Потеева Мария Александровна
Мозаика художественных техник в развитии творческого потенциала детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач, которые ставит ФГОС дошкольного образования является развитие творческого потенциала детей. Постановка такой задачи обусловлена тем, что в дошкольном возрасте происходит формирование личности, развиваются его способности, происходит становление картины мира ребёнка.
Публикация «Мозаика художественных техник в развитии творческого потенциала детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В организации работы с детьми в творческом плане необходимо создавать условия, при которых ребёнок может пройти индивидуальный путь развития творческих способностей. Путь от простейших элементов в той или иной области до креативно выстроенной деятельности в дальнейшем.
Дошкольный период – это эксцитативный возраст, который наиболее благоприятен в плане получения знаний и умений. Одна из лидирующих позиций - творческий потенциал. Творческий потенциал неразрывно связан с фантазией, воображением. Продуктивная деятельность играет значительную роль в формировании личности ребёнка.
Применяя продуктивную деятельность, мы развиваем интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учим думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и фантазировать.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, при помощи которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно. На своих занятиях регулярно применяю различные художественные техники, позволяющие
- раскрепостить детей;
- не бояться сделать что-то не так;
-не утомлять дошкольников, сохраняя высокую активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Освоение техник идёт по принципу от простого к сложному. Когда техники изучены, переходим к коллажированию. Коллаж (фр. collage – приклеивание) – приём в искусстве, предполагающий соединение в одном произведении разнородных элементов различных по происхождению, материалу, фактуре. Знакомство с коллажом, по моему опыту, лучше начинать со средней группы, когда детишками накоплен опыт в различных техниках и они свободно их применяют. Каждая техника – игра!
Наиболее востребованные в моей работе художественные техники : рисование пальцами, ладошками, мыльными пузырями, мятой бумагой, ватными палочками, кляксография, печать штампами, монотипия, фроттаж (фр. frottage – натирание, граттаж или воскография (фр. gratter – скрести, царапать, пластилинография.
Рисование мыльными пузырями может производиться двумя приёмами. Первый: примакивание - подходит для нанесения фактуры небольшой площади. В ёмкость с водой добавляют мыльный раствор и краситель, при помощи трубочки выдувают мыльные пузыри, таким образом, чтоб на поверхности образовалась шапочка и листом сверху накрывают пузыри. Второй приё м: надутую шапку мыльных пузырей сгребают листом и переносят на нужную поверхность. При оседание пузырей, на бумаге остаётся шикарная фактура, применимая для облаков, чешуи рыб, листвы деревьев, платьев и т. д.
Кляксография – техника на основе спонтанных пятен и брызг. Сделав кляксу на листе бумаги, подключаем фантазию и пробуем увидеть в ней очертание предмета или живого существа, дополнять изображение. Можно применять и капельный метод: при помощи пипетки прокапать контур изображения или поставив каплю, раздуть её при помощи трубочки, задавая направление.
Монотипия (греч. «один отпечаток») – смысл заключается в том, что картинка рисуется на одной стороне листа, а затем отпечатывается на другой. Складываем лист пополам, разворачиваем и рисуем на одной стороне, например, крыло бабочки. Затем снова складываем лист, плотно прижав нарисованную сторону к чистой. Разворачиваем лист и смотрим, что получилось.
Фроттаж - техника рисования оттиска на бумаге фактурной поверхности, подложенной под него. Например, можно взять листик с дерева, накрыть его листом бумаги и сверху провести натирание восковым мелком. Полученное изображение может служить самостоятельным произведением, основой для дальнейшего раскрашивания, или элементом коллажа.
Граттаж - для создания изображения в данной технике, натирают однотонный или разноцветный лист бумаги воском, и поверх наносят краситель, желательно тушь, можно гуашь. Если краситель «скатывается» со слоя обработанного воском, то можно обезжирить его с помощью талька. После чего зубочисткой как карандашом процарапывается рисунок. Для первых работ рекомендую использовать шаблоны.
Пластилинография – создание лепных картин с изображением полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Можно отщипывать кусочки пластилина и размазывать по плоскости, скатывать шарики и придавливать к бумаге, приклеивать на пластилин пайетки, стеклярус, бусинки, крупы. Актуальна жгутиковая техника пластилинографии : в шприц «заправляем» пластилин, опускаем в горячую воду на несколько секунд, вынимаем и выдавливаем жгут. Такой жгут имеет ряд преимуществ:
-равномерен по всей длине, плотно прилегает ряд к ряду, что даёт возможность создать более качественное произведение;
- не липнет к рукам;
-за короткий промежуток времени получаем большое количество пластичных жгутов, которыми можно выложить силуэт или целиком заполнить объект.
Каждая из техник может быть, как самостоятельной продуктивной деятельностью, так и стать эффектным завершением комплексного занятия!
Грамотно выстроенная продуктивная деятельность с применением художественных техник приносит детям только положительные эмоции, которые составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Продуктивная деятельность всегда успешна, что подкрепляет уверенность ребёнка в собственных силах.