Получи документы

Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества

Светлана Афонченкова
Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества

«Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества»

«Человек не знающий своего прошлого

Не знает ничего»

Народная мудрость

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимется процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:

Публикация «Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества» размещена в разделах

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде, экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумамми, которы разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности. Поэтому моя цель в том. Что, чтобы все дети полюбили народную музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивостьк красоте в детские годы несравненно глкубже, чем в более поздние периоды развития личности. Как отметил академик Д. С. Лихачев:»Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Невозможно преоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на непосредственной образовательной деятельности. Дети учатся сопереживать, упажняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

В начале учебного года был составлен календарно-тематический план, созданный в условиях модернизации образования регионального компонента, при котором большое значение приобретает патриотическое воспитание и активизируются поиски новых технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Цель: Осуществлять ознакомление детей с жизнью и произведениями Кубанских композиторов, формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни станицы, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.

Задачи: Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории.

Формироватьстремление приносить посильную помощь людям труда,

Родной природе, своему краю.

Формировать начало самосознания ребенка, овладение элементарными сведениями о культуре Кубани.

- Воспитывать бережное отношение к природе, знакомит с

произведениями Кубанских композиторов;

- Приобщать к народной культуре как средству формирования у них

патриотических чувств и развития духовности;

- Использовать все виды народного творчества, знакомит с предметами

народного быта;

- Создать условия для гармоничного развития ребенка с учетом

индивидуальности на всех основных этапах дошкольного детства.

Формы работы: Слушание песен Кубанского казачьего хора;

Разучивание песен, колыбельных;

Разучивание танцев;

Развлечения;

Утренники;

Экскурсии

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия. На них исполняются народные песни «как казак мыл коня» «Казачок» Муз. В Дымкова, разучиваются народные игры и танцы, В беседах и концертах с использованием современных технологий я рассказываю детям я рассказываю детям о создании народного костюма, любуемся красотами нашей станицы, смотрим парады пеших и конных казаков. На праздниках и развлечениях я продолжаю знакомить детей с народным творчеством, на которых они вовлечены в яркое запоминающееся зрелище с учатием взрослых. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с народной музыкой, тем более успешным станет его общее и духовно-нравственное развитие. В перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент – современная и старинная музыка Кубани как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Я стараюсь подобрать нотный материал таким образом, чтобы он был удобным по диапазону. Это такие песни как «Песня о Кубани» Музыка А. Пономаренко, «Молодыця» музыка народная и другие. Слушание нежных, небольших по объму колыбельных имеют болшое значение для нравственного воспитания старших дошкольников. Дети с удовольствием поют колыбельные «бай-бай, иди, бука, под сарай», «Спи, дитя, мое родное», также разучивают пословицы и озорные потешки, которые впоследствии используются на развлечениях. Формирование у детей целостного представления о культуре Кубани происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделтруют общение детей с ыольклором Кубани в разнообразных формах, учитывая их желания. Интересы, индивидуальные склонности и потребности. С этой целью в каждой групповой комнате создано миниатюрное подворье, на котором поместилось хата, колодец, фигурки животных. А на территории детского сада размещается хата в натуральную величину с настоящим подворьем, где проходят интересные экскурсии. Каждый год 1 июня проходит торжественное открытие Кубанского уголка, на котором присутствуют почетные гости. Детям очень интереснот рассматривать интерьер комнаты, трогать предметы быта, качать люльку, подвешенную к потолку. Соприкасаются с историей Кубанского народа в историко-краеведческом музее, где опытные экскурсоводы продолжают знакомить с бытом казаков. Вместе с музыкальным руководителем Горб О. В. пригласили артистов объединения «Триоль», которые показали и рассказали о быте казаков, вовлекая детей в подвижные игры. В ответ дети показали гостям несколько концертных номеров.

На Кубани нравственно-патриотическое воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе фольклора. Слушая народную музыку, дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого кубанского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовб к бдижнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведнеия ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом кубанского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения музыкального и устного народного творчества, которые я использую в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Дети с удовольствием поют такие песни как «Казачок» Музыка П. Дымкова, «Казачата» Музыка К. Листова, «Песня о Кубани» Музыка А. Пономаренко, «Как казак мыл коня» музыка народная.

Народные песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Это такие танцы, как «Казачий перепляс», «Терцы – казаки» музыка народная.

Для наиболее успешноготдуховно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала, Дети с большим интересом слушают Кубанский народный хор под управлением В. Захарченко, смотрят видео с концертами ансамбля «Богатица» и Хора ветеранов (станица Старощербиновская. Помимо этого дети совершают экскурсии по станице, где знакомятся с архитектурными памятниками. Дети также посещают Историко-краеведческий музей, где знакомятся с укладом Кубанского народа и бытовыми предметами.

В годовой план включены развлечения с использованием фольклорного материала. Это «Осенние посиделки» «День Кубанских матерей», «рождество». «Пасха», встреча весны «Жаворонки», яблочный и медлвый спас. Я знакомлю детей с красотой обряда, рассказываю о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется все живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться.

Эти мероприятия надолго остаются в память детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Итогом всех мероприятий является открытие Кубанского подворья на территории детского сада.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Я уверена, что дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.

Публикации по теме:

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества» .

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Цель занятие: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница» Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений Администрации.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества
Опубликовано: 17 мая 2017 в 18:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД