Татьяна Соболева
Мозартика как средство развития, коррекции и реабилитации детей
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ №209 – это детский сад компенсирующего вида, который имеет группы оздоровительной направленности для соматически ослабленных детей и группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Это значит, что более 50% детей нуждаются в помощи узких специалистов – логопеда, психолога, дефектолога. Мы работаем в постоянном контакте и взаимодействии друг с другом и ищем новые методы и технологии развития и коррекции нарушений в развитии. Одним из таких методов стала Мозартика. С этой арт-технологией я познакомилась 2 года назад на обучающем семинаре, который проводили в Красноярске московские психологи. Сразу скажу, что у нас опыт использования Мозартики пока небольшой, мы пока сами учимся, пробуем, играем с детьми, но сама технология очень перспективная.
Публикация «Мозартика как средство развития, коррекции и реабилитации детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Что такое МОЗАРТИКА? Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика - игра» и «арт - искусство». Мозартика - не просто игра, а принципиально новый системный подход к созданию терапевтических игр будущего. Мозартика прошла серию государственных и негосударственных экспертиз и запатентована как «Ментальная игра для лечения стрессовых состояний и для личностного развития пациентов, преимущественно детей». В арсенале Мозартики, на данный момент, 8 игр: «Витражи», «Космос», «Усадьба», «Подмосковный городок», «Туманы», «Город», «Павлин», «Чудодерево», предназначенные» для детей от 2 лет и старше.
«Мозартика»– это набор игр, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать его психологические проблемы вне зависимости от его состояния, возраста, и все это происходит в игровой форме.
Это игра, которую разработали российские педагоги и психологи
(главный разработчик Полина Эрнестовна Руссавская –генеральный
директор АНО «Развивающие и реабилитационные игровые программы «Мозартика»).
Мозартика представляет собой специально разработанные комплекты игрового оборудования. В каждый комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных фигурок. Игровые поля создают символический мир, базируясь на котором играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира и жизни.
Мозартика, похожа на мозаику и пазлы, но её возможности
несравненно шире. Она близка к рисованию и аппликации, но у нее есть уникальные свойства. Во-первых, рисунок или аппликацию трудно изменить, а в мозартике выложенную картину можно менять, сколько угодно. Во-вторых, если ребенок плохо умеет рисовать или вырезать, то у него не получается вырезать или нарисовать желаемое, а в Мозартике эта проблема снимается.
Структура «Мозартики».
Все игры «Мозартики» являются играми без правил, они основаны на спонтанной мотивации, обеспечиваемой красочностью, привлекательностью и необычным дизайном игрового поля и набора фантазийных фигурок, и свободным полётом фантазии, которую «Мозартика» активизирует.
Этапы работы с Мозартикой :
1 этап - подготовительный включает:
- ознакомление ребёнка с игровым набором - игровым материалом,
включение ребёнка в игровой процесс.
2 этап - игровой заключается:
- в создании ребёнком сюжета из фигурок на игровом поле,
наблюдение педагога за ребёнком в процессе работы.
3 этап - обсуждения предполагает:
- рассказ ребёнка о созданном им игровом сюжете после завершения
игры.
Мозартика может быть применена в индивидуальной и групповой психотерапии; в реабилитации инвалидов, как детей, так и взрослых; в семейной терапии; в области развития у ребенка когнитивных процессов; а так же развития эстетического вкуса.
Методика «Мозарт-терапии» относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, выявить внутренний конфликт, установить личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях ребенка (взрослого, о его внутрисемейных отношениях.
Мозарт – терапия может сочетаться с методикой «Мозарт - развитие».
Методика «Мозарт - развитие» относится к группе развивающих методик, развивающих ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Кроме этого, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус. В тоже время, эта методика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Задания так же могут быть направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.
Развивающая методика «Мозарт - развитие» предназначена для детей разного возраста, в том числе с особенностями развития – ЗПР (задержка психического развития, СДВ (синдром дефицита внимания); детям - инвалидам, с диагнозами: ДЦП (детский церебральный паралич, РДА (ранний детский аутизм, Синдром Дауна и т. п.
Мозартика выполняет следующие функции:
Терапевтическую – игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими;
Релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, повышает адаптивные способности;
Функцию самореализации. Именно в этом плане ребёнку важен сам процесс игры, а не её результат. Процесс игры – это естественное пространство самовыражения;
Коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение в коллектив;
Развивающую – развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия, речи) и мелкой моторики;
Развлекательную. Эта функция связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, как защитных механизмов.
Главная цель занятий – это работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, эмоциями, интересами, интеллектуальными проявлениями, отношением к себе, к другим людям, к миру.
Где можно использовать:
В индивидуальной работе с детьми;
В семейном консультировании;
В групповой работе с детьми;
В работе с педагогами;
Подходит для работы со всеми возрастными группами.
Как играть:
Правила очень просты – выкладывать из фантазийных фигурок на игровом поле что хочется и как хочется.
Игровое поле не просто красивый фон – оно задаёт ориентиры, подталкивает к выбору наиболее интересных вариантов самовыражения.
Исследуя личность ребенка посредством Мозартики рекомендуется фотографировать выложенные ребенком композиции и ставить на
фотографиях даты – можно будет отслеживать изменения.
Преимущества игрового взаимодействия на основе Мозартики :
- в игре нет выигравших и проигравших, правильно или неправильно выложенных композиций;
- взрослый и ребенок в игре одинаково успешны;
- ребенок и взрослый приоткрывают друг для друга свой внутренний
мир, что облегчает их взаимопонимание.
И если действительно проявить терпение, чуткость и понимание, то у взрослых появится возможность узнать, как уникален, загадочен и богат внутренний мир ребенка. При этом, в процессе игры развиваются фантазия, воображение, образное мышление, умение находить нестандартные решения, познавательная активность, творческое начало и сообразительность.
И, конечно же, развивается неповторимая личность ребенка!