Лучший педагог года

Национально-региональный компонент в проектной деятельности

Татьянина Наталья
Национально-региональный компонент в проектной деятельности

Приобщение детей к национальной культуре является на современном этапе очень важной педагогической проблемой, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

В условиях многонационального состава воспитанников детских садов, важно воспитывать детей на примере взаимовлияния, взаимопроникновения, но не слияния различных культур конкретной местности. Ребенок постоянно испытывает на себе влияние этого многонационального окружения и без вмешательства, без руководства взрослого, он не может познать окружающий общественный мир.

Публикация «Национально-региональный компонент в проектной деятельности» размещена в разделах

Как показывает практика, во многих детских садах, процесс ознакомления детей с национальными культурными традициями не систематичен и осуществляется чаще посредством проведения досуговых мероприятий – календарных народных праздников, в которых дети в основном являются зрителями, а не участниками. Между тем, основы национальной культуры возможно сформировать в дошкольном возрасте лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. В данном случае уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребёнка, является проектная деятельность.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

Проекты классифицируются по доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

С. М. Оберемок считает, что в общем виде метод проектов, как технологию можно представить в виде последовательных этапов:

1 этап – выбор темы (планирование познавательной деятельности).

2 этап – сбор сведений.

3 этап – выбор проектов.

4 этап – реализация проектов.

5 этап – презентация проектов.

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев, но чаще педагоги используют длительные.

Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность. Например, работая над проектом организации музея национальной одежды народов Поволжья, в групповом книжном уголке можно поставить сборник народных сказок, энциклопедии для детей, альбомы с изображением национальных костюмов народов, населяющих Поволжье. В игровом уголке можно систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. В театральном уголке разместить костюмы, маски и атрибуты для драматизации некоторых уже известных детям народных сказок. В групповой комнате можно организовывать «Дом модного старинного костюма», где можно примерить понравившийся наряд. «Модельеры», помогая подобрать костюм, могут рассказывать об истории его возникновения, побуждая детей узнавать новые культурные традиции и обычаи народов Поволжья.

К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить альбом с рисунками народных костюмов, фотографии изделий народного прикладного творчества и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель их тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.

Последний этап проекта - защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Защита проекта на основе включения НРК может быть организованна в следующих формах: фестиваль сказок народов Поволжья; фестиваль народных игр Поволжья; праздник или развлечение, основанное на народных традиционных праздниках; презентация музея национальных костюмов народов Поволжья; презентация музея декоративно-прикладного искусства народов Поволжья; презентация рукописной книги о народных приметах; презентация рукописной книги о традиционных народных праздниках и т. д.

Использование проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в целях ознакомления с культурными традициями разных народов, даёт возможность закрепить и расширить полученные детьми знания о культурных традициях своей семьи, своего народа, а так же других народов проживающих рядом с ними; объединить усилия семьи и детского сада для воспитания эмоционально-положительного, уважительного отношения к людям разных национальностей, т. е. для формирования этики межнационального общения у подрастающего поколения.

Целью такого проекта, например, может быть обобщение и закрепление у детей ранее полученных знаний о татарской и русской культуре и ознакомление их с культурными традициями других народов Поволжья – чувашей, марийцев, мордвы, башкир.

Весь проект может быть длительным (может длиться весь учебный год) и состоять из мини-проектов, содержание которых будет строиться на использовании одного из основных средств приобщения детей к культурным традициям народа, а именно: декоративно-прикладного искусства; устного народного творчества; праздников, обычаев, обрядов.

Публикации по теме:

«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент)«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.

«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент«Река Миус-участница круговорота воды в природе» Региональный компонент Юг России - это наша малая Родина, которая чрезвычайно богата водными артериями, река Миус, протекающая по территории нашего района одна.

Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент»Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Национально-региональный компонент в проектной деятельности
Опубликовано: 6 июля 2025 в 01:35
+58Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Национально-региональный компонент в проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья (УИ 1037402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных