Приложение МААМ

Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества

Светлана Афонченкова
Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества
▼ Скачать + Заказать документы

«Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества»

«Человек не знающий своего прошлого

Не знает ничего»

Народная мудрость

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимется процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:

Публикация «Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества» размещена в разделах

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде, экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумамми, которы разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности. Поэтому моя цель в том. Что, чтобы все дети полюбили народную музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивостьк красоте в детские годы несравненно глкубже, чем в более поздние периоды развития личности. Как отметил академик Д. С. Лихачев:»Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Невозможно преоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на непосредственной образовательной деятельности. Дети учатся сопереживать, упажняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

В начале учебного года был составлен календарно-тематический план, созданный в условиях модернизации образования регионального компонента, при котором большое значение приобретает патриотическое воспитание и активизируются поиски новых технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Цель: Осуществлять ознакомление детей с жизнью и произведениями Кубанских композиторов, формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни станицы, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.

Задачи: Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории.

Формироватьстремление приносить посильную помощь людям труда,

Родной природе, своему краю.

Формировать начало самосознания ребенка, овладение элементарными сведениями о культуре Кубани.

- Воспитывать бережное отношение к природе, знакомит с

произведениями Кубанских композиторов;

- Приобщать к народной культуре как средству формирования у них

патриотических чувств и развития духовности;

- Использовать все виды народного творчества, знакомит с предметами

народного быта;

- Создать условия для гармоничного развития ребенка с учетом

индивидуальности на всех основных этапах дошкольного детства.

Формы работы: Слушание песен Кубанского казачьего хора;

Разучивание песен, колыбельных;

Разучивание танцев;

Развлечения;

Утренники;

Экскурсии

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия. На них исполняются народные песни «как казак мыл коня» «Казачок» Муз. В Дымкова, разучиваются народные игры и танцы, В беседах и концертах с использованием современных технологий я рассказываю детям я рассказываю детям о создании народного костюма, любуемся красотами нашей станицы, смотрим парады пеших и конных казаков. На праздниках и развлечениях я продолжаю знакомить детей с народным творчеством, на которых они вовлечены в яркое запоминающееся зрелище с учатием взрослых. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с народной музыкой, тем более успешным станет его общее и духовно-нравственное развитие. В перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент – современная и старинная музыка Кубани как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Я стараюсь подобрать нотный материал таким образом, чтобы он был удобным по диапазону. Это такие песни как «Песня о Кубани» Музыка А. Пономаренко, «Молодыця» музыка народная и другие. Слушание нежных, небольших по объму колыбельных имеют болшое значение для нравственного воспитания старших дошкольников. Дети с удовольствием поют колыбельные «бай-бай, иди, бука, под сарай», «Спи, дитя, мое родное», также разучивают пословицы и озорные потешки, которые впоследствии используются на развлечениях. Формирование у детей целостного представления о культуре Кубани происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделтруют общение детей с ыольклором Кубани в разнообразных формах, учитывая их желания. Интересы, индивидуальные склонности и потребности. С этой целью в каждой групповой комнате создано миниатюрное подворье, на котором поместилось хата, колодец, фигурки животных. А на территории детского сада размещается хата в натуральную величину с настоящим подворьем, где проходят интересные экскурсии. Каждый год 1 июня проходит торжественное открытие Кубанского уголка, на котором присутствуют почетные гости. Детям очень интереснот рассматривать интерьер комнаты, трогать предметы быта, качать люльку, подвешенную к потолку. Соприкасаются с историей Кубанского народа в историко-краеведческом музее, где опытные экскурсоводы продолжают знакомить с бытом казаков. Вместе с музыкальным руководителем Горб О. В. пригласили артистов объединения «Триоль», которые показали и рассказали о быте казаков, вовлекая детей в подвижные игры. В ответ дети показали гостям несколько концертных номеров.

На Кубани нравственно-патриотическое воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе фольклора. Слушая народную музыку, дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого кубанского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовб к бдижнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведнеия ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом кубанского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения музыкального и устного народного творчества, которые я использую в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Дети с удовольствием поют такие песни как «Казачок» Музыка П. Дымкова, «Казачата» Музыка К. Листова, «Песня о Кубани» Музыка А. Пономаренко, «Как казак мыл коня» музыка народная.

Народные песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Это такие танцы, как «Казачий перепляс», «Терцы – казаки» музыка народная.

Для наиболее успешноготдуховно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала, Дети с большим интересом слушают Кубанский народный хор под управлением В. Захарченко, смотрят видео с концертами ансамбля «Богатица» и Хора ветеранов (станица Старощербиновская. Помимо этого дети совершают экскурсии по станице, где знакомятся с архитектурными памятниками. Дети также посещают Историко-краеведческий музей, где знакомятся с укладом Кубанского народа и бытовыми предметами.

В годовой план включены развлечения с использованием фольклорного материала. Это «Осенние посиделки» «День Кубанских матерей», «рождество». «Пасха», встреча весны «Жаворонки», яблочный и медлвый спас. Я знакомлю детей с красотой обряда, рассказываю о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется все живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться.

Эти мероприятия надолго остаются в память детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Итогом всех мероприятий является открытие Кубанского подворья на территории детского сада.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Я уверена, что дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.

Публикации по теме:

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества» .

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Цель занятие: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница» Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений Администрации.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества
Опубликовано: 17 мая 2017 в 18:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афонченкова (УИ 462072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД