Ольга Нечталюк
Лэпбук «По страницам искусства» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Налядно-игровое пособие «По страницам искусства»
для детей старшей и подготовительной группы.
Описание:
По собственному опыту педагоги знают, что детям тяжело усвоить, и тем более, «разложить по полочкам», в своей голове, темы по художественно-эстетическому искусству : что такое живопись и какие виды существуют, что такое декоративно-прикладное исскуство? Как различить один вид росписи от другого, как запомнить все эти сложные названия… это и натолкнуло меня на создание наглядно-игрового пособия, где на каждом развороте находится определённый вид искусства.
Публикация «Лэпбук „По страницам искусства“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» сентябрь 2023
Основные темы по художественно-эстетическому развитию, которые воспитанники должны изучить по основной образовательной программе ФГОС ДО наглядно представлены в игровом пособии «По страницам искусства». Это такие виды живописи как: портрет, пейзаж, натюрморт. Глиняные игрушки «Дымковские» и «Филимоновские», роспись по дереву «Гжель», «Хохлома», «Городец». Всё теперь находиться в одном месте, в одной книге.
Это игровое пособие изготовлено в виде книги-панорамы, что очень увлекает детей любого возраста.
Данное игровое пособие предназначено для игр и занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Направлено на то, чтобы приобщить детей к высокому искусству в лучших его образцах, развить целостное и эмоциональное восприятие произведений искусства.
Задачи:
• Научить определять, различать и называть разные виды искусства.
• Научить рассматривать картину, формировать умения замечать в ней самое главное.
• Учить детей правильно понимать содержание картины.
• Активизировать и расширять словарный запас.
• Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов.
1-ый разворот книги «Портрет»
Задача: сформировать представление о портрете как особом жанре живописи, его задачах и художественных средствах. Дети познакомятся с картинами Леонардо да Винчи «Джоконда», Альбрехта Дюрера «Автопортрет», В. Серова «Девочка с персиками», Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке», Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» и других знаменитых художников.
На примере картины «Мона Лиза» дети в игровой форме смогут понаблюдать, поэкспериментировать и сделать выводы о том, как меняется лицо человека на картине, его выражение и смысл, всего лишь меняя взгляд.
Собрав пазлы из «потайного кармашка», дети познакомятся со знаменитыми мировыми картинами «Портрет Марии Лопухиной» В. Боровиковского, «Портрет Зинаиды Юсуповой» Валентина Серова и «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи.
Соберут портреты знаменитых уральских писателей: П. П. Бажова и Д. Н. Мамина- Сибиряка.
Также ребята узнают, что такое портрет, как отличить его от других видов живописи.
Отгадают загадки о разных цветовых оттенках.
Дети будут отвечать на вопросы, побуждающие к целостному восприятию картины:
• Кто изображен, что можете рассказать о нем (о ней? Кого (что) заметили первым в картине? Что ещё изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке? Где он (она) был (была? О чём думает? Что будет делать? Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное
состояние человека, развивают фантазию.
• Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувство изображённого человека.
• Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чём говорят глаза?
• Вопросы, позволяющие детям выделять средства выразительности (цвет, колорит, фон, деталь, светотень)
2-ой разворот. «Пейзаж»
Даёт воспитанникам представление о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях, развивает внимание, память, интерес, связную речь. В «кармашке» находятся пазлы родного уральского пейзажа: река Чусовая и Азов гора.
Здесь ребята познакомятся с рядом известных картин: Поленов «Московский дворик», Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «На севере» и др.
Воспитанникам предлагается внимательно рассмотреть образцы, обсудить, чем они схожи, а чем отличаются.
3-ий разворот «Натюрморт».
Задача сформировать представление о натюрморте как особом жанре живописи.
В «потайном кармашке» находятся трафареты разных фруктов, задача ребёнка создать свой натюрморт на отдельном листке бумаги. Можно использовать предложенные трафареты, можно самостоятельно придумать свой художественный замысел. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.
Также на этом развороте ребятам предстоит разгадать загадки.
4-ый и 5-ый разворот книги - Декоративно-прикладное творчество
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой росписях, дымковской и филимоновской игрушках).
4-ый разворот «Глиняные игрушки»
Дымковская игрушка – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. "Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни".
Филимоновская игрушка - самодельная игрушка на Древней Руси, которая имеет корни в деревне Филимоново. Изготавливались они из особой глины, которая находилась недалеко от деревни. Из этой глины лепили, в основном, лишь посуду, для продажи на базарах. Сами же игрушки изготавливали маленькие девочки с бабушками, в качестве приданого.
Весь процесс создания таких игрушек - творческий и уникальный, всё делается вручную, каждая игрушка неповторима. Задача познакомить воспитанников с этими видами глиняных игрушек, их уникальной росписью. Научить различать и определять разницу между разными видами росписи.
5-ый разворот. «роспись по дереву» («Гжель», «Хохлома», «Городец»).
Городец. В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки, а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.
В хохломской росписи используют цветы, ягоды рябины или земляники, также можно встретить птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой, редко белый и зеленый.
Гжель — роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, игрушки, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.