Получи документы

Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников.

Елена Кирилюк
Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников.

Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников

Пусть будет в человеке все прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Публикация «Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников,» размещена в разделах

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела ….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по-нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем.

Мы, наши дети живем в XXI веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относится к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте, дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.

Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников.

Цель: формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции.

Задачи:

сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.

формировать осознанного правильного отношения к объектам природы

расширить и уточнить знания детей о жизни животных в природе, о их особенностях строения тела;

формировать представление о том, какую пользу оказывают разные виды животных и растений людям и окружающей природе;

воспитывать привычку заботиться природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы;

воспитывать любовь к природе своего края;

воспитывать гуманное, бережное отношение к природе;

привлечь родителей к совместному участию в реализации проекта по созданию музейной экспозиции.

Педагогическими условиями воспитания основ чувства единства человека и природы являются:

знания о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования;

деятельность общения с природой, основанная на знаниях;

о жизни животного и его закономерностях;

о тождестве человека с другими живыми существами, проявляющихся в природоохранных поступках, уходе за объектами природы;

накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на основе формирования отношения к природе.

На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радости общения с ней, когда человек отнесется к ней с внимательными глазами, с любовью и бережном отношении к ней.

Таким образом, мы считаем, что закладывать основы экологического мышления нужно в раннем возрасте через:

-изучение природы и истории своего края,

-взаимоотношения человека и окружающей среды на примере местных традиций,

-формировать ответственность, прежде всего за свои поступки и действия, «заронить зерна» доброго, бережного отношения к природе,

-научить его видеть и понимать красоту.

Поэтому мы решили создать собственный экологический мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Нам удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность. Сначала мы задались вопросом: «Часто ли дети бывают в музеях Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии. Как привлечь внимание родителей к музеям?

Была определена тема и название, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещений). Экспонаты располагаются по тематическим блокам. Коллекции мини-музеев постоянно обновляются и пополняются. Первые экспонаты для музея принесли работники детского сада, родители вместе с детьми изготовили декоративно-прикладные работы, отражающие экологическую культуру дошкольников. Увлеченность, с которой пополнялся и расширялся музей, способствовала расширению круга сторонников и активных участников, не только сотрудников, но и детей и их родителей. В итоге накопилось много интересного, познавательного, имеющего ценность для каждого из нас, а самое главное связанного с природным и культурным наследием Югры.

Основными посетителями музея являются дети самых разных возрастов. Формы работы с посетителями разные, учитывающие интерес как больших групп, так и не многочисленных. Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий:

животный и растительный мир края;

хвойный лес и его значение;

Красная Книга Югры;

лес и лесопользование, и другие темы экскурсий, отвечающие экологическому направлению.

Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью и средствами музея - экспозиции выставки, экскурсии, музейные праздники можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков.

Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе - эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т. д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Экспонаты используются на различных занятиях для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.

Показать единство и гармонию всего живого на земле - задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно - техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна - федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.

Работа экологического мини-музея реализуется уже в течение трех лет. В 2007-2008 учебном году мы впервые активно, интересно, с творческим огоньком приняли участие в международной акции «Марш парков», организованным Природным Парком «Сибирские Увалы» : «Краснокнижники Югры», где продемонстрировали высокий результат работы с детьми и родителями в данном направлении. Ежегодное участие в международной акции «Марш парков», позволяет нам расширять и обновлять экспозиции мини- музея в ДОУ.

Ответственное отношение к природе – означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Было решено оставить музей постоянно действующим, так как он способствует закладыванию основ мировоззрения подрастающего поколения, формированию его отношению к окружающему миру, расширению экологических знаний.

Ежегодное участие в международной экологической акции «Марш парков» позволяет расширять тематические блоки музея. Сегодня это:

Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.

Рисунки, коллажи, плакаты. В своих творческих работах ребята отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту в рисуночном и аппликативном изображении.

Декоративно-прикладные творческие работы. Осознание проблемы идет через творчество, совместный труд ради одной большой общей цели раскрывает способности детей, их творческий потенциал.

Памятки, буклеты, календарики – оказывают экологическое просвещение для тех, кто учится и учит, и несут информацию об особо охраняемых территориях, но также воспитывают у подрастающего поколения любовь к природе родного края.

Альбомы, азбуки, папки-раскладушки – носят информационный характер и оказывают большое влияние на повышение уровня экологической культуры дошкольников и родительской общественности.

Использование компьютерных технологий помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить способности, заложенные природой, изменить мировоззрение у ребят, осознание ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.

В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители: папа и мама, бабушка и дедушка. Созданный экологический музей - результат общения, сотрудничества воспитателя, детей и родительской общественности. По результатам проведенного мониторинга за формированием компетентности детей в вопросах экологической культуры выяснилось, что мы достигли хороших результатов: у старших дошкольников высокий уровень компетентности составил – 62%, средний – 38%, низкий уровень-0; в подготовительных группах: высокий уровень – 75%, средний – 25%, низкий уровень -0%. Эти показатели нас приятно обрадовали, поэтому мы будем продолжать работать в том же направлении.

Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения! Человек - это часть природы, а значит и о нем необходимо заботиться, создавать благоприятные условия для жизни и развития. Планета Земля - наш дом, пусть будет он чистым, светлым, радостным и безопасным!

Список литературы

1. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание : проблемы и перспективы. Дошкольное воспитание. -1993. №7

2. Маневцова Л. М. Динамика познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения связей и отношений в природе. Герценовские чтения Ленинград 1974.

3. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ. Журнал «Обруч» №6, 2000

4. Николаева С. Н., Лункевич Н. В. Экологическое воспитание дошкольников. 1998.

5. Найденова Е. Профессия – педагог. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2000

6. Пантелеева Л. В. «Музей и дети»– М. : Изд. дом «Карапуз», 2000

7. Рыжова Н. А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.

8. Рыжова Н. А., Данюкова А. И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.

Публикации по теме:

Лесной доктор Мы говорим, на сердце руку положа, Пусть будет в человеке всё прекрасно, И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная экспозиция в формировании экологической культуры дошкольников.
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 18:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД