Андреева Алена Юрьевна
Опыт работы «Народный танец как средство социальной адаптации воспитанников центров содействия семейному воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ:
«Народный танец, как средство социальной адаптации воспитанников центров для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
на примере хореографического коллектива «Метелица»
Автор:
Андреева Алена Юрьевна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района и
Центра содействия семейному воспитанию
Публикация «Опыт работы „Народный танец как средство социальной адаптации воспитанников центров содействия семейному воспитанию“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
№5 Калининского района
Народный танец - коллективное, художественное творчество, вобравшее в себя многовековой жизненный опыт и знания. Он богат своей красотой, выразительностью, особенностями национального быта и традиций. Без знания национальной культуры невозможно постичь духовный мир народа.
Народный танец является средством национального и патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому, в подростковый период жизни ребенка необходимо запустить процесс ознакомления, просвещения и приобщения его к национальной культуре средствами искусства. В данном случае, как инструмент культуры, может послужить искусство народного танца.
Хореографический коллектив «Метелица» был создан в детском доме (сейчас-Центр содействия семейному воспитанию для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей №5 Калининского района) в 2003 году. В Центре на сегодняшний день воспитывается 45 детей : 5 дошкольников, 33 школьника и 7 студентов. Среди них есть трудновоспитуемые ребята, так называемые несовершеннолетние «группы риска», чье поведение отягощено наличием вредных привычек, фактов противоправного поведения и личностных психологических травм, полученных в результате длительного проживания в асоциальной среде.
Главной целью работы Центра является социальная и трудовая адаптация и дальнейшая интеграция в общество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основное направление деятельности хореографического коллектива «Метелица» - образные танцы и танцы народов мира. На занятиях воспитанники знакомятся с музыкой разных народов, традициями, особенностями движений, характером исполнения, национальным костюмом.
Для всех подростков, а в особенности воспитанников Центров для детей сирот, очень важна личность педагога, его профессиональные и человеческие качества. Именно он может объединить ребят, собрать и создать коллектив. Но, недостаточно быть хорошим профессионалом, так как педагог-руководитель, не готовый к человеческому общению, терпит полное фиаско. Надо идти навстречу детям, глаза в глаза, открыто рассказывать о своем виде искусства, о скрытых возможностях человека.
У детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются деформация личности, искажение формирования самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. В общении воспитанников Центра с окружающими проявляется назойливость и неутомимая потребность любви и внимания. В эмоциональном отношении они очень ранимы: даже мелкое замечание может вызвать у них острую эмоциональную реакцию. Этой категории воспитанников свойственна крайняя неустойчивость интересов, большая зависимость мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт.
Работа по социализации воспитанников проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей.
Поэтому при организации эстетического воспитания в Центрах для детей - сирот нужно четко выделять две линии в работе педагога :
• организационно-педагогическую;
• психолого- педагогическую.
Обе они крайне важны, и на разных этапах работы та, или иная линия выдвигается на первый план.
Гармоничное развитие ребенка возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса. Это должен быть синтез основных видов и жанров искусства с познавательно - творческой направленностью.
В структуре дополнительного образования нашего Центра есть еще кружок изобразительного искусства, вокальная студия, кружок домоводства и спортивные секции. Поэтому наши воспитанники- одновременно танцоры, спортсмены, художники, певцы и повара. Это особенность нашего Центра.
Очень часто случаются ситуации, когда например, перед концертом приходится срочно что-то менять, так как танцующий танец ребенок, например, не успел приехать с соревнования. Это сложно и для педагога и для остальных детей.
Еще одно отличие существования хореографического коллектива в Центре, это не стабильность. Состав танцующих ребят часто меняется. Ребенок может быть усыновлен, возвращен обратно в семью, или поступив в колледж, переехать в общежитие и прочее.
В коллектив поступают дети разного возраста. Есть дети, которые пришли в возрасте от 5 до 9 лет и продолжали заниматься вплоть до выпуска из Центра в самостоятельную жизнь. Но, в основном, в коллектив приходят дети-подростки, и не у многих сразу возникает желание ответственно подходить к делу и заниматься.
Среди них есть и трудные подростки. Педагогически запущенные, ершистые, закрытые, не идущие на контакт, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований. Таким поведением они как бы защищают свои уязвимые места. Это низкая самооценка, нарушения в эмоциональной сфере. Очень важно понимать, уважать и чувствовать сложности подросткового периода и не оставлять подростка один на один с огромным миром, который они еще не успели понять. К каждому ребенку надо искать индивидуальный подход. Поэтому моя задача как педагога, заинтересовать ребенка, помочь ему открыться, вызвать доверие, интерес к танцу и желание танцевать. Не все подростки раскрываются сразу. Многие сначала наблюдают со стороны (заглядывая в репетиционный класс, или вместе с выступающими ездят на конкурсы и концерты в качестве зрителя).
На мой взгляд, занятия хореографией являются еще и профилактикой побегов, бродяжничества и правонарушений. Воспитанники с пользой проводят свое свободное время в условиях творческой деятельности, получают знания и умения. На занятиях воспитанники овладевают основами народного и классического танца. Изучают терминологию и национальные особенности танцевальных движений.
Наиболее интересной является концертная деятельность, коллективные, сводные репетиции, поездки на фестивали, участие в конкурсах и творческие встречи с другими танцевальными коллективами. Здесь особенно ярко выявляются сплоченность и взаимопонимание детей внутри коллектива. Они чувствуют себя командой.
Принимая участие в концертной деятельности, ребята повышают свой общекультурный уровень, приобретают новых друзей, учатся приносить радость. Зимой этого года воспитанники хореографического коллектива «Метелица» давали концерт в Доме престарелых. Как трогательно и душевно дети общались со старшим поколением, с какой радостью дарили им концертные номера.
Из этого следует, что общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление. Способствует формированию уверенности в себе, открытости, доброжелательности по отношению к другим. Также танец развивает и поддерживает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств через механизмы эмоционального восприятия, которые закрепляются в их сознании и поведении. Даже очень сложные дети, увлекшись процессом изучения танцевальных движений, забывают о своих проблемах. Отмечается снижение уровня агрессии, повышение самооценки (он смог, он сделал и сделал хорошо) Коллективное творчество активизирует общение, удовлетворяет потребности воспитанников в контактах. Здесь происходит вхождение подростка в социальную группу, знакомит с ее структурой и социальными ролями в ней. Личностное переживание успеха и неуспеха в осуществляемой деятельности и во взаимоотношениях с другими воспитанниками. Таким образом можно обозначить социализирующую функцию танцевального коллектива.
Занятия хореографией способствуют правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Формируют их фигуру, развивают физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Они учатся двигаться под разную музыку, учатся выражать свои эмоции при помощи пластики и мимики, свободно импровизировать. У детей развиваются эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческие и танцевальные способности, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности воспитывают в них чувство уважения к культуре других народов.
Хореографическое творчество предоставляет возможность лучше понять себя, что немаловажно в процессе формирования личности. Считаю, занятие народным танцем помогает в воспитании подростков, способствует всестороннему развитию личности, учит находить в творчестве эстетическое и духовное наслаждение, положительные нормы поведения и общения. Хореографическое творчество направлено на развитие чувства коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, доброты, принципиальности, ответственности.
Хореографический коллектив создает такую атмосферу, при которой личность несовершеннолетнего подростка, попавшего в трудные жизненные условия, развивается гармонично. Подростки попадают под непосредственное влияние музыки и танцевального образа, что дает возможность воспитать в них различные моральные качества и нравственные мотивы поведения.
Они учатся любить, сопереживать и радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродства. Таким образом, подростки проходят школу духовного танцевального воспитания.
Как показывает статистика, в последнее время всё больше воспитанников имеют слабое здоровье. Причин этому объяснению много. К ним относится экология, окружающая среда, наследственность и другие. Занятия хореографией способствуют физическому развитию воспитанников.
На репетициях работают мышцы всего тела, вырабатывается равновесие, улучшается осанка, координация, исправляются и многие другие природные недостатки. Танец учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.
Занимаясь в хореографическом коллективе, подросток имеет возможность не только научиться танцевать, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, то есть, постоянно совершенствовать свои физические возможности, развивать нравственные качества, учиться вести себя в соответствии с определёнными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом.