую выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Упражнения выполнять,как в положении сидя, так и в положении стоя. Необходимо соблюдать определённую последовательность -от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 раз.
Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям.
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например, звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных
• Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях (выделять определённо звучащую игрушку из 2-3,мальчик должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)
• Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, реалистичных и простых картинок.
• Развивать зрительное внимание и память мальчика. Кирилл должен восстановить прежний порядок игрушек или предметов, после того как взрослый за его спиной меняет местами игрушки И мальчик должен запомнить определённую игрушку, затем найти её в ряду из 4-5 игрушек.
Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»
• Развивать психомоторику :
-общую (упражнять Кирилла в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах)
-ручную (поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);
-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с Кириллом с речевым сопровождением и без него.
• Развивать моторную память (повторить по памяти 2-3 движения, ранее показанных взрослым)
• Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок в последовательности; разложить изображения овощей и фруктов (или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)
СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА в домашних условиях.
Массаж лба:
1. Направление движения: от середины лба к вискам.
Тип движения: поглаживающий.
2. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: поглаживающий.
3. Направление движения от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: разминающий
4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: вибрационный.
Массаж щёк.
5. Направление движения от уголков рта к вискам по щёчной мышце.
Тип движения: разминающий, растягивающий.
6. Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.
Тип движения: растягивающий, поглаживающий.
Массаж носа
7. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.
Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.
Массаж носогубной складки
8. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.
Тип движения : поглаживающий.
Массаж рта
9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.
Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.
10. Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.
Тип движения: растирающий, вибрационный.
Массаж подбородка
11. Направление движения: от подбородка к углу рта.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Массаж шеи
12. Направление движения :вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Гимнастика для мышц шеи.
Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их.
Рекомендуется:
1. Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.
2. Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.
ЛОГОРЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Массируемые мышцы
языка Направление движения Тип движения
продольные мышцы от корня или средней части к кончику поглаживающие
вертикальные мышцы от корня языка к кончику и обратно ритмичное надавливание. Проведение щетиной зубной щётки
поперечные мышцы из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно поглаживающие
Активизация мышц от корня к кончику вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки
Подъязычная уздечка снизу вверх до лёгких болевых ощущений потягивание
РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ
Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.
Проведение с Кириллом специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:
1. Вдох носом – выдох ртом;
2 Вдох-выдох носом
3. Вдох-выдох ртом.
4. Вдох ртом, выдох - носом
Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.
Предложить Кириллу задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить попробовать сдуть ватку с ладони
-Обучать спокойному и плавному выдоху
-Обучать длительному выдоху, плавающие в воде. Этому способствует:
дутьё на лёгкие пластмассовые игрушки;
дутьё через трубочку в бутылочку с водой;
дутьё на шарики и карандаши,
игра в мыльные пузыри.
Дыхательные упражнения, способствующие выработки плавной и длительной воздушной струи:
«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,
«Живые предметы», «Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»,
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ
-Учить выполнять действия по словесной инструкции:
Игра «Покажи где»;
-Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:
Пример: Возьми машину. Возьми машину и дай Маме. Возьми машину, поставь в гараж, закрой гараж»;
-Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.
(«Поставь машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»)
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
-Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова.
-Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.
-Петь песенки со звукоподражанием.
-Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках
и стихах (например, уронили Мишку (на пол).
ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ
Пассивная артикуляционная гимнастика
Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с Кириллом пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:
1. Собирание губ в «Трубочку».
2. Растягивание губ в улыбку.
3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен
4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
5. Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе.
6. Подтягивание языка вперё д: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики
1. ОКОШКО На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот.
2. ЛЯГУШКА Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.
Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
3. ХОБОТОК Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.
4. ЛЯГУШКА - На счёт «раз» -«два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок»
ХОБОТОК
5. ЛОПАТОЧКА Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
6. ТРУБОЧКА. Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7. ТОЛСТЯЧОК а) Надувание обеих щёк одновременно.
б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)
8. ХУДЫШКА Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.
9. НАКАЖЕМ Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине
НЕПОСЛУШНЫЙ от кончика до корня, попеременно высовывая и снова
ЯЗЫК втягивая
10. ПРИЧЕШЕМ Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык
ЯЗЫЧОК протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка
11. ЧАСИКИ Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
12. КАЧЕЛИ Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА
Е. Краузе Логопелический массаж. Артикуляционная гимнастика.
Мелехова Л. В., Фомичёва М. Ф Речь дошкольника и её исправление.
Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона.
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей.
clck.ru/3A2Nd7