Ирина Владимировна Иванкова
Музыкальная гостиная «Великие романтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы рады вас приветствовать в музыкальной гостиной.
Музыка.
Когда и правая и левая рука
Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных
И звёздною росой осыпана тоска,
И колокольчики журчат в мечтах рассветных,-
Тогда священна ты, - ты не одна из нас,
А ты, как солнца луч в движении тумана,
И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,
И в роще дремлющей идущая Диана.
Всего острей поёт в тебе одна струна-
Чрез грёзу Шумана и зыбкий стон Шопена.
Безумие луны! И вся ты – как луна,
Когда вскипит волна, но падает, как пена.
Публикация «Музыкальная гостиная „Великие романтики“» размещена в разделах
В нынешнем году мировая музыкальная общественность отмечает две знаменательные даты. 200-летие со дня рождения выдающихся композиторов, представителей романтического направления в искусстве – Роберта Шумана и Фридерика Шопена!
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау (Саксония). Он явился на свет в то время, когда Германия была охвачена пожаром наполеоновских войн. Отгремели битвы, и беспросветной мглой затянулись будни немецкого общества. Тем более неприглядным представлялся мещанский быт провинциального города, где провёл юность Шуман. Воспоминания об этих годах обострили его ненависть к мещанскому в жизни и искусстве.
Рано проявились его литературные способности и музыкальная одарённость. Уже в восьмилетнем возрасте он – автор литературных и музыкальных произведений. Роберт Шуман обладал удивительной способностью «рисовать музыкой». В детстве он часто веселил своих друзей, изображая на рояле тех или иных знакомых. Выходило так похоже, что даже не очень музыкальные дети безошибочно угадывали в мелодии образ конкретного человека.
Веселый крестьянин, возвращающийся с работы, бедный сирота, таинственный незнакомец, стремительно скачущий смелый наездник. Все это — музыкальные портреты из знаменитого «Альбома для юношества», с которым вот уже более ста лет не расстаются начинающие пианисты.
«Сицилийская песенка». Исполняет Федосеева Н. Н.
Шуман должен был стать музыкантом, друой мечты у мальчика и не было. Но его мать лелеяла совсем другую мечту: в своем воображении она видела сына, облаченного в черную судейскую мантию, окруженного почетом и уважением. По настоянию матери (Роберт рано потерял отца) будущий композитор поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Но вместо того чтобы корпеть над учебниками права, Шуман с головой погрузился в музыкальную жизнь. Он начал заниматься у Фридриха Вика, лучшего фортепьянного учителя. Вскоре, набравшись мужества, двадцатилетний Роберт напишет матери: «Я посвящаю себя искусству, я хочу, могу и должен это сделать» — и получит, наконец, долгожданную свободу. Занятия с Виком продвигаются очень успешно, и на жизненном горизонте Шумана уже брезжит карьера великого пианиста. Но нелепая случайность, за которой так часто угадывается воля судьбы, помешала сбыться этим планам. Шуман серьезно повреждает палец, и с мечтой о славе пианиста-виртуоза ему приходится расстаться. Молодому человеку не остается ничего другого, как начать серьезно изучать композицию.
Шуман стойко перенёс испытание и обратился одновременно к композиторской и одновременно к критической деятельности. Ему был тогда 21 год. Ближайшее 10-летие он сочиняет фортепианные пьесы, объединённые какой-либо общей идеей в цикл. Таковы циклы пьес «Бабочки», «Карнавал», «Детские сцены», и др. Произведения его во многом автобиографичны, передают чувства и переживания автора. В свои произведения Шуман привносит и реальные картины действительности, используя бытовые напевы, танцы, марши.
Выступления, на которых произведения Роберта Шумана блистательно исполнила Клара Шуман, стали настоящим триумфом. Вернувшись в Дрезден, композитор продолжает творить, хотя ужасная нервная болезнь, признаки которой появились более десяти лет назад, прогрессирует. Музыкальные галлюцинации, прежде появлявшиеся лишь изредка, начинают мучить Шумана и днем и ночью. Наступает момент, когда он уже не может верно воспринимать темп музыки, даже своей собственной…
7 февраля 1854 года лодочники, перевозившие пассажиров через реку Рейн, вдруг увидели, как с моста в воду бросился человек. Они поспешили на помощь и вытащили мужчину из воды. Это был измученный болезнью Роберт Шуман. Еще два мучительных года провел композитор в лечебнице для душевнобольных и умер 29 июля 1856 9 года в Энденихе, близ Бонна.
Он оставил всему человечеству музыку, которая, по словам П. И. Чайковского, «затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники».
Среди композиторов-романтиков никто, пожалуй, не добился такого безоговорочного признания у широчайших масс слушателей, как Шопен.
Ещё на заре творческой карьеры великого польского композитора Шуман, чутко подметил главную тему его творчества, назвав сочинения Шопена «пушками, спрятанными в цветах». Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность - одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии. Шопен проявил смелое новаторство в их трактовке и преобразовании.
Родился Фридерик 22 февраля в Желязовой Воле близ Варшавы. Родители обеспечили ему широкое образование. С 6 лет он занимался музыкой, удивляя своим удивительным талантом. О нём заговорили в Варшаве, а с 8 лет Шопен выступал как пианист. Творческое наследие Шопена представляет огромную художественную ценность. Он не только обновил современные ему жары фортепианной музыки, но и разработал новые. Шопен создал новый тип мелодии - предельно выразительной, гибкой, непрерывно развертывающейся, сочетающей в себе черты вокальные и инструментальные, песенные и танцевальные. Его пьесы требуют филигранной игры: каждая фраза, мотив, пассаж должны быть спеты выразительно.
Любимый вид романтической фортепианной лирики Шопена -- ноктюрн, буквально «ночная пьеса». Еще до Шопена ноктюрны -- одночастные лирические пьесы медленного темпа -- создавал в начале XIX века ирландский композитор Джон Фильд. И все же ноктюрны Шопена -- совершенно новое художественное явление. Их отличает редкая мелодическая красота лирического содержания.
Жизнь Фридерика Шопена будто раскололась надвое: двадцати лет он покинул реакционную Польшу и более не видел её. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби – тоски по родине. Далеко в Париже он воскрешал в своей памяти образ любимой родины в творениях героико-эпических и драматических, пылких и элегических.
Наиболее притягательным для выражения мгновенного романтического порыва, сиюминутного настроения стал жанр прелюдии с её импровизационной основой. Фридерик как бы заново открыл этот жанр. Каждая шопеновская прелюдия – это законченный музыкальный образ, в них «сердце Шопена волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, нежится, озаряется надеждой и холодеет от страха…» - писал академик Асафьев. Напомню, что прелюдии сочинялись Шопеном в период поражения польской революции, о котором он узнал за границей и очень тяжело переживал это известие.
Всеволод Рождественский.
Шопен
Встала луна над Парижем, осеребрив черепицы.
Словно кто тронул рукою, он пробудился в ночи.
Как неотступно в разлуке бедная родина снится!
Сел у рояля в халате, тихо зажёг две свечи.
К смутным виденьям вернуться память не сразу заставишь.
Луч проскользнувший в окошко, на половицах простёрт.
Лёгкие пальцы коснулись холодом тронутых клавиш-
И пробежал, замирая, скорбно вздохнувший аккорд.
Лица поблекших портретов, сумрак гостиной овальной,
Рокот застенчивой арфы, дедовский пенистый мёд,
Шум кринолинного шёлка в отзвуках музыки бальной,
Свечи в тяжёлых шандалах, шкуры – трофеи охот…
Всё это было когда-то… Теперь под дождём невесёлым
В пущу уходят повстанцы, смерть косит жатву свою.
Пушки царя Николая бьют по соломенным сёлам,
Гибнут отважные братья в долгом неравном бою.
Душно в салонах Парижа. Давит бессилье покоя,
Чем же но мог бы отсюда скорбному краю помочь?
Гулкое сердце рояля подняло волны прибоя.
Катятся гневно аккорды в тихую лунную ночь.
Перед распятой отчизной он преклоняет колена.
Нет, не повергнута Польша! Нет не сгинела она!
Павшим – священная память в траурном марше Шопена,
Верящим в вольность народа – слава на все времена!
Живя в Париже, Фридерик сблизился с Жорж Санд, известной французской писательницей. С Жорж Санд его связала не только страсть, но и глубокая привязанность, и истинная дружба. Ни с кем Фридерик не был так откровенен, ни с кем так глубоко не обсуждал свои профессиональные проблемы. Но по характеру они были разными. Жорж Санд никогда не жаловалась на усталость. Она умела не только работать круглые сутки, но и безудержно веселиться. Шопена, болезненного смолоду, это иногда тяготило.
При этом оба были поглощены своим творчеством, которое требовало огромного напряженияНе смотря ни на что годы, проведённые с ней – самые продуктивные в творчестве Шопена. Но вернёмся к музыке Шопена.
Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена (у него была очень страшная лёгочная болезнь, а разрыв с любимой женщиной в 1847 году был фатальным для Шопена. Желая покинуть Париж, чтобы избавиться от всего окружающего, Шопен поехал в Лондон, и это было последним его путешествием. Успех, нервная, ненормальная жизнь, климат, - все это окончательно подорвало его болезненно-деликатную натуру и великий артист, вернувшись в Париж, слег, а 5 (17) октября 1849 года его не стало. Смерть Шопена была ударом для музыкального мира, а похороны были редким выражением симпатий его многочисленных поклонников. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста.