Асият Бучаева
Занятие «Разговор по душам «Вверх по социальной лестнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Разговор по душам «Вверх по социальной лестнице»
Форма занятия : игровой практикум с элементами открытой дискуссии.
Длительность: 45минут.
Возраст, контингент: учащиеся 6-9 классов (12-16 лет)
Место проведения: БРЦРО г. Буйнакск, ул. Ленина, 61/1
Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Публикация «Занятие „Разговор по душам „Вверх по социальной лестнице“» размещена в разделах
Методы и приемы: информационно-сообщающий, объяснительно-иллюстративный метод, игровой метод; приемы, задания для повышения творческой активности, объяснение, мозговой штурм, минута фантазии и отдыха, экспертный совет по обсуждению мнений и решению, стратегия «Идеал», проблемная ситуация.
Материалы и оборудование: бейджики с именами, образцы газет, буклетов, плакат «Постановка ЛИДЕР», футболки белого цвета, визитки, видеозаписи, презентация «Качества победителя», кластеры – схемы, Карточки раздаточные, сердечки для записей, маркеры, жетоны, музыкальные файлы, ватман, каталог «Социальная азбука лидера», доска, мультимедийный проектор.
Подготовка кабинета к занятию : расстановка столов осуществляется с учетом коллективной и групповой работы, праздничное оформление, иллюстративный материал, сборники, книги ручной работы – «Караван историй», Стенд «Банк одаренных детей», «Лучший ученик года».
Цель:
- введение в образовательную программу нашего центра.
- Знакомить учащихся с понятием «успешность» и условиями становления успешной личности.
- Определить качества человека, которые помогают добиться успеха.
- Формирование у учащихся мотивацию к достижению успеха.
Задачи:
• знакомство учащихся с деятельностью объединения дополнительного образования социально-педагогической направленности;
• формирование интереса к активной социальной деятельности;
• обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности.
План занятия :
1. Вступление, знакомство, образный прием «Смятая бумага», актуализация знаний и умений, мотивы деятельности, вопросы – 5 минут.
2. Аббревиатура БРЦРО – 3 минуты.
3. Деление на отделы, каталог - 2 минуты.
4. Виртуальный диалог, дискуссия – 5 минут.
5. Стратегия «Лидер» – 2 минуты.
6. Заполнение кластеров – 5 минут.
7. Коммуникативный ринг «Свободный микрофон» – 3 минуты.
8. Презентация «Социальное творчество, ДО»+ реклама – 3 минуты.
9. Создание слогана «Мы вместе!» – 5 минут.
10. Видеоролик тренинга – 2 минуты.
11. Рефлексия «Есть, что сказать» – 3 минуты.
12. Визитки, Прощание – 1 минута.
Немецкий педагог XIX века А. Дистервег говорил: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
Ход занятия:
1 этап. Мотивационно-целевой
(вступление, актуализация знаний и умений, мотивы деятельности, вопросы)
А. М. : Добрый день, юные активисты, творители и созидатели! Я очень рада вас видеть!
Спешу представиться – Бучаева Асият Магомедовна, педагог дополнительного образования Буйнакского районного центра развития одаренности!
Нам предстоит приятное и позитивное общение, для этого предлагаю познакомиться поближе!
Это волшебный ларец успеха! (шкатулка, в котором находятся маленькие сердечки - искорки вашего счастья! Я хочу, чтоб каждый ее обрёл и дарю их вам! Называйте своё имя – и берите искорку моего сердца, желающую вам добра!
Знакомство
А. М. : Итак, замечательно, мы познакомились поближе! Приятно иметь вокруг себя такое прекрасное молодое и цветущее общество!
Образный прием: «Смятая бумага»
А. М: Скажите пожалуйста – что вам это напоминает, с чем вы её ассоциируете или какие образы встают перед вами?
Был чистый ровный гладкий лист – стал мятый и НЕНУЖНЫЙ.
Какой вариант вам вы бы выбрали?
Вот так и с человеком – современный человека под действием окружающей среды и личностных качеств, не всегда делает правильный выбор.
? Скажите, пожалуйста – что для вас является в вашей жизни на данный момент самым важным?
? А чтобы хорошо учиться – надо?
? Я согласна с вами! Как вы думаете, каких качеств личности вам необходимы иметь?
Какой же вывод! (мнение учеников)
А. М: Дополню ваши слова: - сейчас во всем мире востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять личностную активность. Наш век это Время активных перемен и увлекательной деятельности!
