Светлана Александровна Королькова
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, по прежнему является актуальным такое направление работы с подрастающим поколением как духовно-нравственное воспитание.
Так как дошкольный возраст, пожалуй, самый благоприятный для начала формирования основ нравственности. Старший дошкольный возраст является периодом активного освоения норм морали, формирование нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольникам в целом.
Публикация «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
На наш взгляд общение с народной культурой облагораживает человека делает его, чутким, добрым, мудрым. Приобщение детей к народной культуре к народным традициям образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественной жизни. Ознакомление детей с народными праздниками формирует у дошкольников чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации. Понимание своих национальных особенностей, формирует чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Приобщение детей к исторической народной памяти : бережное сохранение народных традиций и их творческое переосмысление в новых условиях.
Праздник помогаем детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско –взрослой нравственной общности.
Работу по ознакомлению детей с народными праздниками выстраиваем с опорой на народный календарь, в котором прописаны праздники, характерные для российского народа.
Народный календарь охватывает весь год жизни, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствуют свои праздники, память святых, именины, обычаи, традиции, природные явления и приметы.
Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.
Например, участвуя в таких праздниках как новый год, масленица, пасха, яблочный спас.
Дети совместно со взрослыми исследуют особенности каждого праздника. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувство сопричастности ему является приобщение детей к русской культуре и быту. На протяжении всего годичного праздничного круга воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом. На посиделках и праздниках дети наряжаются в русский национальный костюм, входят в роль. На праздниках широко используются народный фольклор : сказки, пословицы, народные игры, поговорки, народные приметы.
Под влиянием праздничной атмосферы народного праздника в нашем дошкольном учреждении, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.
Итак, праздники, как совместная деятельность дошкольников. Оказывает большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.