Лучший педагог года

Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»

Наталья Одинцова
Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»

Цель мероприятия – воспитание у детей чувства прекрасного.

Задачи:

• продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;

• показать взаимосвязь музыки и литературы;

• воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии;

• воспитывать у детей нравственные качества, формировать свойства духовно - развитой личности.

Публикация «Музыкально-литературная гостиная „Осенняя пора“ по произведениям П, И, Чайковского „Времена года“» размещена в разделах

Описание: Конспект будет полезен как музыкальным руководителям ДОУ, так и воспитателям старших групп.

Используются следующие технические средства: ноутбук (мультимедийная презентация, аудио аппаратура.

Ход мероприятия.

Музыкальный руководитель :

Тихо-тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой –

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней!

Не спугнуть бы нам его.

Сегодня мы с вами открываем музыкально-литературную гостиную, тема которой звучит так – «Осеняя пора». Мы послушаем стихи разных авторов. А также продолжим знакомство с творчеством П. И. Чайковского, и его музыкальным альбомом под названием «Времена года».

В литературе об осени говорили поэты : Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев, и многие, многие другие.

И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавали писатели и поэты, я загадаю вам простые загадки об осени.

Загадки

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

Пыль поднимает. (Ветер)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -. (Дождь)

Растут зеленеют,

Упадут пожелтеют,

Полежат почернеют. (Листья)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто. (листопад)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Музыкальный руководитель :

Ребята, какие месяцы входят в осеннее время года? Какой сейчас месяц? (Ответы детей)

Знаете ли вы, как раньше назывался месяц ноябрь? Грудень.

От слова «груда»- мёрзлая земля. Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: «Ноябрь - Сентябрев внук, Октябрев сын, а зиме – родной батюшка!»

Ну, обо всем по порядку. И первый месяц осени называется… Сентярь. А скажите дети за что любят осень? (веет детей)

Осень любят за щедрость (богатый урожай на полях, в садах). Поэт Ф. Тютчев сказал об этом времени года :

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

А у Петра Ильича Чайковского музыкальное произведение сентябрь называется «Охота». Ведь первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте. И вступлением к этому произведению стало четверостишие А. С. Пушкина.

Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрый темп в середине пьесы как бы изображает погоню лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.

Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы.

(ВИДЕО ФРАГМЕНТ П. И. Чайковский «СЕНТЯБРЬ. ОХОТА»

У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают, светлую радость.

Сейчас послушаем, как композитор П. И. Чайковский с помощью музыки передает красоту месяца октября. В качестве вступления для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А. Н. Толстого

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят. "

Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает.

Итак Октябрь «Осенняя песнь». Послушайте и ответьте о чем рассказала нам музыка?

(ВИДЕО ФРАГМЕНТ П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

(Ответ детей)

В пьесе главный элемент «мотив вздоха», передающий грусть, печаль увядающей природы. Легкие трели в середине пьесы напоминают о теплых солнечных лучах, частая смена регистров, в конце пьесы темп замирает и затихает. Характер произведения нежный, ласковый. Произведение имеет 3-х частную форму.

Музыкальный руководитель :осень, ребята, бывает разная. Ранняя или еще можно сказать, золотая. Подумайте и скажите, почему она так называется?

(ответы детей).

Педагог уточняет - это когда погода солнечная, листочки на деревьях окрашены в несколько цветов и оттенков здесь и ярко желтый цвет, оранжевый, бордовый. И все вместе они как будто превращают деревья в многоцветный, яркий костер.

Воспитатель: Поздняя осень - когда небо пасмурное, много льет дождь, слякоть. С деревьев облетели листья, стволы намокли, потемнели, трава пожухла, на земле холодные, черные лужи, часто дует холодный пронизывающий ветер.

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру:

"Определите какую осень поэты описывают в стихах" - позднюю или раннюю:

Подарило солнце лесу свой подарок:

Побежал по кронам лучик не простой -

Лес преобразился, праздничен и ярок

Засверкал осенней, жаркой красотой.

Заплела березка косы золотые,

В желтых сарафанах липы встали в ряд,

Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,

И бордовый клену так к лицу наряд. (ответы детей).

Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,

Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.

Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.

Гонит в небе облака, плещет серая река.

Птиц неслышно улетели.

Скоро заметут метели, зимний холод впереди:

А пока - дожди, дожди:

Какая осень описывается в этом стихотворении? С каким настроением вы слушали эти строки? (ответы детей).

Ребята, сегодня вы станете художниками. И изобразите на своих рисунках ту осень, которую вы услышали и увидели в музыке Петра Ильича Чайковского.

(дети присаживаются за столы и рисуют)

А теперь все вместе споем песню о прекрасном времени года - осень! (Падают падают листья)

Публикации по теме:

«Журавли». Музыкально-литературная гостиная для педагогов и родителей, посвященная 70-летию Победы«Журавли». Музыкально-литературная гостиная для педагогов и родителей, посвященная 70-летию Победы . Когда-то давно, когда я была маленькой девочкой, в нашей семье существовала такая традиция: каждый год 9 мая мы приходили в гости к моему.

Конспект НОД по творчеству П. И. Чайковского в старшей группе детей с ЗПР «Времена года» Задачи: Художественно-эстетическое развитие: - продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при.

Сценарий мероприятия «Музыкально-литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема: Литературно – музыкальная гостиная на тему «Сказки А. С. Пушкина». Программа: «От рождения до школы» под редакцией.

Сценарий мероприятия «Литературная гостиная» (старший дошкольный и подготовительный к школе возраст) Сценарий мероприятия «Литературная гостиная» (старший и подготовительный к школе возраст) Образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Литературная игра-развлечение «Времена года» (подготовительная группа) Литературная игра – развлечение: «Времена года» Подготовительная группа Материал и оборудование: картинки и иллюстрации с изображением всех.

Музыкальная гостиная «Детский альбом П. И. Чайковского» — концерт-беседаМузыкальная гостиная «Детский альбом П. И. Чайковского» — концерт-беседа «Детский альбом П. И. Чайковского». Концерт-беседа. Старший дошкольный возраст. Ведущая. Друзья, вы уже знакомы с творчеством композитора.

Музыкальная гостиная «Осенняя пора, очей очарование» МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ОСЕННЯЯ ПОРА, ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЕ». Дети входят в зал, садятся на стулья, ведущая зажигает свечи, садится за стол. Ведущая:.

Музыкальная гостиная, посвященная 175-летию П. И. Чайковского Цель: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского. Задачи: - способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка.

Музыкально-литературная гостиная для педагогов «Этих дней не смолкнет слава!» «День Победы!» — значит, нет фашизма, Значит, над Россией тихий свет, Значит, дети рождены для жизни, Для счастливых, мирных долгих лет.

Музыкально-литературная гостиная «Весна идет, весне дорогу!»Музыкально-литературная гостиная «Весна идет, весне дорогу!» Цель: формировать у детей положительное отношение к искусству (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, танец). Развивать художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»
Опубликовано: 20 ноября 2015 в 18:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД