МААМ-картинки

Музей русского быта, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и речи

Ирина Белобородова
Музей русского быта, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и речи

Руководители музея : воспитатель высшей категории Белобородова И. Ю.

Учитель-дефектолог Сливницына Г. А.

Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Патриотическое воспитание — это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Публикация «Музей русского быта, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и речи» размещена в разделах

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее значение. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры, как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

- введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка к менее близким культурно-историческим фактам.

- деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок).

- осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

Поэтому при работе нашего музея мы соблюдали :

Принципы работы музея :

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

• Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Педагогические функции музея :

Образовательные:

• усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту,

• использование дидактических материалов,

• расширяющих рамки учебной программы,

• обогащение словарного запаса.

Развивающие:

• активация мышления;

• развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

• развитие зрительно-слухового восприятия.

Воспитательные:

формирование личностных качеств, взглядов, убеждений, патриотических чувств, интереса к народной культуре.

Просветительские:

формирование умений, навыков, адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Направления инновационной работы:

Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп по средством показа презентаций.

Организация выездных экскурсий в музеи г. Перми старших и подготовительных групп.

Цель и задачи развития музея :

Целью создания нашего музея стало :

Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи:

- Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.

- Знакомить с русским народным фольклором.

- Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.

- Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

Формы работы в музее :

Театрализация:

• Развлечения

• Фольклорные праздники

• Посиделки

• Викторины

Непосредственно-образовательная деятельность :

• Беседы

• Рассказы

• Экскурсии в музей

• Виртуальные экскурсии

• Просмотр презентаций

Практические:

• Выставки

• Конкурсы

Основная идея развития музея.

Изначально был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Музей-результат совместной работы педагогов, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающийся в русских сказках, потешках.

В музее воссозданы основные детали и обстановка русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий

Содержание экспозиции. В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон :

Красный угол;

Горница;

Выставочный зал.

Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции).

Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:

«Мебель» : буфет с росписью, стол, лавки, сундук большой, люлька, полки для полотенец, разделочные, расписные доски, наличники на окна, часы с маятником.

«Как Марьюшка семью кормила» : миски, крынки, чаши, горшки, вазы, ложки деревянные, толкушка, скалка, лопатка, бублики, баранки.

«Хозяйкины помощники» : мукомолка, мельница, балалайка, кочерга, ухват, веник-голик, сечка, корытце, кадка малая, кадка большая, рукомойник, ведро.

«Как Марьюшка бельё стирала и гладила» : рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.

«Кухонная утварь» : печь, дрова, квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.

«Одежда и обувь» : русские народные костюмы, лапти и поршни.

«Освещение жилища» : лучина, свеча, лампа керосиновая.

«Мастера и мастерицы» : прялка, ткацкий станок, швейная машинка «Тула», веретено, плетеные, вязаные (куклы и мишки, тканые изделия (рушники, занавески, скатерти, половицы и коврики, обереги.

«Изделия плетеные из бересты и лыка» : короб, лукошко, корзины, плетёный сундучок.

«Народные игрушки» : кукла с граблями, дымковская игрушка, куклы в национальных костюмах (2 штуки, кукла на чайник, лошадки, мягкая кукла.

Дидактический материал по разделам экспозиций.

Перспективы работы музея.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, старые гвозди.

• Собрать различные виды амбарных замков.

• Отремонтировать буфет, часы с кукушкой.

• Сделать коллекцию кукол в национальных костюмах народов Прикамья (коми-пермяк, башкиры, татары, удмурты, украинцы, белорусы, чуваши, марийцы, цыгане, русские).

• Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»(Из опыта работы для аттестации воспитателя) Сведения об авторе.

Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у дошкольников Уважаемые коллеги! Тема моего приоритетного направления в работе «Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств.

Проект «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста» «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста». «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста Цель: изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста (младшей группы) патриотических отношений и чувств к.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условияхФормирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современных условиях Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста" В дошкольном учреждении работа с детьми о патриотическом.

Мини-музей «Предметы русского быта»Мини-музей «Предметы русского быта» Всем доброго времени суток! В марте у нас проходили недели знакомства детей с русским бытом, традициями. В течении двух недель мы с ребятами.

Мини-музей «Предметы русского быта»Мини-музей «Предметы русского быта» В этом году темой для самообразования я взяла "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с историей и культурой русского.

Воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с родным краем Камбаратова Ольга Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №229 "Дельфин" г. Нижний Новгород Воспитание патриотических чувств детей старшего.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музей русского быта, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и речи
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 07:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД