Елена Cкребцова
Наблюдение в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения за неживой природой
1. Наблюдение за солнцем
Цель: уточнить знания детей о солнце, рассказать о его значении для жизни на Земле, формировать элементарные навыки, связанные с осуществлением наблюдения, развивать наблюдательность, связную речь, обогащать словарный запас, воспитывать интерес к окружающему миру
Художественное слово:
Солнышко осеннее,
выйди на дорожки.
Солнышко осеннее,
нам согрей ладошки.
(Г. Лаптева)
Солнышко-ведрышко,
Взойди поскорей,
Освяти, обогрей,
Телят да ягнят,
Публикация «Наблюдение в природе» размещена в разделах
Еще маленьких ребят,
Солнышко, высвети!
Красное, выблестни!
Беседа:
Почему на улице все такое красивое, громко щебечут воробьи? Это все из-за солнышка: оно осветило все вокруг, всем стало тепло и весело. Небо ясное, без туч. Поднимите лицо к солнышку. Оно ласкает личики деток своим теплом. И даже если закрыть глазки, все равно вы почувствуете солнышко на своем лице. Попробуйте, приятно!
Осенью солнышко не так сильно греет, как летом. Тепла уже меньше. Поэтому люди одеваются теплее. А придет лето, и снова станет жарко.
2. Наблюдение за небом
Цель: учить детей видеть особенности осеннего неба (темное, низкое, тучи закрывают солнце, расширять представления о сезонных изменениях в природе и погоде, познакомить с природными явлениями, характерными для осени, учить видеть в форме облаков знакомые предметы, развивать воображение, познавательный интерес, связную речь
Художественное слово:
Листва всю землю устилает,
Рыжеют черные поля.
И в серых тучах день скучает,
И ветру сдались тополя…
(Г. Новицкая)
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Беседа:
Наблюдение за небом (темное, серое, низкое, понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, закрепить понятие «туча» (тучи темные). Обсудить с детьми, какого цвета небо, почему не видно солнца, почему облака и тучи плывут по небу.
3. Наблюдение за ветром
Цель: расширять представления детей о ветре, учить замечать движение деревьев во время порыва ветра, создавать ветер, при помощи вертушек определять его направление, учить выявлять наличие и наиболее наглядные свойства ветра, показать взаимосвязь природных явлений, связанных с ветром
Оборудование: игрушки-вертушки, цв. бумажные полоски, ленты
Художественное слово:
Дует, дует ветерок,
Развивается флажок,
К небу шарики летят,
Облаками стать хотят.
Ай да ветер-ветерок,
Шарикам взлететь помог! (Г. Лаптева)
Беседа:
Присмотритесь к листьям на деревьях. Что это с ними происходит? Они шевелятся. Это ветерок с ними здоровается. Он их гладит, щекочет. Поиграть с ними хочет ветерок. Ветер мы не видим, но можем посмотреть, как он играет с вертушками, лентами. Хотите поиграть с ветром? (детям раздаются вертушки)
4. Наблюдение за дождем
Цель: учить детей характеризовать погоду (пасмурно, небо серое, много туч, развивать интерес к явлениям природы, обратить внимание на то, как идет дождь ( например: моросит, падает из туч вниз на землю крупными каплями, формировать представление о сезонных явлениях, обогащать словарный запас, развивать связную речь
Оборудование: лейки разной формы и величины, зонтики
Художественное слово:
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал.
И устал и перестал. (И. Токмакова)
Беседа:
Осенний ветер пригнал по небу тучку с водой. Стал ветер плясать и прыгать по толстой тучке. Из нее полился осенний дождик. Падают дождинки и сливаются в лужицы. Осенью дождик холодный, и лужицы холодные. Мы вышли на прогулку после дождя. Сделайте вдох. Что вы почувствовали? Воздух свежий, приятный. Посмотрите на травку. Что о ней можно сказать? Какая она? А дорожка какая? Она тоже мокрая. Это прошел дождик, везде разбросал свои капельки-дождинки. Давайте еще поищем его мокрые следы: на скамейке, на цветах, на лесенке. Все вокруг стало чистым и ярким. И трава мокрая, и дорожки мокрые, стоят сырые скамеечки. Дождь вымыл деревья и крыши. И теперь все вокруг чистое и яркое.
5. Наблюдение за первым льдом на лужах
Цель: обратить внимание детей на корочку льда, покрывшую лужицы, помочь выявить свойства льда (тонкий, прозрачный, выяснить, почему замерзла вода в лужах, учить устанавливать простейшие взаимосвязи в природе, подводить детей к пониманию связи природных явлений – солнце днем пригревает, лед на лужицах тает, ночью будет мороз, и вода снова превратится в лед
Художественное слово:
В ноябре, в ноябре
Утром травы в серебре.
Как серебряные блюдца
Блещут лужи на заре.
Беседа:
Посмотрите на лужицу, что вы заметили. На луже корочка льда. Лед какой? (Прозрачный, тонкий). Почему замерзла вода? (Из-за мороза). Лед тонкий и хрупкий. Если слегка наступить, лед трескается.
6. Наблюдение за инеем
Цель: выявлять и расширять представления детей о свойствах снега, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы
Художественное слово:
Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.
Гуси, гуси! га-га-га!
Надевайте тапки, берегите лапки. (Е. Авдиенко)
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели. (С. Маршак)
Беседа: Педагог задает детям загадку. Что это? Иней. Воспитатель обращает внимание детей на легкий белый налет на скамеечках, дорожках, на железных предметах. Объясняет разницу между инеем и снегом. Подвести к выводу, что иней, как снег и лед – замерзшая вода. На улице стало холоднее. Нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть.
7. Наблюдение за людьми в осенней одежде
Цель: познакомить детей с особенностями осенней погоды, формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между изменениями в осенней погоде и поведением людей, выбором одежды
Художественное слово:
Красные сапожки
Аннушке на ножки.
Будет Аннушка по лужам ходить,
Да сапожки носить.
Беседа:
Пришла осень. Принесла холода. Все люди надели теплую одежду и обувь. Это важно, чтобы не заболеть. Когда здоров, то можно играть на улице. Мы будем правильно одеваться и станем здоровыми.
8. Наблюдение за следами на песке
Цель: выявлять и расширять представление детей о свойствах воды и песка, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы
Художественное слово:
Если ножкой топну я
На сырой дорожке,
То останется, друзья,
След от мокрой ножки.
Оставлять следы не лень,
Буду топать целый день. (Г. Лаптева)
Беседа:
Осенняя погода прохладная. Недавно прошел дождик, намочил дорожки, клумбы, песок. Давайте проверим: останется ли след на мокром песке? (Рассматривают следы, оставленные на песке) Чей след больше? Чей меньше? А кто еще оставил следы на нашем участке? Давайте сравним эти следы.
9. Наблюдение за туманом
Цель: познакомить с таким природным явлением, как туман, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность
Художественное слово:
Кто - то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром - исчез!
Не осталось не пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
(И. Токмакова)
Беседа:
Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным теплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.
Наблюдения за живой природой
1. Наблюдение за птицами
Цель: формировать у детей общее представление о птицах, их повадках, познакомить с отдельными видами птиц (ворона, голубь, воробей, формировать эмоциональную отзывчивость, прививать желание заботится о пернатых, воспитывать доброжелательность, любовь к природе
Художественное слово:
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть – стесняется. (В. Степанов)
Беседа:
Посмотрите, к нам на участок прилетели воробьи. Как говорит воробей? (Пи-пи!Чик-чирик) Воробей веселый! Он громко чирикает, значит с нами разговаривает. Воробушек прыгает на двух ножках, перышки распушит, головкой крутит. С наступлением холодов птицам все труднее находить себе корм. Они прилетают к человеку за помощью, за угощением. Воспитатель с детьми кормит птиц. Нужно не забывать подкармливать птиц. Птиц мы называем пернатыми друзьями, пернатые, потому что у них растут перышки.
2. Наблюдение за листьями деревьев, листопадом
Цель: развивать умение различать понятия: «листопад», «листочки», «деревце», обогащать словарный запас, расширять представления об осенних явлениях природы, формировать интерес к художественному слову
Художественное слово:
Опустел скворечник –
Улетели птицы, листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят. (И. Токмакова)
Беседа:
Листочки упали с деревьев на землю. Это явление называется «листопад». Листики лежат как красивый ковер. Когда на них наступают, то листочки шуршат, как будто говорят: «Осень». Осень раскрасила листья в разные цвета? Какого цвета листья? Из листочков можно собрать красивый букет, который можно поставить в вазу, подарить маме, а если правильно высушить их, можно делать аппликации из гербария (Дети собирают листья)
3. Наблюдение за осенними цветами
Цель: расширять представления детей о живой природе, о цветковых растениях, знакомить с растениями нашей местности, цветущими осенью, учить передавать полученные впечатления в речи
Беседа:
На прогулке воспитатель подводит детей к клумбе, где растут дубки, бархатцы.
Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Дубки - растения с мелкими или крупными разного цвета цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.
5. Наблюдение за березой
Цель: уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей, учить сравнивать предметы.
Художественное слово:
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
… Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой… (И. Бунин)
Беседа:
Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются.
Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.