Галина Макарова
Музыкальное занятие для детей старшей группы: «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Тема занятия : «Музыкальная семья»
Цель занятия : Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей об изобразительных и выразительных возможностях музыки;
-Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты.
Публикация «Музыкальное занятие для детей старшей группы: „Моя семья“» размещена в разделах
-Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком, брать дыхание между фразами, произносить отчетливо слова.
-Учить импровизировать мелодии различного характера на заданную тему при игре на детских музыкальных инструментах.
Обогащение и активизация словаря: портрет, мимика.
Развивающие:
-Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру.
- Продолжать развивать музыкальные способности детей : звуковысотный, ритмический, тембровый слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
-Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения.
-Способствовать развитию мышления, фантазии.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Музыкальная семья», музыкальная шкатулка, детские музыкальные инструменты.
Методы и приемы: рассказ музыкального руководителя с опорой на наглядность
Предварительная работа: разучивание песни «Моя семья»
Музыкальный репертуар : А. Гречанинов, «Папа и мама», «Бабушкин вальс»;; Г. Свиридов, «Попрыгунья», «Упрямец»;
Ход занятия:
(Дети заходят в зал под аудиозапись песни «Моя семья»)
Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу поговорить с вами о семье. Расскажите мне, пожалуйста, что такое «семья»?)
Как вы думаете, зачем человеку нужны близкие, родные люди? Может быть, гораздо лучше жить одному – не нужно не о ком заботиться?)
А вы рисовали когда-нибудь маму или папу? (…) Вы знаете, что рисунок человека называется «портрет»? Чем вы рисовали портреты своих родителей? (…) Музыка тоже умеет рисовать портреты, только рисует она не красками и карандашами, а музыкальными звуками. Сейчас мы с вами услышим музыкальные портреты одной дружной семьи.
Жили-были мама и папа. (Демонстрация слайда «мама и папа») По вечерам они приходили с работы домой, садились пить чай на кухне и разговаривали. У папы голос был низкий. Вот такой… (Играет на фо-но низкие звуки соль-си, А мамин голос был нежный и высокий (Играет на фо-но соль-си 1-й октавы.) Послушайте, какими их нарисовала музыка. (Исполняется пьеса «Папа и мама»). Как вы думаете, о чем они разговаривают? (Ребята предлагают различные темы их беседы) Какими изобразила музыка папу и маму? (Музыка изобразила маму и папу добрыми, ласковыми. Их голоса звучат мирно, спокойно).
У мамы с папой были дети: дочка и сынок. Доченьку звали Катя (демонстрация слайда «дочка», а какой она была девочкой, вы сейчас услышите. Постарайтесь во время звучания музыки передать характер Кати мимикой (то есть выражением своего лица) и движениями. (Звучит музыкальная пьеса «Попрыгунья») Молодцы, вы показали мне очень веселую, подвижную девочку. Давайте определим характер прозвучавшей мелодии. Сейчас я возьму свою музыкальную шкатулку, и вы по очереди «положите» в неё слова, которые, по вашему мнению, к этой музыке подходят. (Музыкальный рук-ль проходит мимо детей с раскрытой шкатулкой. Ребята по очереди называют слово, говорящее о прозвучавшей пьесе и «кладут» его в шкатулку) В самом деле, музыка, нарисовавшая Катю, была веселой, легкой, острой. Я думаю, эта девочка, как и вы, очень любила бегать, прыгать, скакать. Бабушка звала её «попрыгунья»
Кстати, где же портрет Катиной бабушки? (Слайд с изображением нескольких разнохарактерных портретов) Послушайте, пожалуйста, музыку и определите, к какому портрету она подходит. (Звучит пьеса «Бабушкин вальс». Дети определяют её характер и сопоставляют с изображениями на слайде) Катина бабушка добрая и ласковая. Именно такой изобразила её музыка. Бабушка очень любила своих внучат – Катю и её маленького братишку Ваню.
Ваня был капризным и упрямым малышом. Маме приходилось всегда его уговаривать, упрашивать. (Слайд, изображающий маму с ребёнком). Послушайте, как мама укладывает сыночка спать. Ее голос звучит то нежно, спокойно, то резко, требовательно. Голосок упрямого мальчика звучит на двух звуках, как будто он твердит: «Не хочу и не буду!». (Исполняется пьеса «Упрямец». Дети стараются услышать две музыкальные темы : мамы и капризного ребенка. Отмечают, что в конце произведения мальчик все-таки заснул, так и не перестав упрямиться). Ребята, а если бы вы были художниками, каким цветом вы бы изобразили характер малыша?) А каким цветом настроение его мамы?) (Демонстрируется слайд с цветовой палитрой) Я бы подобрала для Вани синий цвет – твёрдый, упрямый. А для мамы – то мягкий розовый, то резкий зеленый, ведь она то сердится, то упрашивает.
Вот с какой замечательной семьей мы познакомились сегодня. А помогла нам в этом волшебница-музыка!
А вы, ребята, можете с помощью музыкальных инструментов рассказать нам о своей семье? (На столе лежат детские музыкальные инструменты. Ребенок выбирает подходящий ему музыкальный инструмент и импровизирует, стараясь передать характер одного из членов своей семьи.)
Как все-таки хорошо, что у каждого из нас есть семья. И я предлагаю спеть об этом песню (Дети исполняют песню «Моя семья», разученную на предыдущих занятиях).
На этом наше занятие окончено. До новых встреч, друзья!