Лучший педагог года

Музыкотерапия. Как она работает

людмила жукова
Музыкотерапия. Как она работает

Музыка — это лекарство, которое помогает преодолеть

депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи.

А потом — дарит желание жить дальше.

В. О. Ключевский

Некоторые люди в силу своих индивидуальных особенностей не могут воспользоваться инструментами популярной сегодня арт-терапии. У одних нет склонности к рисованию, другие не любят танцевать или читать, третьи не переносят на ощупь глину или песок.

Публикация «Музыкотерапия, Как она работает» размещена в разделах

Но музыкотерапии это не касается. Она активно применяется не только в психиатрии и даже официальной медицине, но и большинством из нас в быту, причём многие об этом даже не догадываются. Включая любимые мелодии во время уборки по дому или торжественного события, по дороге в школу или на работу, когда плохо или радостно на душе, мы улучшаем своё психическое и физическое состояние.

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко

применять в жизни каждого человека. Особенно в работе, психологии

управления чувствами, эмоциями, мыслями, состояниями, не только детей и

подростков, но и взрослых людей. Это безвредность и простота применения,

родители могут самостоятельно проводить психологические сеансы дома,

прослушивание определенной музыки, чтобы их ребенок или подросток

находился в доброжелательном психологическом состоянии.

Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка

действует на физическом уровне, как вибрация и ритмика, на эмоциональном

уровне, некоторые произведения вызывают чувства, которые направляют их в

другое русло. Также музыкотерапия вносит либо гармонизацию процессов,

либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма

позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять

эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости

произведений может вызвать деградацию процессов развития, если слушать

одну и туже музыку.

Как работает музыкотерапия

В ходе исследований о влиянии музыки на человека было выяснено много интересных фактов. Она представляет собой волны определённых частот, которые в комбинации создают мелодии, оказывающие на живые организмы положительное воздействие. Она встроена в физическую систему окружающего мира, работая по законам физики и математики и упорядочивая молекулы и атомы.

Для детей

Музыкотерапия активно используется в коррекционной работе с детьми всех возрастов. Мелодии и ритмы оказывают на организм ребёнка мощное влияние, способствуют развитию органов и формированию адекватного восприятия окружающего мира, расширяют потенциальные личностные возможности.

Применяют музыкотерапию буквально с первых дней жизни, особенно для

детей пострадавших от нехватки кислорода. Особенность их мозговой

структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как

музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены

множественными исследованиями клеточного анализа). Относительно проблем

с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые

результаты, не только внешние (успокоение, засыпание, но и улучшение

клеточной работы.

Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод

коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует

развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения,

адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического. Дети, в чьих

семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и

находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения

восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.

Музыкотерапия – это лечение, которое подразумевает прослушивание

определенных композиций. Происходит это в индивидуальном порядке или

группой людей, детей. Музыка может звучать фоном в комбинации с

несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими

эффективность воздействия. Например, в искусстве можно рисовать, вышивать,лепить, что либо творить, при этом слушая интересную, приятную музыку. Илинапример, при занятиях арт-терапией прослушивание музыки,

настраивает работу мозга на творчество, на внутреннюю работу подсознания и проработку и запуск тех механизмов психики, при которой ребенок или подросток восстанавливается и получает заряд энергии для дальнейшей продуктивной деятельности в своем направлении или обучении.

Музыкотерапию применяют для устранения разных эмоциональных

отклонений и при коррекции некоторых страхов и фобий у детей и подростков.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена

Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии

музыки. Авиценна – знаменитый врач – применял музыку в лечении

заболеваний нервной системы и переутомлений. Музыкотерапия, в отличие от

большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение.

Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов.

Музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться не только от душевных

переживаний, но и от многих физических недугов.

Для школьников-

Музыкотерапию можно использовать в школе для снятия психологического напряжения и коррекции девиантного поведения у подростков. Для этого нужно отводить специальные уроки в расписании — программы уже разработаны и сейчас внедряются как пилотные проекты в некоторые учебные заведения. Дети снимают стресс на таких занятиях, успокаиваются, настраиваются на рабочий лад. Активизируется мозговая деятельность — улучшается успеваемость.

В ряде школ на переменах по радиоузлу на всё здание включают специально подобранные музыкальные произведения, положительно влияющие на детскую психику.

Обычные школьные психологи тоже могут использовать различные методики музыкотерапии на своих занятиях.

Что касается родителей, то они могут помочь своему ребё нку-школьнику: приобщать его к музыкальной культуре, обсуждать то, что ему нравится, включать перед сном расслабляющие мелодии, вместе ходить на концерты.

Цель проведения музыкотерапии

Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают

расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает

сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на

общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и

происходит само по себе.

В целом, курс коррекции и восстановления после сложившихся

определенных обстоятельств с помощью такой терапии может включить в себя

следующие цели:

Эмоциональная разрядка, а также зарядка позитивом.

Регулирование эмоционального состояния.

Борьба с личными нагнетающими мыслями, неурядицами.

Уменьшение уровня стресса, после некоторых ситуаций.

Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с

некоторыми недугами.

Музыкотерапия как метод психокоррекции личности

Музыкальные, композиции имеют непосредственное влияние на разные

системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость

деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или

напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, музыкотерапии

происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный

ребенок начинает успокаиваться, тяжелые мысли развеиваются и возвращают

ребенка в мир радости и счастья.

Практическая часть

«Волшебный мир музыки»

Музыка- это стенография чувств.

Л. Н. Толстой

Музыка – это великое искусство, которое с древних времен является

естественной формой выражения эмоциональных состояний человека. Она

является важной составляющей в воспитании подрастающего поколения.

В. А. Сухомлинский (педагог и психолог) считал музыку средством

нравственного и умственного воспитания человека: «Воспитание музыкальное

– это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека».

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции

психоэмоциональной сферы реб нка.

Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения,

коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично,

обогащает его внутренний мир, укрепляет его внутреннюю часть души, его

собственное «Я».

Пакет программ классической музыки для регуляции

психоэмоционального состояния:

1. Снятие чувства тревоги и повышение уверенности в себе.

Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

Штраус "Вальсы",

Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства

принадлежности к прекрасному, гармонизация с миром природы.

Бах "Кантата 2",

Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3. Для общего успокоения, удовлетворения и снятия внутренних зажимов,

для полного умиротворения.

Бетховен "Симфония 6", часть 2,

Брамс "Колыбельная",

Шуберт "Аве Мария",

Шопен "Ноктюрн соль-минор",

Дебюсси "Свет луны".

4. Снятие симптомов напряженности в отношениях с другими людьми, для

коммуникации и понимания других взлядов.

Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

Барток "Соната для фортепиано, ’Квартет 5,

Брукнер "Месса ля-минор".

5. Для уменьшения беспокойства, связанного с эмоциональным

напряжением, для активизации психических процессов.

Моцарт "Дон Жуан",

Лист "Венгерская рапсодия" 1,

Хачатурян "Сюита Маскарад".

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия,

активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд",

Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для повышения настроения, увеличения радости к успехам других людей.

Бах "Итальянский концерт",

Гайдн "Симфония".

Все это формирует успешного, уверенного в себе и сильного человека.

Знакомство с миром музыки помогает детям осваивать мир человеческих

чувств, эмоций, переживаний. Музыка увлекает за собой ребенка, вызывает в

нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные образы.

Прикасаясь к музыке, ребенок начинает воспринимать мир еще на одном языке

– языке чувственных образов.

Музыкотерапия из всех направлений арт-терапии одно из самых древних и наиболее изученных. Если учесть, что исследования о воздействии мелодий на человека продолжаются, возможно, нас ждёт ещё немало открытий. А это значит, что появятся новые методики и техники, позволяющие справиться и с жизненными трудностями, и с тяжёлыми заболеваниями.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группыКонспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группы Беседа на тему «Кто, кем работает?» с детьми подготовительной группы Каждый из ребят мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию.

Консультация для родителей «Музыкотерапия: лечебные свойства» «Музыкотерапия - лечебные свойства» В современной психологии есть направление – это музыкотерапия. Метод, использующий музыку, как средства.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель: ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых. Задачи: • Показать, как музыка воздействует на человека.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Письмо от Деда Мороза снова работает!Письмо от Деда Мороза снова работает! В ожидании новогодних праздников мы обновили генератор писем Деду Морозу. Как и ранее, можно выбрать шаблон письма или шаблон почётной.

Проект «Кто работает в детском саду?» Продукт проекта: Сюжетно-ролевая игра "Прачечная в детском саду". Цель: Ознакомление детей с профессией прачки в детском саду. Задачи:1.

Эссе «Кто работает в детском саду» За длительную работу в детском саду сталкивалась с разными сотрудниками. Кто-то работал месяц, а кто-то и того меньше, одних не устраивала.

Стенгазета «Кто работает в детском саду?»Стенгазета «Кто работает в детском саду?» Уважаемые коллеги!Приближается наш профессиональный праздник - День дошкольного работника. В каждой группе педагоги и воспитанники стремятся.

У нас работает птичья столовая. Фотоотчет.У нас работает птичья столовая. Фотоотчет. У нас работает птичья столовая. Фотоотчет. Здравствуйте друзья и гости моей странички! Уже который год подряд мы с ребята участвуем в районной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия. Как она работает
Опубликовано: 9 октября 2022 в 20:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД