МААМ-картинки

Народный фольклор как начало патриотического воспитания

Олеся Щербенева
Народный фольклор как начало патриотического воспитания

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было - это «Начало Всех Начал», - зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.

Публикация «Народный фольклор как начало патриотического воспитания» размещена в разделах

Именно в детском возрасте воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить. Как необходимо, видимо, помнить о том, что воспитание ребёнка начинается всегда с самовоспитания окружающих взрослых. Поэтому необходимо постоянно углублять и расширять свои педагогические знания, повышать свою культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Педагогическая культура каждой семьи складывается из педагогических традиций народа. Такая культура должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение. Поэтому так важно каждому из нас порой внимательно оглянуться в собственное детство, дабы осмыслить опыт наших матерей и отцов, взять из него всё лучшее.

Одним из интереснейших явлений культуры человеческого общества является искусство. С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой - нибудь песни.

Искусство народа, или фольклор (от английского слова folk-lore/ в дословном переводе - народное знание, мудрость, народное творчество : folk - «народ», lore - «знание», глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песнях.

Младенец ещё ничего не умеет, но он - человек. Он будет мыслить, разговаривать, созидать. С первых дней жизни он должен слышать человеческую речь. При кормлении или пеленании мать тихонько разговаривает с малышом. Вот тут - то и нужны пестушки, потягушки и потешки, к которым прибегали наши бабушки - прабабушки, и всё то получалось у них само собой.

Колыбельные песни.

***

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

Ворота - то: скрып, скрып!

А Коленька спит, спит.

***

Уж я Ванюшку качала,

Уж я котику кричала:

- Приди, котик, ночевать,

Мово Ваню покачать.

Уж я серому коту

За работу заплачу,

Дам я мяса кусок,

Молока туесок!

Бай да побай,

Ты, Ваня, засыпай!

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками. Свое название пестушки получили от слова «пествовать» - нянчить, холить, ходить за кем - нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни. Проснётся младенец - потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, подрастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».

***

Потягуни - потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

***

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой!

Пестушка незаметно переходит в потешку - песенку, которую поют ребенку, играя с его пальцами, ручками, ножками.

* * *

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл,

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! полетели, -

На головушки и сели.

* * *

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребё нка и припевают:

Идёт коза рогатая,

Идё т коза бодатая:

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает.

* * *

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка:

- Ладушки, ладушки!

- Где были? - У бабушки.

- Что ели? - Кашку.

- Что пили? - Бражку.

Кашка сладенька,

Бражка пьяненька,

Бабушка добренька.

Попили, поели, -

Шу-у-у - полетели,

На головушку сели.

* * *

Берут у ребё нка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.

А ты мал малнек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели -

На головушку сели.

Закличка - это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка - обращение к мыши, чтобы дала новый, крепкий зуб вместо выпавшего.

* * *

Когда дожди «зарядят», станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка.

* * *

После купанья, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

* * *

Бросали в подпечек выпавший молочный зуб со словами:

Мышка, мышка!

На тебе зуб липяной,

Дай мне гребяной.

* * *

В бане приговаривают, окачивая водой!

С гоголя - вода,

С младенца - худоба!

Укатись вся.

* * *

У детей, которые бегали босиком по грязи, в иных случаях заболевала кожа, ноги и руки покрывались «цыпками». Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:

Цыпи, цыпи под порог,

Дам вам маслица комок.

Поэзия прибауток - поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевертышах. Здесь все перевернуто, все наоборот.

* * *

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

* * *

Котишко - мурлышко,

Серый лбишко,

Не лезь в сметану,

Оставь Степану.

Считалки, игры, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и сказки – это все то, чем наполнено наше лучшее и беззаботное детство. Прочитав текст выше, наверняка, он показался вам знакомым. Потому как многие из нас слышали уже эти песенки – потешки из уст наших мам и бабушек, они от своих мам и бабушек. В связи с тем, что эти произведения от одного человека к другому, они изменялись и появлялись варианты одного и того же сюжета, но неизменно остаётся одно – мудрость народа.

Алексей Николаевич Толстой говорил о фольклоре так : «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Публикации по теме:

Уголок патриотического воспитания во второй младшей группеУголок патриотического воспитания во второй младшей группе В нашем детском саду недавно прошел смотр-конкурс уголков патриотического воспитания. Я работаю во второй младшей группе и тоже внесла свой.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Оформление панно для уголка патриотического воспитанияОформление панно для уголка патриотического воспитания Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей оформления небольшого панно. Так получилось, что в связи.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России»Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России» Уголок патриотического воспитания, является неотъемлемой частью предметной среды в группе. Цель патриотического уголка - воспитание любви.

Уголок патриотического воспитания в подготовительной группеУголок патриотического воспитания в подготовительной группе Любовь к семье, близким, стране играет важное значение в полноценном развитии будущей личности. Где бы ни был человек, где бы он ни жил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народный фольклор как начало патриотического воспитания
Опубликовано: 9 июля 2020 в 17:51
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД