Папки-передвижки

Консультация «Можно ли применять наказание в детском саду?»

Наталья Федорова
Консультация «Можно ли применять наказание в детском саду?»

Можно ли применять наказание в детском саду?

Так много литературы, в которой рассматриваются вопросы о наказании детей. И взгляды и мнения у всех очень разные. Мне бы хотелось рассмотреть следующий вопрос: уместно ли наказание в детских дошкольных учреждениях? И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо для начала разобраться в значении слова наказание и в правах, которые имеет ребенок дошкольного возраста. Итак наказание это – мера воздействия против совершенного преступления или проступка. Проступок – это поступок нарушающий правила поведения, провинность. Говоря о детях, мы будем говорить о поступках ребенка, нарушающего правила поведения. И как мы взрослые можем относиться к этим поступкам. Вопрос действительно очень сложный и на мой взгляд очень актуальный в сегодняшнее время, так как многие родители бояться наказывать своих детей. Если мы перефразируем слово наказание на язык значения слов в словарях и переведем в условия дошкольной организации, то уместно будет следующее утверждение: наказание в детском саду – это мера воздействия против поступков, нарушающих правила поведения в общественном месте (ведь детский сад, для ребенка является общественным местом). И существуют множество правил поведения. Правила поведения - это границы, всего того, что допускается делать, а что нет в определенной стране или группе людей. Нормы и правила распространяются на все формы взаимодействия человека и абсолютно со всем тем, что его окружает: люди, животный мир, растения, вся неживая природа, и все что сделано руками человека или задумано и осуществлено им при помощи техники. И соответственно есть поступки, которые дети, находясь в том или ином обществе могут совершать и на которые взрослым приходиться воздействовать, чтобы больше они не повторялись не переросли в плохие привычки. Разберем более конкретные ситуации, с которыми сталкиваются работники детских дошкольных учреждений. И так как мы говорим сегодня о наказании, то оставим в стороне все хорошие поступки и их конечно же очень и очень много. И поговорим о негативных поступках детей и как воздействовать на эти поступки. Перечислим только некоторые из них, с которыми лично я сталкивалась в своей профессиональной деятельности; кусает другого ребенка, учителя или родителя; хватает другого ребенка за волосы; пинает взрослого; дерется; бьет игрушкой по голове; толкается; ломает чужие игрушки или имущество; рвет книжку; швыряет предметы; обзывается; кричит на детей или родителей; использует нецензурные выражения; не слушает родителей или учителя; устраивает истерики; добивается своего криком. И конечно же это не весь список возможных негативных поступков. Так как же реагировать взрослому человеку на такие поступки? Неужели все позволять и оставлять за ребенком право делать все что ему вздумается. Это называется вседозволенность. И она может причинять боль другим детям. Хочу заметить, что в своем размышлении я специально употребляю слово поступок, потому что мы ни когда не говорим ребенку: «Ты плохой!» (т. е. мы не говорим о его личности). Но мы говорим о том, что ребенок прекрасный, но в данное время его поступок, оказался не очень хорошим и он может привести ребенка к негативным последствиям и ему надо взять ответственность за этот поступок. Вспоминаю историю, которая произошла в нашем детском саду несколько лет назад. Ко мне в кабинет привели ребенка, который очень сильно укусил учителя, потому что не хотел соблюдать правила в классе. Я посмотрела на него, и сказала: «Наверное ты так сильно разозлился на учителя, что даже не удержался и укусил его». И в это момент, его негативные чувства с рыданием вышли наружу и он сквозь слезы сказал: «Дааааааа». Это было очень длинное да. Затем я спросила: «За что ты так сильно разозлился на учителя?» «Он сказал мне, что надо положить игрушки на место и идти со всеми в столовую. А я не хочуууу». И тогда я сказала ему, то что говорю всем детям, которые в подобных ситуациях попадают ко мне в кабинет (хочу заметить я говорила с ребенком без гнева и раздражённости, просто спокойным тоном) : «Ты знаешь, каждый имеет права злиться или гневаться, даже у меня это бывает. Это бывает у всех людей. Но когда мы гневаемся или злимся, то есть одно правило: нельзя делать больно другому человеку или нельзя ломать предметы других людей. Ты удивительный мальчик и твои зубки сотворены для того, чтобы пережевывать пищу и помогать звукам правильно выговариваться. Твои зубки не для того, чтобы кусаться. Лучше в этой ситуации сказать, что ты разозлился». И в это момент мальчик попытался перекинуть всю ответственность за свой плохой поступок с себя на свою семью и проговорил: «Ага, это все Апашка виновата! Это она меня балует каждый день! Мама с папой говорят не балуй его! А она все балует и балует!». И тогда я спросила мальчика: «Скажи мне пожалуйста, разве бабушка сегодня укусила учителя?». «Нет, я» - ответил он. На что я сказала: «Ты знаешь, учителю очень больно сейчас, у него болит рука и он сильно расстроился из-за твоего поступка. И мне очень неприятно, что такая ситуация произошла у нас. Как ты думаешь если ты будешь еще так делать, как дети будут к тебе относиться?» «Будут бояться меня»- ответил он. «А ты хочешь, чтобы они тебя боялись?» «Нет, хочу чтобы играли со мной» - тихо пробормотал он. Я обняла его, прижала к себе и сказала: «Наверное стоит извиниться перед учителем, чтобы ты себя чувствовал хорошо» И мальчик тихо промолвил: «Да я сейчас извинюсь». На последок я его спросила: «Как мне поступать с тобой, если такое повториться еще раз». И он ответил: «Посадить на Тайм аут и рассказать родителям». После мы с ним сходили в учителю, он извинился перед ним, учитель обнял его. Ситуация была решена. Больше с этим мальчиком, во время пребывания его в нашем садике, такого не повторялось.

Публикация «Консультация „Можно ли применять наказание в детском саду?“» размещена в разделах

Скажите мой разговор с мальчиком является ли мерой воздействия против поступков, нарушающих правила поведения в общественном месте (т. е. наказанием). Я воздействовала на него при помощи наставления и научения. Но если бы это повторилось еще раз, то мне пришлось бы посадить его на Тайм аут. Что такое Тайм аут в нашем саду? Это когда ребенка просят посидеть и подумать над тем, что он сделал неправильно. Тайм аут в спорте берется тогда, когда игроки на время выходят из игры. И ребенок тоже выходит из игры с другими детьми, берет тихое время, чтобы подумать над тем, что он сделал не так и как можно исправить ситуацию. И это тоже является наказанием. Ведь ребенку в этот момент приходиться осознавать свое поведение и в это время у ребенка внутри его сущности устанавливаются границы, что позволительно делать, а что нет? А теперь перейдем к методам воздействия, которые использовала лично я в этой ситуации. И это не единственные методы, но в моей практике они почти всегда срабатывают.

Первое: я помогла ребенку осознать и проговорить чувства, которые он испытывает в это момент, ведь именно благодаря тому, что он не смог справиться со своими негативными чувствами и произошла эта неприятная ситуация. Второе: я познакомила ребенка с основным правилом выражения негативных чувств «нельзя причинять вред людям или чужим предметам». Третье: я показала ребенку, правильное предназначение его зубов. Четвертое: Я показала ребенку, что необходимо и можно брать ответственность за свои поступки и ошибки. Пятое: Я познакомила ребенка с тем, что у плохих поступков есть негативные последствия. Шестое: показала ему возможность и пути решения конфликтных ситуаций. И такой способ воздействия на поступок и Тайм аут я думаю приемлемы в дошкольных учреждениях. И естественно, что категорически не допускается в детских садах : бить детей, таскать за уши, дергать за руки, обзывать, оскорблять, кричать на них и т. д. Крик взрослого человека обычно говорит о его бессилие (об отсутствии возможности или знаний что либо сделать) в данной ситуации. Иногда необходимо просто проговорить свои чувства и крика не будет. Например : «Меня беспокоит, что ты можешь упасть когда так прыгаешь. Ты можешь повредить себе что-нибудь, прыгая с такой высоты. А я хочу чтобы ты был здоров. Поэтому слезь пожалуйста» или «Я боюсь, что с тобой может что-то произойти, поэтому не разрешаю тебе». И это уже техника использования «Я-сообщения, но об этом в другой раз.

Автор статьи: Федорова Наталья Анатольевна (Директор детского сада Оксфорд Академия Алматы, психолог преподаватель психологии)

Публикации по теме:

«Поощрение и наказание детей в семье». Консультация для родителей. Цель: обсудить с родителями способы наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в.

Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду» Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого.

Консультация «Адаптация в детском саду» Детям любого возраста непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка.

Консультация для родителей «Что в воспитании детей лучше использовать: наказание или поощрение»? Консультация для родителей "Что в воспитании детей лучше использовать: наказание или поощрение"?Казалось, бы, обычный вопрос, и каждый родитель,.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Консультация для родителей «Питание в детском саду»Консультация для родителей «Питание в детском саду» Питание- один из важнейших факторов, обеспечивающий нормальный рост для растущего организма. Поэтому в детском саду уделяется особое внимание,.

Консультация «Левша — это дар или наказание?» Ваш ребенок — левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание?» Поощрение и наказание – какой метод эффективнее и что выбрать? Но нельзя исключать, ни то, ни другое – это всего лишь две стороны одной.

С какими проблемами можно и нужно обращаться к психологу в детском саду. С какими проблемами можно и нужно обращаться к психологу в детском саду. Психологическое консультирование детей - это очень ответственная.

Консультация «Важность игры в детском саду» Как вы думаете, для чего нужна игра? Для того, что бы просто провести время с ребенком? Игровая деятельность в детском саду присутствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Можно ли применять наказание в детском саду?»
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 07:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД