Музыка в спектакле детского кукольного театра

Ирина Горчакова
Музыка в спектакле детского кукольного театра

Музыка в театре кукол – одно из важнейших выразительных средств. Она помогает созданию сказочной атмосферы в спектакле, создает настроение, служит раскрытию внутреннего мира действующих лиц. А для педагогической направленности спектакля, адресованного маленьким зрителям, особенно важным является и то, какие музыкальные впечатления получит ребенок от спектакля, что останется у него в памяти. Ведь все это он возьмет с собой в спутники на долгую жизненную дорогу.

Изначально музыка - неотъемлемая часть почти любого народного представления, в том числе и кукольного. Театр кукол музыкален уже сам по себе, потому что его пантомимической природе свойствен ритм, так как вне ритма не может быть "пантомимически-кукольного" действия. Слова, произносимые "нараспев", танец - это все проявления музыкальности в кукольном театре.

В кукольных спектаклях использовались широко бытующие мелодии и песни, традиционные танцы. Но эти мелодии не были точно прикреплены к какому-либо определенному спектаклю, поскольку главным в кукольных представлениях была импровизация.

Ранее музыка в спектакляхвыполняла различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление (вступление и заключение); непосредственное сопровождение пьесы (примеры такого ее использования единичны).

В современном кукольном театре музыкавыполняет несколько функций: она и комментатор, и информатор, и средство предвосхищения действия, кроме того, музыка выступает как в своей естественной роли, так и в роли композиционно объединяющего фактора. С ее помощью облагораживаются такие звуковые явления, как реальные шумы. Музыка также, как это ни парадоксально, может выполнять и функции тишины.

Все музыкальные моменты спектакля продумываются в связи с развитием действия. Чередование и последовательность музыкальных фрагментов помогают установить и сохранить ритм и композицию спектакля.

В случае, если режиссер хочет ввести зрителя в атмосферу спектакля, то перед началом, еще до поднятия занавеса, он может дать соответствующее музыкальное вступление. Может быть и такое решение, когда музыка образует «рамку» спектакля и звучит не только в начале, но и в конце его, а, кроме того, заполняет паузы между картинками, сопровождая смену декораций. Характер музыки в этих случаях соответствует общему характеру представления, поддерживая его комедийную, веселую или серьезную, лирическую тему.

Музыка часто помогает переносу действия из одной среды в другую (например, при переходе из реальной жизни в сказочную или в сон); музыка обычно сопровождает и появление персонажа «из другого мира» (например, кощея, волшебника, феи).

Музыка может акцентировать места, на которые нужно обратить внимание, для чего достаточно иногда короткой музыкальной фразы или аккорда. Какой-нибудь сильный, могучий звук или, наоборот, неожиданно высокий и смешной подчеркивают драматическое или комедийное положение.

Специфика кукольного театра (малая сцена, особенности детского восприятия) такова, что порой средствами драматического действия создателям кукольного спектакля трудно полностью раскрыть фабулу сказки, определить, где кончается слово и драма, и где "начинается музыка".

Незамысловатый сюжет кукольного представления требует дополнительных средств выразительности, одним из которых и стала музыка. Мелодии в спектакле носят яркий характер, они просты и запоминаемы. Помимо иллюстративных функций, здесь мы встречаемся с музыкой в функции знака, символа, комментатора, с музыкальной обработкой шумов и с музыкой, подчёркивающей движение. Значение последней функции на театральных подмостках бесспорно. В театре перемещения на сцене прилагаются к музыке. Таким образом, в динамично развивающемся спектакле музыка способствует драматургическому развитию спектакля; она берёт на себя формообразующую роль; раскрывает и "уточняет" смысл сцен; создаёт настроение спектакля.

Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. В связи с этим в партитуру введена система лейтмотивов и лейттембров. Лейтмотивы сопутствуют двум-трем основным героям, а то и всем или почти всем персонажам пьесы. Лейттембры часто помогают разделить персонажей на положительных и отрицательных.

Решающий момент в плодотворном использовании музыки в кукольном спектакле достигается в том случае, когда сам драматургический материал выполнен на достаточно высоком уровне. Как справедливо отмечал С. Эйзенштейн, этот материал ещё без музыки должен обладать такой художественностью, которая обуславливает её характер и функции. Благодаря мастерству кукольников, интересному сценарию и музыке, написанной на высоком профессиональном уровне, синтезируются интереснейшие образцы современного искусства.

Музыка в кукольном спектакле предназначена для детей, детских постановок, поэтому она всегда должна соответствовать потребностям, пониманию и восприятию детской аудитории. Необходимо создавать яркие музыкальные (вокальные и инструментальные) характеристики. Затрагивая вопрос тематизма, хочется выделить характерные черты - это прежде всего яркость и лаконизм, что оправдано особенностями театра куколи требованиями зрительской аудитории: дети легко воспринимают простые лаконичные темы.

Роль музыки в спектакле театра кукол велика, но это не значит, что все время она должна звучать. Необходимо звукорежиссеру следить за тем, чтобы музыка не заглушала слов, не была крикливой, а также не «засоряла» действие постоянным присутствием.

Многие театры кукол ставят не просто спектакли с музыкой, подобно оперным или балетным труппам – музыкальные спектакли. В том числе музыкальные сказки. Сказка в этом случае решается или как оперное произведение, или как мюзикл, или в виде балета.

Для реализации музыкального спектакля нет необходимости иметь в театре кукол оперно-симфонический оркестр или блестящих вокалистов. Спектакль может идти под запись, включая пение. Нет нужды и в балетной труппе, поскольку куклы могут прекрасно танцевать (все зависит от технологии и «анатомии» куклы и мастерства кукловода). Причем в отличие от человека кукла способна показывать в танце настоящие чудеса. И все-таки что дает право, помимо самого факта постановки музыкального произведения, называться кукольному спектаклю музыкальным? Думается, прежде всего умение передать характер музыки через пластику кукол, органическое слияние пластики кукол с музыкой.

Создавая музыкальный спектакль, необязательно искать для кукол балетные па или заставлять воспроизводить оперные рулады. В кукольных балетах пластика танца может выражаться движением рук, ног, головы куклы, перемещением группы кукол точно найденными поворотами всего корпуса куклы, и, наконец, если кукла механизированная, даже движением кукольных ресниц. … И все это должно быть в соответствии с ритмом музыки.

При постановке кукольных опер можно обходиться небольшими по диапазону голосами своих актеров, если они музыкальны и способны петь партии, не подражая оперным певцам. Но если театр прибегает к записи хотя бы одной партии, то и остальные партии должны звучать в спектакле также. Иначе возникнет разительный контраст, который снизит восприятие спектакля в целом. При воспроизведении записанной музыки важно, чтобы звук шел сл сцены. Для этого надо создавать с помощью соответствующей расстановки динамиков необходимый акустический эффект. Желательно, чтоб при записи пения она начиналась не с текста, а с музыкального вступления, которое являлось бы мостиком для перехода актера от диалога к пению.

В произведении, созданном композитором специально для определенного кукольного театра, желательно учитывать внешний вид кукол. Это может иногда подсказать композитору неожиданную музыкальную характеристику персонажа, а их предполагаемое сценическое взаимодействие – решение целой музыкальной сцены.

Подбор музыкального материала - процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Еще одной важной частью музыкального оформления являются шумы и звуки. В общем ансамбле современного спектакля шумовое сопровождение занимает значительное место и наряду с декорациями, музыкой (как таковой, гримом, освещением сцены и другими компонентами оно помогает раскрытию основной идеи произведения.

Шумовые сценические эффекты - сценические эффекты,воспроизводящие звуки и шумы окружающей жизни:

- звуки природы: ветер, дождь, гроза, пение птиц;

- производственные шумы: завод, стройка и т. п. ;

- транспортные шумы: поезд, самолет;

- батальные шумы: движение кавалерии, выстрелы;

- бытовые шумы: часы, звон стекла, скрины.

Шумовые спецэффекты естественным образом делятся на несколько типов.

Основные звуковые спецэффекты представляют собой звуки, синхронизированные с теми или иными событиями, происходящими на сцене. К разряду таких эффектов относится, например, звон бьющейся бутылки, звуки шагов главного героя, шорох его одежды и т. д.

Основные спецэффекты часто разделяют на обыденные эффекты, озвучивающие, например, открывающуюся дверь, запуск мотора автомашины и т. д., и главные спецэффекты — неординарные, часто фантастические звуки, сопровождающие, например, стрельбу из лазерной пушки, необычные взрывы, грохот шагов динозавра.

Не меньшего внимания, чем основные спецэффекты, заслуживают фоновые шумы, не синхронизируемые с событиями на сцене. Эти звуки создают настроение и/или характеризуют место, в котором происходит действие. Удаленный шум большого города, звук работающего двигателя космического корабля или голоса птиц в джунглях усиливают воздействие видеоряда и значительно повышают правдоподобность изображения.Такие эффекты обычно делятся на два типа: звуки, длящиеся в течение относительно продолжительного времени (шум моря, гул города, и звуки, являющиеся кратковременными элементами саундтрека (отдаленный звук сирены автомобиля, шум катящейся от ветра жестяной банки, добавленные к фоновому шуму, чтобы «оживить» его.

В звуковом оформлении представления можно использовать многие музыкальные инструменты и различные предметы,например: арфу; губную гармошку; ручной колокольчик; звонок от велосипеда (имитирует телефонный звонок); кастаньеты и тамбурин (для танцовщиков); барабаны и тамтамы; свистки (имитируя голоса птиц); половинки кокосовых орехов (имитируют стук конских копыт); плоскую тонкую доску, подвешенную на веревке и вращающуюся по кругу (имитирует шум ветра); лист из жести и ручной электрический фонарь (имитируют гром и молнию); горох и бобы, падающие на деревянный ящик (имитируют шум дождя); консервную банку, сквозь дно которой продета веревка, натертая канифолью

(воспроизводит хриплый звук).

Такие музыкальные инструменты, как металлофоны, арфа, бубен обладают довольно специфическими тембрами. Игра на них довольно проста. Извлекать звуки можно глиссандированием, ударом (металлофон, ксилофон) или щипком (арфа).На металлофоне или ксилофоне не затруднительны и какие-то образные зарисовки: дождь, эхо, восход солнца, кукование, писк мыши и многие другие.

Кроме механических шумов, при некоторой практике можно научиться воспроизводить такие звуки, как кашель, чиханье, зевание, смех, плач, крик, лай собак, рев медведей.

Образы могут возникнуть совершенно неожиданные. Перечислить все варианты просто невозможно. Поэтому у звукорежиссера всегда остается возможность пофантазировать и придумать собственную звуковую мозаику в зависимости от творческой необходимости.

Режиссеры, увлеченные растущими возможностями шумовых сценических эффектов, иногда перегружают пьесу указаниями о шумах, забывая, что шумовое сопровождение должно гармонировать с общей идеей постановки. Следует избегать нагромождения звуков в спектакле. Участие шумов и звуков в нем тщательно планируется, точно определяется степень участия каждого отдельного инструмента, время его вступления, характер его звучания и т. п.

Нередко шумовое сопровождение расценивается как малозначительный, второстепенный фактор. Шумовое оформление так же, как и декорационное, является органической частью спектакля и требует творческой мысли, художественного чутья, а подчас и большой инициативы. Поэтому воспроизведение шумов и звуков поручается людям, имеющим соответствующие способности и технические навыки.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Фоторепортаж о посещении кукольного театраФоторепортаж о посещении кукольного театра Кукольный театр – это необыкновенная сказочная страна, в которой животные и люди разговаривают друг с другом, где добро побеждает зло..

Фотоотчет о просмотре кукольного театраФотоотчет о просмотре кукольного театра Сказки: «Заюшкина избушка», «Рукавичка» и новогодняя сказка про колядки. Кукольный театр - очень любимый детьми, и всегда, когда объявляется.

Инсценировка «Капризуля» по мотивам одноименной пьесы для кукольного театраИнсценировка «Капризуля» по мотивам одноименной пьесы для кукольного театра Сценарий Т. Караманенко, С. Преображенского Развлечение для детей младших групп. Участвовали: Черноиванова С. В -Матрешка, Булавина Л. Н. -ребенок.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Мастер-класс «Куклы для кукольного театра из фоамирана»Мастер-класс «Куклы для кукольного театра из фоамирана» Хочу с вами поделиться моим новым увлечением - изготовлением кукол из фоамирана. Не судите строго, это мой первый опыт. На фото представлена.

Мастер-класс по изготовлению куклы для кукольного театраМастер-класс по изготовлению куклы для кукольного театра Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”.

Перчаточные куклы для кукольного театраПерчаточные куклы для кукольного театра Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития творческих способностей, творческой самостоятельности, всех компонентов,.

Показ кукольного театра для детей 5–6 лет «Морозко»Показ кукольного театра для детей 5–6 лет «Морозко» Показ кукольного театра для детей 5-6 лет"Морозко"Цель: Создание у детей радостного, веселого настроения,желание сопереживать героям сказки.

Фотоотчет «Экскурсия в закулисье кукольного театра»Фотоотчет «Экскурсия в закулисье кукольного театра» В ноябре 2018 года в нашем детском саду начали реализовывать долгосрочный проект «Театр и мы». Цель проекта: формирование у детей старшего.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Музыка в спектакле детского кукольного театра
Опубликовано: 13 марта 2020 в 11:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки