Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ (первое издание)

Юлия Автаева
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ (первое издание)

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ (первое издание)

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ

(дидактическое пособие)

В настоящее время образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях носит личностно- ориентированный и гуманистический характер, учитывает индивидуальные потребности ребенка, способствует выстраиванию содействия и сотрудничества детей и взрослых, поддержке инициативы детей в разных видах деятельности.

Эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Каким образом технологию ТРИЗ можно применять для художественно-эстетического и речевого развития детей?

У музыки и речи существует немало общего. Самое главное заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Еще до появления привычных для нас слов, и тем более предложений и текстов, звук был средством общения между людьми. Дети очень любят петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом, ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

Для того чтобы подобный процесс осуществился, педагогу необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы. В связи с этим музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ – отличный способ в привычной для ребенка и игровой деятельности активизировать творческое мышление и, как следствие, речь. Но для того, чтобы начать фантазировать, ребенок должен обладать знаниями и некоторым опытом. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.

В данном пособии собраны музыкально-дидактические игры, в основу которых положены методы и приемы ТРИЗ:

• метод морфологического анализа – игра «Мастерская музыкальных инструментов»;

• прямая аналогия – игра «Музыкальные яблочки»;

• символическая аналогия – игра «Шифровальщики»;

• произвольный префикс – игра «Перевертыши»;

• фантастические гипотезы – игра «Волшебные превращения», «Помоги Золушке», «А что, если…»;

• оператор РВС – игра «Паровозик»;

• мозговой штурм – ребусы, кроссворды, музыкальные загадки.

ТРИЗ помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения и др. – может способствовать развитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слухового представления, чувства ритма.

Кроме этого, применение технологии ТРИЗ помогает повысить общий уровень развития музыкальных способностей детей; формировать не просто положительное отношение к музыке, а интерес к ней, желание слушать, петь, играть и, наконец, понимать музыку и восхищаться ей.

У каждого педагога подход к применению методов и приемов ТРИЗ свой и зависит от самих детей, с которыми работает воспитатель, от условий, которые он создает.

Применяя ТРИЗ в образовательном процессе ДОО, необходимо соблюдать несколько правил:

• ребенку нужно давать знания и развивать фантазию;

• применять технологию нужно систематически или не применять ее вообще;

• основная цель образовательной деятельности – это развитие музыкальных способностей детей в процессе творчества.

Представленные в пособии игры педагоги ДОО могут использовать с детьми дошкольного возраста всех возрастных групп. Усложнение игр зависит от цели, которую ставит педагог. Так, при проведении игры «Музыкальные яблочки» в младшем возрасте используется малый комплект пиктограмм, выражающих контрастные эмоции – грустно, весело. В старшем возрасте количество пиктограмм постепенно увеличивается, используются пиктограммы, обозначающие различные нюансы настроения – грустно, печально, весело, страшно, настороженно, опасливо, радостно, тоскливо и т. д.

При проведении игры «Мастерская музыкальных инструментов» в младшем возрасте рассматривают детские музыкальные инструменты, рекомендованные в программах (погремушка, бубен, барабан). Дети старшего возраста используют более сложные музыкальные инструменты (металлофон, пианино, триола, аккордеон, у знакомых инструментов обнаруживаются детали, ранее не рас-сматриваемые. Игры постепенно усложняются, дополняются, модифицируются, что позволяет поддерживать у детей постоянный интерес к ним и достигать высоких результатов в развитии музыкальных способностей и речи.

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ предполагают различные варианты их применения. На этапе знакомства с игрой чаще используют групповую или подгрупповую форму организации образовательной деятельности с детьми. В дальнейшем чаще возникает необходимость в индивидуальной проработке некоторых игр. При организации музыкально-дидактических игр необходимо учитывать, что использовать в своей деятельности их могут и воспитатель, и музыкальный руководитель, и учитель-логопед. Причем у каждого педагога будут стоять свои педагогические цели и задачи. Для игр можно использовать разнообразную предметно-пространственную среду детского сада: музыкальный зал, группу или участок детского сада. После того как игра освоена детьми, она вносится в музыкальный уголок для организации детьми самостоятельных игр в свободное время. Можно использовать их и при проведении развлечений, конкурсов, викторин, соревнований, введении дополнительных пособий (персонажей кукольного или пальчикового театра, «Волшебные гонзики» А. И. Бурениной). Все это вносит элемент новизны в уже хорошо знакомые игры.

Всю информацию, которую дети получают в ходе игр, необходимо сохранить. Для этого можно использовать новую технологию «лэпбук», которая способствует созданию ребенком творческой папки, в которой собираются материалы для организации его самостоятельной деятельности. Данная творческая папка создается ребенком практически полностью самостоятельно, при небольшой помощи педагога. Педагог предлагает тему лэпбука, например «Струнные инструменты», небольшие заготовки (отпечатанные на черно-белом или цветном принтере, а дети самостоятельно заполняют свою творческую папку по своему усмотрению, выступая еще и дизайнерами. Создание папки происходит постепенно, в несколько этапов, по мере усвоения нового материала. После окончания работы папка остается у ребенка, что позволяет ему в любое время открыть ее и восстановить в памяти все знания, которые он получил в ходе знакомства с данной темой и создании лэпбука.

Примерный перечень заготовок для лэпбука «Струнные инструменты»:

1. Кармашек с карточками. Игра «Паровозик» («Как балалайка в лесу выросла»).

2. Книжка-малышка с загадками (Струнные музыкальные инструменты).

3. Аппликация «Утенок играет на скрипке» (итог НОД, совместная деятельность с педагогом по ИЗО-деятельности).

4. Игровое задание-схему «Струнные инструменты».

5. Кармашек. Разрезные картинки (репродукция картины с изображением струнного музыкального инструмента).

Публикации по теме:

Фестиваль песчаных фигурФестиваль песчаных фигур В этом году мы отдыхали у родственников в Самаре. И как раз в это время на набережной проходил Всероссийский фестиваль песчаных фигур "Чудеса.

Конкурс детского рисунка «Подснежник»Конкурс детского рисунка «Подснежник» Совсем недавно мы с детьми слушали произведения П. И. Чайковского и других композиторов о весне. После этого возникла идея провести конкурс.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ (первое издание)
Опубликовано: 31 октября 2014 в 15:35
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
22 января. День рождения попкорна

Вкус воздушной кукурузы очень хорошо сочетается с самыми разными добавками, сладкими, солёными или острыми. Попкорн настолько прочно вошёл в современную кино-культуру, что уже невозможно представить себе...

22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

Работа с родителями «Пошив кукольной постельки» для группы раннего развития
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном...
Создание макета «Улья»
Создание макета "Улья" Летом у нас с детками проходило занятие по пчёлкам. А я очень люблю, когда предметы изучения детки могут потрогать, поиграть с...
Картотека считалок про дружбу и друзей
Считалка — жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия. У считалки есть своя роль— распределить роли в предстоящей игре и никого...