МААМ-картинки

Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО (1 фото)

Вера Филиппова
Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини – музеев в ДОО)

Воспитатель МАДОУ №26 «Кораблик»

г. Бердск

В. М. Филиппова

«Даём детям не итоги чужих исканий,

Публикация «Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников, Организация мини-музеев в ДОО» размещена в разделах

а ведём их тропой исканий…»

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников. Некоторые детские сады находятся далеко от центра города и существует проблема с организацией посещение музея. Проведя опрос в нашем детском саду, мы выяснили, что не все дети были в музее, многие не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей в этом возрасте в музеи.

Поэтому, проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции и определённую ограниченность математики.

Важная особенность мини – музеев, участие в их создании детей и родителей. Они могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, пополняя фонд музея.

В обычном музеи, ребёнок, лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини – музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей в ДОУ – результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.

В нашем ДОУ создан мини– музей по типу краеведческого «Океан странствий».

Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.

Задачи мини-музея :

1. Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.

2. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий.

3. Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.

Методические принципы организации мини-музея :

1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).

2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).

3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).

4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).

5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).

Формы деятельности мини-музея :

1. Поисковая

2. Фондовая

3. Научная

4. Экспозиционная

5. Познавательная

Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:

- опытно – исследовательская деятельность;

- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;

- мастер – классы;

- выставки;

- экспресс – выставки;

- чтение художественной литературы;

- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т. д.);

- познавательные беседы;

- различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);

- запись рассказов детей, использование ИКТ - технологии;

- проекты различной направленности, КВН, викторины.

Помимо основной площади музея в группах организованны мини-музеи «одного экспоната» : «Мир слонов», «Белоствольная красавица», «Бердск – прошлое, настоящее, будущее». В настоящее время в остальных группах готовятся к открытию тематические экспозиции мини-музеев.

Созданы перспективные планы по реализации вариативной части ООП – «Мини-музей в ДОУ», обозначена интеграция регионального компонента в образовательной области ООП. Составлен перспективный план воспитательно-образовательной работы мини-музея «Океан странствий». Разработаны сценарии экологических досугов и развлечений для старшего дошкольного возраста, обзорные экскурсии по мини-музею, реализованы детско-родительские проекты. Мини-музей рассматривается нами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени.

Музейная педагогика дает возможности :

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.

Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО
Автор публикации:
Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО
Опубликовано: 24 августа 2017 в 09:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Вера Филиппова (УИ 1076359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД