Музыкальная развивающая среда в ДОО

Наталия Евгеньевна Карташева
Музыкальная развивающая среда в ДОО

Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. И, несмотря на то, что педагоги-практики часто испытывают затруднения в реализации этого требования, большинство педагогов уделяют много внимания созданию предметно-развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной педагогами программе.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Ее задачи:

- обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от - компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

- обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

- получение и закрепление знаний о музыке;

- развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принципы построения предметно-развивающей среды (концепция Л. Б. Петровского)

- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

- Принцип активности, самостоятельности, творчества

- Принцип стабильности, динамичности развивающей среды

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования

- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

- Принцип открытости и закрытости

- Принцип учёта возрастных и половых различий детей

В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно- развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства.

Требования к проектированию музыкальной среды:

- Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

- Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л. С. Выготский).

- Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

- Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ

1. Сформулировали цель и задачи работы

2. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми:

- приобрели учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

- изготовили дидактические игры и игровые материалы для самостоятельной музыкальной деятельности;

- приобрели специальное оборудование для музыкальной деятельности: набор музыкальных инструментов (металлофоны, музыкальные молоточки, зеркальную стенку, театральную ширму,магнитофоны

3. Определили пространственное размещение музыкальных мини-центров в группе, продумали содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе в соответствии с блоками развития музыкальной деятельности

4. Оформили музыкальные мини- центры в каждой возрастной группе

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

- с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

- с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

- с одним фиксированным звуком (дудки);

- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.).

3. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты.

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты, видеодиски).

Музыкальный зал.

Музыкальная развивающая среда в ДОО

В нашем детском саду большой светлый музыкальный зал, оборудованный всем необходимым для педагогического процесса: детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, телевизор, синтезатор, магнитная доска, стульчики, ковер.

Здесь проходит организация непрерывно образовательной деятельности, досуговых мероприятий, праздников, театрализованных представлений, родительских собраний и прочих мероприятия для детей и родителей.

Развивающая среда музыкального зала содержательно- насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Насыщенность. Технические и электронные средства пианино, музыкальный центр, синтезатор, телевизор, мультимедийное оборудование и экран.

Транформируемость пространства. Обеспечивается за счет баннеров, ширм, ковра, штор, стульчиков. А также декораций: печка, домик, декоративные деревья, заборчик, елки, шторы.

Полифункциональность. Все вышеперечисленные выше элементы развивающей среды используются в разных видах деятельности.

Вариативность. Объекты среды меняются в соответствии с сезонностью, оформление заменятся исходя из с сезонностью и тематикой занятий и досугов. Пособия и атрибуты также меняются в соответствии с сезонностью и содержанием образовательной программы и тематическим планированием. Например, по теме «Зима»: зимние иллюстрации, снежинки, зимнее ветки, мишура серебряная и белая. Элементы зимних костюмов игрушек и персонажей.

Доступность. Все пособия, дидактические материалы, атрибуты для танцев, детские музыкальные инструменты, расположены таким образом, чтобы к ним был свободный доступ детей.

Безопасность. Вся мебель закреплена устойчиво. Пианино, телевизор, мультимедийное оборудование, магнитная доска, стульчики в зале, полки установлены таким образом, что исключает возможность небезопасного их использования. Пособия, демонстрационный и дидактический материал соответствуют требованиям безопасности их использования. Все оборудование имеет сертификаты качества.

Младшая разновозрастная группа.

Основная задача музыкального возрастного воспитания - развитие восприятия музыки.

Средняя разновозрастная группа.

Музыкально- развивающая среда в этой группе способствует более глубокому познанию музыки. Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления об отражении в музыке чувств, настроений, образов, явлений.

Старшая разновозрастная группа.

Задачи по музыкальному развитию становятся более значительными, поэтому музыкально предметная среда отличается разнообразием материала.

Публикации по теме:

Развивающая среда логопедического кабинетаРазвивающая среда логопедического кабинета Мой кабинет - мой помощник. Коррекционно-развивающая среда организована так, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Настенное оформление.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Опираясь на данный мною материал можно дополнить свою работу, организовать в группе подобное пространство или позаимствовать.

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО» Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Предметный мир детства — это среда развития всех специфически детских видов деятельности.

Предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС доПредметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС до Предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО Воспитатели: Марина Александровна Агафонова Светлана Николаевна Данильцева.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, регулярном обмене.

Презентация «Развивающая среда» При создании развивающей среды мы преследовали определенную цель: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Музыкальная развивающая среда в ДОО
Опубликовано: 30 марта 2019 в 16:24
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Картотека дидактических игр на развитие словаря
Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (...
Сценарий праздника «День дошкольного работника» в детском саду
Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых; Задачи: расширять представления детей о профессиях дошкольных работников; развивать речь, память,...
Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...