А. М: Каждый из нас хочет стать успешными, и тем более мы не исключение? Как же себе помочь! Предлагаю вам создать общими усилиями молодежный перспективный центр «Поколение РОСТа».
Вы будете экспертами и консультантами по различным вопросам, реалити - ведущими, лидер – тренерами и просто творческими сотрудниками нашего центра, которые будут вести социально значимую деятельность!
А. М: Вы видите на экране аббревиатуру в названии нашего центра БРЦРО. Перед Вами вся жизнь лидеров, победителей олимпиад, исследовательских работ, детей-репортеров и много много всего. Как возможно расшифровать? (Ответы детей)
Подошло время подвести итог.
А. М: Все очень замечательно, мне понравилось, какими вы хотели бы стать! Я думаю каждый хотел быть среди этих учеников. От всего сердца вам желаю, осуществить мечту!
Действительно! Эти качества помогут нам приобретать социальный опыт взаимодействия и позитивно его преобразовывать, проявляя при этом свои лучшие личностные качества и воспитывать активную гражданскую позицию!
Общение наше будет интерактивным, т. е. мы будем узнавать познавательную информацию, обмениваться опытом друг с другом.
Будет целесообразно, если мы с вами создадим 2 отдела:
- отдел приема «проблем»
- регуляторный отдел
? Как вы думаете, в чем заключается ваша роль (Ответы детей)
А. М: вы правы, проблемный отдел будет определять существующую проблему и степень риска, а отдел по принятию решений, следовательно, будет предлагать пути решения и выходы из ситуаций.
А. М: Для успешной и креативной работы также предлагаю всем каталоги «Пути успеха», в которых вы найдете полезные слова настоящего лидера и активиста.
А. М: занимайте места в отделах по цветам бейджиков – зеленый – проблемный отдел, красный – альтернативный отдел.
(Дети рассаживаются за столы с табличками)
2этап. Планирование, самоинструкция
(определение проблемы, темы, постановка задач)
А сейчас я приглашаю вас на виртуальный «Путь поколений» (проблемные ситуации, связанные с негативными проявлениями у подростков). Проведение дебатов «Подросток в современном мире».
(Звук входящего смс-сообщения) Внимание! К нам в центр поступило 2 видеописьма с грифом «SOS». Предлагаю открыть и узнать!
(В формате видеописьма звучат обращения подростков) Приложение №1
3 этап. Поисково-исследовательский этап (выдвижение предположений, работа в группах с таблицами, схемами, обмен опытом)
? Давайте подведем итог!
А. М: вы правы, мы видим, что в подростковой среде существуют определенные проблемы. Таких детей очень много! Иногда детям очень сложно найти себя в современном мире. Подростковый возраст - сложный и ответственный период, наполненный переживаниями, вызванными чувствами наступающей зрелости, формированием образа «Я. Для подростков главным становится общение со сверстниками, потребности в признании и стремлении к самоутверждению.
А. М. Перед тем, как начать действовать, представляю вашему вниманию Стратегию «Лидер», которая поможет нам.
(На стенде для записей помещается дерево идей или рисуется на ватмане) Приложение №2
4 этап. Практическая деятельность. (продуктивная деятельность)
А. М: Приступаем к заполнению кластеров. У вас есть ключевое слово.
Обращаю внимание на то, что наш центр и отделы тесно сотрудничают друг с другом. Поэтому, ваш отдел определяет проблему и риски, а вы предлагаете варианты решения. Можете связать с жизненной ситуацией.
(Дети заполняют кластеры). Методика «Твое слово!»
Следующий этап нашей беседы:
Ответьте, пожалуйста, для начала на несколько простых, но очень полезных вопросов: Приложение №3а
ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ? Чтобы стать здоровым, успешным, богатым, счастливым, любимым и уважаемым. Приложение 3б
Как вы СЧИТАЕТЕ, какое из выше перечисленных действий приведёт вас к успеху и благополучию?
А. М: Итак, пришло время выслушать ваши доводы и аргументы. Открываем коммуникативный ринг «Свободный микрофон». Определите главного специалиста по этому вопросу, который будет выступать.
(выступления детей по группам)
А. М: Ваше выступление заслуживает внимания! Спасибо!
А. М: Сделаем вывод!
А. М: Мы подошли с вами к главной теме – социальное творчество! Предлагаю вашему вниманию презентацию деятельности «Успеха и Роста» успешных школьников
Текст: социальное творчество безгранично! Цент БРЦРО активен, креативен и мобильный!
Активисты с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях: это городские слеты и форумы активистов, праздничные мероприятия, конференции, конкурсы.
Реализуя себя в подобных мероприятиях – дети самореализуются и развивают свои организаторские и лидерские способности!
Ежегодно принимают участие в профильных республиканских лагерях – а это бесценный опыт общения, новые знакомства, активная гражданская позиция!
- Образовательный центр одаренных детей «Альтаир»
- ассоциация молодежных объединений
- ЧОУДО ЦДОШ «Надежда»
-детско-молодежная организация «Волонтёры района» и другие.
Все эти организации занимаются социально-значимой деятельностью, которая помогает, вам, стать уверенными, творческими, общительными, целеустремленными.
- Попробуем выяснить, какие качества необходимы человеку, чтобы преодолеть барьеры и быть успешным.
- Послушайте, какой разговор состоялся однажды между главной героиней сказки «Алиса в стране чудес» и Котом, и ответьте на вопрос: чего не было у Алисы?
Приложение №4 Чего же не было у Алисы? (Ответы детей.)
- Да, вы правы, у Алисы не было цели. Очень важно правильно поставить цель.
Известный философ сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Итак, важна цель.
А теперь послушайте легенду: Приложение №5 а
- Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?
(Ответы детей.)Приложение №5 б Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Какой совет вам кажется самым трудным? (Ответы детей.)
- Посмотрите еще раз на схему с изображением человечка. Можно ли такого безликого человека назвать успешным?
- Давайте же наполним его содержанием, т. е. качествами, которые ему необходимы для достижения успеха. (ребята называют, а учитель вписывает их в изображение человечка)
- Такой человек может преодолеть любые барьеры (стирает слово «барьер») – такой человек – успешен.
А. М:? что же вы увидели? Как нам это может помочь в решении проблемных ситуаций? Возвращаясь к теме наших героинь – какие виды социального творчества помогут реализоваться им?
Все это виды социального творчества активистов: фестивали, встречи, слеты, форумы, акции, конкурсы, создание социальной рекламы. Вы наверняка знаете, что существует множество организаций и детских объединений, которые развивают личность ребенка и помогают самореализоваться.
А. М: Необходимо искать себя, пробовать!
А. М: Сегодня мы мобилизуем все свои интеллектуальные и творческие силы, направим энергию и попробуем создать социальный продукт.
1 шаг - первый шаг: слоган «Мы вместе!» - рифма из 3х строк (в виде буклета)
- актив – позитив
- зажигает – увлекает
- творить - жить
А. М: Являясь сотрудниками центра, мы призваны привлекать учащихся к активной социальной деятельности. Поэтому сейчас мы разработаем слоган «Мы вместе!»! Название говорит о том, что успехом является чувство сплоченности в команде и умение взаимодействовать друг с другом.
А. М: Отлично у вас получается! И я хочу тоже вам прочитать свой слоган!
Жизнь – это вулкан. Особенно, когда есть творческий актив. Команда активистов помогает жить. Подростков в свой мир увлекает. Будем дела хорошие творить. Значит правильно будем жить!
(выступление детей) Их мнение по мнения.
Предлагаю перед сотворением слогана встать в круг и пустить волну! Для того, чтобы почувствовать энергию каждого из вас и стать еще ближе друг к другу.
А. М: И это ещё не все! Предлагаю вашему вниманию видеоролик тренинга (ссылка (видеоролик) Приложение №6
А. М: Пришло время подвести итоги, давайте обобщим:
Что нового сегодня вы узнали?
Что вас заинтересовало больше всего?
Сможете ли вы использовать в своей жизни полученную информацию?
5 Этап. Рефлексивно-оценочный. Рефлексия «Есть, что сказать» :
(Рефлекторная беседа)
Зеленая карточка – Я заинтересовался! Узнал много нового, познавательного, и заинтересовался социальным творчеством!
Красная карточка – Было интересно, но я немного не успел сделать то, что было запланировано!
На этой позитивной ноте – приглашаю всех на теорию семи рукопожатий!
(поднимаем руки вверх и жмем! Говорим: Мы вместе)
Совет «Успех»
А. М: Успех – это возможность просыпаться утром и засыпать вечером, успевая делать между этими двумя событиями то, что тебе по-настоящему нравится. Боб Дилан
Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Я надеюсь – я смогла вас помочь и зажечь вашу искорку!
А. М: Приятно было с вами сотрудничать, мы заканчиваем наше мероприятие, но не заканчиваем нашу работу, нашу деятельность и наше творчество! Удачи! Успеха! Креатива и светлых мыслей! И до новых встреч!