Татьянина Наталья
Национально-региональный компонент в проектной деятельности
Приобщение детей к национальной культуре является на современном этапе очень важной педагогической проблемой, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В условиях многонационального состава воспитанников детских садов, важно воспитывать детей на примере взаимовлияния, взаимопроникновения, но не слияния различных культур конкретной местности. Ребенок постоянно испытывает на себе влияние этого многонационального окружения и без вмешательства, без руководства взрослого, он не может познать окружающий общественный мир.
Публикация «Национально-региональный компонент в проектной деятельности» размещена в разделах
Как показывает практика, во многих детских садах, процесс ознакомления детей с национальными культурными традициями не систематичен и осуществляется чаще посредством проведения досуговых мероприятий – календарных народных праздников, в которых дети в основном являются зрителями, а не участниками. Между тем, основы национальной культуры возможно сформировать в дошкольном возрасте лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. В данном случае уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребёнка, является проектная деятельность.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Проекты классифицируются по доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.
С. М. Оберемок считает, что в общем виде метод проектов, как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
1 этап – выбор темы (планирование познавательной деятельности).
2 этап – сбор сведений.
3 этап – выбор проектов.
4 этап – реализация проектов.
5 этап – презентация проектов.
По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев, но чаще педагоги используют длительные.
Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность. Например, работая над проектом организации музея национальной одежды народов Поволжья, в групповом книжном уголке можно поставить сборник народных сказок, энциклопедии для детей, альбомы с изображением национальных костюмов народов, населяющих Поволжье. В игровом уголке можно систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. В театральном уголке разместить костюмы, маски и атрибуты для драматизации некоторых уже известных детям народных сказок. В групповой комнате можно организовывать «Дом модного старинного костюма», где можно примерить понравившийся наряд. «Модельеры», помогая подобрать костюм, могут рассказывать об истории его возникновения, побуждая детей узнавать новые культурные традиции и обычаи народов Поволжья.
К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить альбом с рисунками народных костюмов, фотографии изделий народного прикладного творчества и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель их тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.
Последний этап проекта - защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Защита проекта на основе включения НРК может быть организованна в следующих формах: фестиваль сказок народов Поволжья; фестиваль народных игр Поволжья; праздник или развлечение, основанное на народных традиционных праздниках; презентация музея национальных костюмов народов Поволжья; презентация музея декоративно-прикладного искусства народов Поволжья; презентация рукописной книги о народных приметах; презентация рукописной книги о традиционных народных праздниках и т. д.
Использование проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в целях ознакомления с культурными традициями разных народов, даёт возможность закрепить и расширить полученные детьми знания о культурных традициях своей семьи, своего народа, а так же других народов проживающих рядом с ними; объединить усилия семьи и детского сада для воспитания эмоционально-положительного, уважительного отношения к людям разных национальностей, т. е. для формирования этики межнационального общения у подрастающего поколения.
Целью такого проекта, например, может быть обобщение и закрепление у детей ранее полученных знаний о татарской и русской культуре и ознакомление их с культурными традициями других народов Поволжья – чувашей, марийцев, мордвы, башкир.
Весь проект может быть длительным (может длиться весь учебный год) и состоять из мини-проектов, содержание которых будет строиться на использовании одного из основных средств приобщения детей к культурным традициям народа, а именно: декоративно-прикладного искусства; устного народного творчества; праздников, обычаев, обрядов.