МААМ-картинки

Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста

Марина Меньшакова
Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста

Меньшакова Марина Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 165 «Колокольчик», г. Котлас, п. Вычегодский.

Народные игры – как средство социально-личностного развития детей раннего возраста.

Социальное развитие дошкольника – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить.

Публикация «Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Ранний возраст является самым ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В раннем детстве ребёнок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению учёных. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность, и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с детьми. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра, а любая игра по своему происхождению и содержанию уже социальна и поэтому как справедливо отметил Д. Б. Эльконин, имеет большое значение для социально-личностного развития детей.

Народные игры – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность, усвоить общечеловеческие ценности. Такие игры занимают важное место в жизни детей. Они служат и развлечением, и средством к познанию окружающего мира, дети не просто в них играют, а обучаются, постигая жизнь.

В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей п привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям взрослых, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

Самые первые игры взрослых с детьми – «Прятки», «Ладушки» и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей) делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педагогом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Поэтому в своей работе мы широко использовали народные игры и игрушки для воспитания и обучения детей.

В течение года с детьми проводились: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

К играм – забавам относятся: игры – потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем – поедем» и пр., хороводные («Каравай», «Зайнька», «Пузырь» и др., подвижные игры «Прятки», «Ловишки», «Салочки» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, в них много веселья, движения. Они включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществлялся непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм – забавам относятся имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображали животных, птиц и др. В играх - забавах использовали народные игрушки : погремушки – шаркунки, нанизанные на веревочку бубенчики, ложки. Повсеместно детской забавой являются маленькие волчки, неваляшки, а также деревянные игрушки: фигурки коней, коровок, медведей, курочек и т. д. Для развлечения малышей использовали музыкальные игрушки: различные трещотки, свистульки, дудочки. Все эти игрушки, войдя в повседневность детей, уже с самого раннего возраста будут сопровождать их на протяжении всей жизни, став добрыми и верными друзьями малышей.

Полезным и познавательным для детей было проведение дидактических игр. Выделение их в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставилась конкретная педагогическая задача. Эти игры направлены на развитие умственных действий, восприятие формы, цвета, величины и т. д. (игры с пирамидками, матрешками, вкладышами).

Успешно использовали игры с сюжетными игрушками. Так как именно в играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, которые отражают их собственный жизненный опыт и впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры с сюжетными игрушками делятся на процессуальные и игры – драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, воспроизводят различные бытовые ситуации с куклами (кормление, купание, одевание, укладывание спать, подражая деятельности взрослых, дети тем самым принимают на себя различные социальные роли. Включали игровые эпизоды и игры – потешки в режимные моменты, что делает ежедневные процедуры для малышей более привлекательными. Эпизоды потешек, сказок, песенок и т. п. разыгрывали в играх – драматизациях. Различные виды игр интегрировали между собой, например, игра – забава «К нам Петрушка приходил» Петрушка знакомит детей с народными игрушками, в том числе и с матрешками, которые дети учатся разбирать и собирать (2 вкладыша). Игры – драматизации часто переплетаются с имитационными играми, например, инсценировка потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок» заканчивается имитационной игрой (звукоподражанием).

Значение любой народной игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в играх – забавах, подвижных и хороводных играх у детей развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все народные игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Сюжетные игры и игры – драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыши осваивают моральные нормы, знакомятся с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый» и др. ; в процессе коллективных и совместных игр учатся общаться со сверстниками, согласовывают с ними свои желания и действия.

Большое значение для развития самостоятельной игровой деятельности детей имеет организация предметно - развивающей среды. Предметно - развивающая среда в группе организована нами таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организованы зоны, специально предназначены для этого. Обустроены уголки: для приготовления еды, в котором использовали макет русской печки, место для приема пищи, стол с расставленной на нем старинной посудой (самовар, чугунки, деревянные миски и ложки и т. д.); уголок для укладывания спать кукол – пеленашек, в котором разместили различные колыбельки; уголок ряженья с народными костюмами, кокошниками и украшениями. В определенных местах разместили народные игрушки : музыкальные, дидактические и сюжетные (народные куклы). Оформили различные макеты: «поморская изба», «подворье», «комната – горница», «деревенская улица», все макеты видоизменялись в зависимости от времени года. Все игровое пространство создали таким образом, чтобы детым было удобно играть в игровых зонах, как группой, так и индивидуально, так как игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравиться.

В группе были организованы различные тематические выставки, посвященные различным народным праздникам «Осенины», «Широкая Масленица», «Пасхальный сувенир», «В гости к бабушке» (закликание птиц, встреча весны). В параллели с тематическими выставками были проведены народные праздники и развлечения такие как : «Мы на ярмарке бывали, товар разный повидали», «Масленица – блиноедка», «Дорого яичко в Христовый день» с включением в них народных игр (катание цветных яиц с горочки, подвижная игра «Заинька», «Прятки» игры с народными музыкальными инструментами и т. д.). И пусть малышам еще не понятны все обычаи и традиции этих праздников, но пусть они с ранних лет знакомятся с игровым праздничным фольклором, песнями, играми. Пусть приучаются видеть красоту во всем, что их окружает, пусть учатся радоваться празднику.

В организации предметно – развивающей среды активное участие принимали родители группы. Мамы сшили костюмы, связали украшения для уголка ряженья, папы изготовили различные колыбельки для сюжетных игр. Принимали участие в изготовлении макетов не только родители, но и дедушки и бабушки. Шили северные тряпичные куклы по всем правилам их изготовления. Этому способствовал проведенный сотрудником Котласского краеведческого музея мастер – класс «Куклы в доме». Родители порадовали своих детей сладкими игрушками на Рождество – козульными пряниками, для развлечения напекли жаворонков, а также являлись активными участниками в оформлении тематических выставок. Для родителей нашей группы были проведены: собрание на тему «Игрушка не балушка, а народная заповедь», подвести родителей к важности народной игрушки, народного игрового фольклора для полноценного развития детей раннего возраста; в масленичную неделю конкурс сладкоежек «Лакомка», где родители с удовольствием играли в подвижные народные игры «Летела корова», «Золотые ворота», «Ручеек», в праздник Пасхи «Крутись, яйцо», «Катание яиц», «Пасхальный ловец» и т. д. Все проведенные мероприятия способствовали развитию интереса у родителей к культурному наследию Русского Севера, желание больше узнать о традициях, обрядах, праздниках, чтимых в Архангельской области.

Публикации по теме:

Игра как средство социально-личностного развития Игра как средство в социально-личностном развитии. Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике.

Консультация «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей» Что такое театр? Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры как средство социально-личностного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 6 мая 2015 в 13:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД