ПЕДАГОГ
Народные обряды. Купание. Укладывание в колыбель
▼ Скачать + Заказать документы
Младенчество
-[/u] начальный этап жизненного пути человека. Словом «младенчество» обычно обозначались первые год-полтора жизни ребенка. Новорожденных детей называли младенец, младень, дите, дитятко, а также подсосок, паполза (ползающий, не умеющий ходить, слюдяник, слигоза (пускающий слюни, дыбок (начинающий вставать на ножки, жевжик (юркий) и т. д. Период младенчества считался трудным временем для матери и ребенка. По распространенным поверьям, Бог, приславший на землю младенца, мог взять его обратно: «Бог дал, Бог взял»; младенца могли утащить бесы, подменив его чертенком; колдуны напустить порчу, превратить в «лягушку аль неведому зверюшку», посторонние люди — сглазить. Существовала и реальная угроза смерти ребенка. Люди не располагали хорошими средствами лечения родовых травм, не умели помочь ребенку в случае серьезного заболевания, не были знакомы со многими правилами гигиены, выполнение которых могло предотвратить ту или иную болезнь. Мать обращалась к Богу с просьбой, чтобы он не брал «ангельскую душеньку» на небо, старалась предохранить ребенка от действий нечистой силы.
Публикация «Народные обряды, Купание, Укладывание в колыбель» размещена в разделах
Мать должна была сохранить жизнь ребенка, выкормить, поставить на ноги. Эти задачи решались на основе народного опыта. Неписаные правила, передававшиеся от одной женщины к другой, из поколения в поколение, включали в себя практические советы по уходу за ребенком, которые касались всех сторон жизни младенца: купания, одевания, кормления, сна. В том числе предполагалось проведение определенных магических действий.
Купание
Купание считалось одной из самых необходимых процедур в уходе за младенцем. По мнению крестьян, оно не только укрепляло здоровье ребенка, придавало ему бодрость, но и снимало сглаз и порчу. В первый месяц жизни ребенка купали три—пять раз в неделю, а затем два-три раза в неделю. Мыли ребенка в хорошо натопленной бане или в избе около печи, парили березовым веником, а в теплую воду добавляли череду. Первое купание проводилось сразу же после рождения ребенка. Повитуха с молитвой и словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь!» — погружала его в теплую воду, настоянную на травах: васильках, череде, мяте, руте, душице, любистике или сенной трухе. В воду бросали также серебряные монеты, соль, лили воду, освященную в церкви. Травы должны были сделать кожу ребенка чистой; по поверью, соль помогала «отвердению косточек» и защищала от «дурного глаза», серебро обеспечивало жизнь младенца в богатстве, святая вода защищала от болезней. Во многих местностях России первое купание ребенка сопровождалось произнесением заговоров, например: «. Пресвятая ты Мать Божья Богородица, не спахивай, не смахивай с лесу копоть, с моря морской пены, спахивай и смахивай с раба Божия младенца (имярек) все страсти, все уроки, все опри-зоры, все оговоры, отцовы думы и материны, сестрины и бабушкины: из буйные головы, белово лица, из ясных очей и черных бровей, из ретивого сердца, из красного мяса, из белого сала, из пятидесяти локоть, из нокоть, из подпятых жил». В старинном заговоре говорилось: «Спи по дням, расти по часам. То твое дело, то твоя работа, кручина и забота» (Майков 1998,269). зачатию.
Первое укладывание в колыбель
В колыбель новорожденного укладывали на 3-й, 8-й или 20-й день после рождения. Первое укладывание младенца в колыбель сопровождалось ритуальными действиями, схожими с обрядом новоселья: помещали в колыбель кота, окуривали ладаном, прятали под постилку металлические предметы. Расставание ребенка с колыбелью (обычно в возрасте от года до двух) символизировало переход его из младенческого состояния в половозрастную группу собственно детей, а сама колыбель переходила к другому младенцу.
По славянской традиции, перед первым укладыванием младенца в колыбель туда клали кошку, чтобы ребенок лучше спал.
Источник: Игорь Акимушкин "Мир животных"