Папки-передвижки

Опыт работы «Народный танец как средство социальной адаптации воспитанников центров содействия семейному воспитанию»

Андреева Алена Юрьевна
Опыт работы «Народный танец как средство социальной адаптации воспитанников центров содействия семейному воспитанию»

СТАТЬЯ:

«Народный танец, как средство социальной адаптации воспитанников центров для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

на примере хореографического коллектива «Метелица»

Автор:

Андреева Алена Юрьевна

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района и

Центра содействия семейному воспитанию

Публикация «Опыт работы „Народный танец как средство социальной адаптации воспитанников центров содействия семейному воспитанию“» размещена в разделах

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

№5 Калининского района

Народный танец - коллективное, художественное творчество, вобравшее в себя многовековой жизненный опыт и знания. Он богат своей красотой, выразительностью, особенностями национального быта и традиций. Без знания национальной культуры невозможно постичь духовный мир народа.

Народный танец является средством национального и патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому, в подростковый период жизни ребенка необходимо запустить процесс ознакомления, просвещения и приобщения его к национальной культуре средствами искусства. В данном случае, как инструмент культуры, может послужить искусство народного танца.

Хореографический коллектив «Метелица» был создан в детском доме (сейчас-Центр содействия семейному воспитанию для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей №5 Калининского района) в 2003 году. В Центре на сегодняшний день воспитывается 45 детей : 5 дошкольников, 33 школьника и 7 студентов. Среди них есть трудновоспитуемые ребята, так называемые несовершеннолетние «группы риска», чье поведение отягощено наличием вредных привычек, фактов противоправного поведения и личностных психологических травм, полученных в результате длительного проживания в асоциальной среде.

Главной целью работы Центра является социальная и трудовая адаптация и дальнейшая интеграция в общество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основное направление деятельности хореографического коллектива «Метелица» - образные танцы и танцы народов мира. На занятиях воспитанники знакомятся с музыкой разных народов, традициями, особенностями движений, характером исполнения, национальным костюмом.

Для всех подростков, а в особенности воспитанников Центров для детей сирот, очень важна личность педагога, его профессиональные и человеческие качества. Именно он может объединить ребят, собрать и создать коллектив. Но, недостаточно быть хорошим профессионалом, так как педагог-руководитель, не готовый к человеческому общению, терпит полное фиаско. Надо идти навстречу детям, глаза в глаза, открыто рассказывать о своем виде искусства, о скрытых возможностях человека.

У детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются деформация личности, искажение формирования самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. В общении воспитанников Центра с окружающими проявляется назойливость и неутомимая потребность любви и внимания. В эмоциональном отношении они очень ранимы: даже мелкое замечание может вызвать у них острую эмоциональную реакцию. Этой категории воспитанников свойственна крайняя неустойчивость интересов, большая зависимость мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт.

Работа по социализации воспитанников проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей.

Поэтому при организации эстетического воспитания в Центрах для детей - сирот нужно четко выделять две линии в работе педагога :

• организационно-педагогическую;

• психолого- педагогическую.

Обе они крайне важны, и на разных этапах работы та, или иная линия выдвигается на первый план.

Гармоничное развитие ребенка возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса. Это должен быть синтез основных видов и жанров искусства с познавательно - творческой направленностью.

В структуре дополнительного образования нашего Центра есть еще кружок изобразительного искусства, вокальная студия, кружок домоводства и спортивные секции. Поэтому наши воспитанники- одновременно танцоры, спортсмены, художники, певцы и повара. Это особенность нашего Центра.

Очень часто случаются ситуации, когда например, перед концертом приходится срочно что-то менять, так как танцующий танец ребенок, например, не успел приехать с соревнования. Это сложно и для педагога и для остальных детей.

Еще одно отличие существования хореографического коллектива в Центре, это не стабильность. Состав танцующих ребят часто меняется. Ребенок может быть усыновлен, возвращен обратно в семью, или поступив в колледж, переехать в общежитие и прочее.

В коллектив поступают дети разного возраста. Есть дети, которые пришли в возрасте от 5 до 9 лет и продолжали заниматься вплоть до выпуска из Центра в самостоятельную жизнь. Но, в основном, в коллектив приходят дети-подростки, и не у многих сразу возникает желание ответственно подходить к делу и заниматься.

Среди них есть и трудные подростки. Педагогически запущенные, ершистые, закрытые, не идущие на контакт, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований. Таким поведением они как бы защищают свои уязвимые места. Это низкая самооценка, нарушения в эмоциональной сфере. Очень важно понимать, уважать и чувствовать сложности подросткового периода и не оставлять подростка один на один с огромным миром, который они еще не успели понять. К каждому ребенку надо искать индивидуальный подход. Поэтому моя задача как педагога, заинтересовать ребенка, помочь ему открыться, вызвать доверие, интерес к танцу и желание танцевать. Не все подростки раскрываются сразу. Многие сначала наблюдают со стороны (заглядывая в репетиционный класс, или вместе с выступающими ездят на конкурсы и концерты в качестве зрителя).

На мой взгляд, занятия хореографией являются еще и профилактикой побегов, бродяжничества и правонарушений. Воспитанники с пользой проводят свое свободное время в условиях творческой деятельности, получают знания и умения. На занятиях воспитанники овладевают основами народного и классического танца. Изучают терминологию и национальные особенности танцевальных движений.

Наиболее интересной является концертная деятельность, коллективные, сводные репетиции, поездки на фестивали, участие в конкурсах и творческие встречи с другими танцевальными коллективами. Здесь особенно ярко выявляются сплоченность и взаимопонимание детей внутри коллектива. Они чувствуют себя командой.

Принимая участие в концертной деятельности, ребята повышают свой общекультурный уровень, приобретают новых друзей, учатся приносить радость. Зимой этого года воспитанники хореографического коллектива «Метелица» давали концерт в Доме престарелых. Как трогательно и душевно дети общались со старшим поколением, с какой радостью дарили им концертные номера.

Из этого следует, что общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление. Способствует формированию уверенности в себе, открытости, доброжелательности по отношению к другим. Также танец развивает и поддерживает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств через механизмы эмоционального восприятия, которые закрепляются в их сознании и поведении. Даже очень сложные дети, увлекшись процессом изучения танцевальных движений, забывают о своих проблемах. Отмечается снижение уровня агрессии, повышение самооценки (он смог, он сделал и сделал хорошо) Коллективное творчество активизирует общение, удовлетворяет потребности воспитанников в контактах. Здесь происходит вхождение подростка в социальную группу, знакомит с ее структурой и социальными ролями в ней. Личностное переживание успеха и неуспеха в осуществляемой деятельности и во взаимоотношениях с другими воспитанниками. Таким образом можно обозначить социализирующую функцию танцевального коллектива.

Занятия хореографией способствуют правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Формируют их фигуру, развивают физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Они учатся двигаться под разную музыку, учатся выражать свои эмоции при помощи пластики и мимики, свободно импровизировать. У детей развиваются эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческие и танцевальные способности, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности воспитывают в них чувство уважения к культуре других народов.

Хореографическое творчество предоставляет возможность лучше понять себя, что немаловажно в процессе формирования личности. Считаю, занятие народным танцем помогает в воспитании подростков, способствует всестороннему развитию личности, учит находить в творчестве эстетическое и духовное наслаждение, положительные нормы поведения и общения. Хореографическое творчество направлено на развитие чувства коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, доброты, принципиальности, ответственности.

Хореографический коллектив создает такую атмосферу, при которой личность несовершеннолетнего подростка, попавшего в трудные жизненные условия, развивается гармонично. Подростки попадают под непосредственное влияние музыки и танцевального образа, что дает возможность воспитать в них различные моральные качества и нравственные мотивы поведения.

Они учатся любить, сопереживать и радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродства. Таким образом, подростки проходят школу духовного танцевального воспитания.

Как показывает статистика, в последнее время всё больше воспитанников имеют слабое здоровье. Причин этому объяснению много. К ним относится экология, окружающая среда, наследственность и другие. Занятия хореографией способствуют физическому развитию воспитанников.

На репетициях работают мышцы всего тела, вырабатывается равновесие, улучшается осанка, координация, исправляются и многие другие природные недостатки. Танец учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.

Занимаясь в хореографическом коллективе, подросток имеет возможность не только научиться танцевать, но и общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, то есть, постоянно совершенствовать свои физические возможности, развивать нравственные качества, учиться вести себя в соответствии с определёнными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Участие в акции «Твори добро» для центров социальной помощиУчастие в акции «Твори добро» для центров социальной помощи В преддверии праздника Международного женского дня 8 марта с дошкольниками подготовительной группы продолжили участие в городской акции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Народный танец как средство социальной адаптации воспитанников центров содействия семейному воспитанию»
Опубликовано: 15 июля 2020 в 22:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД