Папки-передвижки

Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Наумова Ольга
Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении

В этой статье речь пойдет о детях, которые зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для своих родителей, для детей в группе и для воспитателей. Как правило, в каждой группе детского сада находится 1-2 таких ребенка, но есть и несколько других, у которых проблемы выражены мягче, но тоже требуют внимания.

Публикация «Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Это дети с родовой травмой в анамнезе, последствия которой называются по-разному: это и энцефалопатия, и минимальная мозговая дисфункция, и синдром дефицита внимания, и гипервозбудимость. В соответствии с МКБ-10 эта группа расстройств имеет название «Гиперкинетические расстройства» (F90) (5, хотя в нашей отечественной литературе наиболее часто встречается термин минимальных мозговых дисфункций. В соответствии с диагностическими критериями, разработанными Американской психиатрической ассоциацией и опубликованными в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (DSM-1V) диагностика этого синдрома осуществляется в двух измерениях : это нарушения внимания и гиперактивность- импульсивность.

Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. По данным психолого – педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные» ,«шустрики».

По статистике, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно растет. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь, так как таким детям очень сложно адаптироваться в социуме.

Количество гиперактивных детей в дошкольном учреждении от 5% до 10%! Значит в каждой группе из 23 человек присутствует 2-3 ребенка!

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Причем многие родители считают, что подобное поведение – следствие избытка энергии.

Существует возрастная динамика проявления гиперактивности : пик ее приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей в разнообразных повседневных ситуациях. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как чаще всего не задумываются о последствиях своих поступков.

Для работы с такими детьми необходимо четко выстраивать план работы в период адаптации и на протяжении всего времени посещения ребенком ДОУ.

Работа включает в себя следующие направления : проведение диагностического обследования, работа с педагогами, с родителями и непосредственно с детьми.

Первое направление – диагностическое

В ходе психологического обследования оцениваем уровень развития когнитивных функций, а так же индивидуальные особенности гиперактивного ребенка. В группу тестов включаем простые и доступные задания,позволяющие оценить степень развития внимания,памяти, мышления, двигательной и эмоциональной сферы.

При проведении тестирования учитывается,что дети с синдромом СДВГ обладают повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. Занятия должны не превышать 40-50минут (с учетом одного перерыва) обследование проводится в течение нескольких дней.

Второе направление – работа с педагогами.

Содержание работы в данном направлении заключалось в оказании психологической и информационной помощи педагогам.

Приоритетные задачи:

1)расширить знания педагогов об особенностях гиперактивных детей;

2)обучить педагогов адекватным способам взаимодействия с гиперактивными детьми;

3)Выработать единый подходя ход к воспитанию гиперактивного ребенка с родителями.

Основная работа педагога- психолога с воспитателями

1) Индивидуальные консультации по выбору единой стратегии воспитания детей с синдромом СДВГ

2) Семинары-практикумы, лекции, тренинги.

Третье направление – работа с родителями

Содержание работы в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

В процессе индивидуальных консультаций необходимо объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким,какой он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах необходимо учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

Основная работа педагога-психолога с родителями

1) индивидуальные консультации;

2) групповые консультации;

3) информациооный материал для родителей (памятки, методические рекомендации);

4)тренинги.

Для отслеживания динамики изменений в социально-эмоциональной сферы личности ребенка необходимо проводить анкетирование родителей

Четвертое направление-работа с детьми

Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а так же участии педагога-психолога в играх детей.

Целью работы устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения.

Общими задачами коррекции гиперактивного поведения можно считать следующее

во-первых, снятие аффекта «неадекватности», формирование самосознания, адекватной самооценки детей;

во-вторых, развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей;

в-третьих, снятие чрезмерного напряжение и тревожности этих детей;

в-четвертых, профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении детей;

в-пятых, развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.

Средства коррекции, рекомендуемые для использования в работе с гиперактивными детьми :

1) этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе;

2) упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания;

3) упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма;

4) упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

Считаю, что специально подобранные игры для гиперактивных детей - наиболее эффективны, а порой единственный метод коррекционной работы.

Таким образом, только создание единой системы взаимодействия родителей, педагогов и специалистов, формирование у них знаний о гиперактивных детях и навыков работы с ними поможет нам в успешной адаптации гиперактивного ребенка к условиям дошкольного учреждения, а следовательно, в достижении поставленной нами цели.

Публикации по теме:

Игровая технология «квест» в дошкольном образовательном учреждении Игровая технология КВЕСТ в дошкольном образовательно учреждении. Что такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном.

Индивидуально-образовательный маршрут ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Радуга» Снежненского сельского поселения Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Психогимнатика в дошкольном образовательном учреждении Психогимнастика дошкольном образовательном учреждении очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение.

Работа педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении Содержание работы педагога с родителями включает в себя вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.

Семинар для педагогов «Система сопровождения ребенка с СДВГ в дошкольном образовательном учреждении» СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью — доставляет немало проблем не только самому ребенку, но и окружающим его людям: родителям,.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Статья на тему «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов,.

Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 25 июня 2019 в 11:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД