Марина Горбатенкова
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Пастушьи наигрыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Познакомить с музыкальными инструментами, на которых играли русские пастухи; познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов.
Задачи:
• научить основным приёмам игры на пастушьей барабанке;
• развивать умение ориентироваться в пространстве;
• добиваться согласованности при пении в ансамбле; согласованно действовать в игре, хороводе;
• способствовать творческим проявлениям детей.
Публикация «Музыкальное занятие для детей подготовительной группы „Пастушьи наигрыши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Оснащение: музыкальные инструменты (пастушья барабанка, рожок); мягкие игрушки (коровы, волк); карточки с изображением коровы и волка; аудиозапись звучания пастушьего рожка; иллюстрация «Пастушок играет на рожке».
Музыкальный материал: хоровод «Пастушок», музыкальная игра «Пастушок».
Используемая литература: Рытов «Русские музыкальные инструменты», Науменко «Рассказы о русских народных музыкальных инструментах»
Содержание занятия:
Звучит мелодия русской народной песни «Пастушок», в зал входят дети в русских костюмах, в руках мягкие игрушки - коровы.
М. р. : Здравствуйте, ребята, посмотрите, что вы видите вокруг?
Дети: Русская изба, лес, поляна.
М. р. : Где мы с вами оказались?
Дети: В деревне.
М. р. : Ребята я предлагаю ваших коров отнести на нашу лужайку.
Посмотрите на эту иллюстрацию. Что здесь изображено?
Дети: Мальчик, который играет на дудочке, вокруг него коровы, овцы.
М. р. : Как вы думаете, зачем у мальчика в руках дудочка?
Дети: Чтобы его слышали коровы.
М. р. : А зачем его должны слышать коровы?
Дети: Чтобы не потеряться.
М. р. : А кто знает, как называют человека, который следит за коровами, чтобы они не потерялись?
Дети: Пастух.
М. р. : Молодцы! Рано утром, забирая с каждого двора коров, пастух, не торопясь, вел стадо на пастбище – на поле или зеленую лужайку с вкусной и питательной травой, охранял от нападения волков и медведей, а вечером сытых и нагулявшихся животных приводил обратно к хозяевам.
Ребята, посмотрите, у меня в руках музыкальный инструмент. Как он называется?
Дети: Дудочка.
М. р. : Я даю вам подержать его в руках. Как вы думаете, из чего сделан этот инструмент?
Дети: Из дерева.
(Если дети не сказали, что из рога.)
М. р. : (обращаю внимание детей на ту часть инструмента, которая сделана из рога) А посмотрите внимательно, на что похожа эта часть нашей дудочки?
Дети: Эта часть дудочки похожа на рог коровы,
М. р. : Молодцы, правильно! Поэтому этот инструмент называется РОЖОК. Послушайте, как он звучит.
Рожечный наигрыш (аудиозапись)
М. р. : Понравилась вам эта музыка? Как звучит рожок?
Дети: Громко, звучно.
М. р. : Звучание рожка очень громкое, сильное и одновременно мягкое, «бархатное», с удивительной красотой. Для чего?
Дети: Чтобы коровы слышали пастуха и далеко не уходили от стада.
М. р. : Правильно, ребята! На широких, необозримых просторах нашей родины с незапамятных времён звучат пастушеские наигрыши на рожках. На полях и лугах короткими сигналами – зовами пастухи – рожечники сманивают скотину. Сгонные наигрыши особенно хорошо слышны по утренней росе, возле леса или реки.
М. р. : Дети, отгадайте музыкальную загадку.
Педагог исполняет вступление к хороводу «Пастушок».
Дети называют.
М. р. : Вспомните, пожалуйста, как вы должны двигаться под эту музыку?
Дети: Хороводным шагом, не спеша, двигаться вправо, потом влево.
М. р. : А что ещё вы должны делать?
Дети: Слушать музыку, петь напевно.
М. р. : Молодцы, ребята! Итак, раз, два, три, четыре, пять, все в кругу должны стоять! А ваша воспитательница (имя, отчество) будет пастухом.
Русская народная песня «Пастушок»
Дети водят хоровод и поют песню, воспитатель имитирует игру на рожке, по окончании садятся на стульчики, воспитатель остается на лужайке – она, по-прежнему, играет роль пастуха, берет в руки пастушью барабанку.
М. р. : Дети, я хочу познакомить вас с ещё одним музыкальным инструментом, но сначала отгадайте загадку.
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Коров, телят ищет.
Кто это? (Дети отвечают: волк. Педагог показывает мягкую игрушку волка.) Волк решил утащить одну из мирно пасущихся коров, а потом съесть. Но не дремлет пастух. Он увидел этого волка и заиграл сигнал опасности, на который к пастуху быстро-быстро сбежались все коровы. А когда они вместе, им никакая опасность не страшна.
Воспитатель играет на пастушьей барабанке сигнал опасности (быстрый, отрывистый, частый ритм).
М. р. : Скажите, на что похож этот сигнал?
Дети: Этот сигнал тревоги, опасности, потому что пастух стучит очень быстро, отрывисто и громко.
М. р. : Хорошо! (к воспитателю) Имя, отчество___, можно теперь мне сыграть свой сигнал опасности, ведь его можно сыграть и в другом ритме, главное, чтобы он был быстрый, частый и громкий. (Педагог играет свой сигнал опасности.) Ребята, мой сигнал похож на сигнал опасности?
Дети: Да, потому что он громкий, частый, тревожный.
М. р. : А вы хотите придумать свой сигнал опасности?
Дети: Да.
М. р. : Тогда, чтобы никому не было обидно, я предлагаю вам вот из этого мешочка всем достать карточки, у кого на карточке будет изображение волка, тот и будет придумывать свой сигнал опасности, а тем детям, кому попадутся карточки с изображением коровы, я дам другое задание чуть позже.
Дети берут карточки, несколько детей, у кого карточки с изображением волка, по-очереди играют на барабанке свой ритм.
М. р. : Молодцы, вы очень старались. (Обращается к другой группе детей) Как вы считаете, ребята справились с этим заданием?
Дети: Да.
М. р. : Испугался волк и ни с чем ушёл обратно в лес. После того, как угроза миновала, пастух заиграл сигнал отмены опасности.
Воспитатель играет на пастушьей барабанке сигнал отмены опасности. (спокойный, ровный ритм)
М. р. : Этот сигнал похож на предыдущий?
Дети: Нет, он спокойный, медленный.
М. р. : Сейчас я прошу тех детей, которые из мешочка достали карточки с изображением коровы, придумать свой сигнал отмены опасности. Вы помните, что он должен быть более ровный, спокойный, медленный.
Дети по-очереди выстукивают свой ритм.
М. р.: Молодцы, мне очень понравилось, как вы стучали. А вам, ребята. (К детям 1-й подгруппы.) Как вы считаете, наши коровы успокоились?
Дети: Да!
М. р. : Скажите, а как бы вы назвали этот инструмент.
Дети называют свои варианты.
М. р. : Какой похожий инструмент вы знаете?
Дети: Барабан.
М. р. : Только не по мембране, у барабана, а по тонкой деревянной доске. Этот инструмент называется пастушья барабанка.
Ребята, скажу вам по секрету, сегодня мы с вами можем на несколько минут очутиться в настоящей деревне, где пастух пасет коров, а в лесу прячется настоящий волк. Согласны? (Дети: Да.) Тогда выберем с помощью считалки пастушка и волка, остальные дети будут изображать коров. Раз, два, три, четыре, пять, все в кругу должны стоять! (Дети встали в круг, по считалке выбираются пастух и волк.) послушайте внимательно задание: коровы мирно пасутся на лугу, пастух внимательно следит за коровами и, если он заметит, что где-то рядом ходит волк, то он играет на пастушьей барабанке сигнал опасности. Коровы должны быстро подбежать к пастуху. Волк убегает обратно в лес. Пастух выстукивает сигнал отмены опасности.
Игра «Пастушок»
Дети садятся на стульчики.
М. р. : Какие молодцы! Вам понравилось наше путешествие в русскую деревню? (Дети: Да.) А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) Ребята, как вы думаете, зачем пастушку нужны рожок и пастушья барабанка? (Дети: Зазывать коров, чтобы они не потерялись и чтобы их не съел волк) А чем важна работа пастуха? (Дети: Пастух пасет коров.) А зачем нам нужны коровы? (Дети: Коровы дают молоко.) А вы любите молоко? (Дети: Да.) Тогда закройте глаза и не подглядывайте. (Внести сюрприз: йогурты, поставить их рядом с игрушками - коровами.) Дети открывайте глаза! Вот вам и угощение – очень полезное и вкусное! Что мы должны сказать нашим коровам? (Дети: Спасиб
) На этом наше занятие закончилось. До свидания, ребята!