Папки-передвижки

Консультация логопеда «Нарушение голоса»

Алена Попова
Консультация логопеда «Нарушение голоса»

Вопрос 1

Нарушения голоса. Определение, этиология, классификация

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Занимались след. исследователи: Малютин, Ермолаев, Фомичев, Таптапова, Лаврова, Алмазова,

Голос-это совокупность разнообразных звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса - колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разрежения.

Публикация «Консультация логопеда „Нарушение голоса“» размещена в разделах

Высота звука - определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук.

Тембр – или окраска звука – отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной.

Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочныз полостях определённого сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импендансом при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Это защитная функция организма

Существуют два осн. термина для обозначения патологии голоса :афония – полное отсутствие голоса и дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. Фонопедия – комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося.

Нарушения голоса разделяют на центральные и периферические, каждое из них может быть органическими и функциональным. Иногда нарушения голоса могут быть самостоятельным проявлением, а иногда входят в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании. Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо или гипертонуса, реже в сочетании того и другого. Причины, вызывающие нарушение голоса у детей :

- биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания);

- бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия); - психологические (конфликтные ситуации, бытовые и профессиональные; психоэмоциональные. особенности личности).

Классификация расстройств голоса :

1. Функциональные нарушения голоса

центральные (психогенная афония или истерический мутизм, дисфония при неврозах)

периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация, дисфония при перенапряжении голоса)

2. Органические нарушения голоса

центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)

периферические (травмы гортани, ларингиты, ринолалия, ринофония, дисфония при снижении слуха).

Истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией;

Фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса;

Большое значение для голоса имеет го подачи – атака звука. Три типа голосоподачи : 1. Сначала идёт легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки Голос звучит после легкого шума - придыхательная атака 2. момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают – это мягкая атака. 3. Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осущствл. выдох, приводя их в колебания – твёрдая атака. Самая физиологически обоснованная мягкая атака.

Вопрос 3

Органические расстройства голоса, этиология, механизмы, симптоматика

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Занимались след. исследователи: Малютин, Ермолаев, Фомичев, Таптапова, Лаврова,

Органические нарушения голоса патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относят дисфонии, и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояния после удаления опухоли. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении её нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения. Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным, боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания. Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические.

Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым. К органическим центральным нарушениям голоса относят центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования.

Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка. Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой. Все вышеописанные нарушения голоса относятся к хроническим и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное. Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи. СИМПТОМАТИКА У ДЕТЕЙ. Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

ВЗРОСЛЫЕ независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них — особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение. Органические нарушения голоса

:А. При остром хроническом ларингите.

Клиническая картина: колебание голосовых складок неравномерны, как по амплитуде, так и по частоте. Движения складок ослаблены.

Б. Нарушение голоса при краевом и одностороннем хордите – это воспаление одной складки. Проявляется отечностью и гиперемией свободного края голосовой складки, в силу чего её колебания ослаблены.

В. Узелки голосовых складок.

Причина: не правильная техника голосообразования. Чрезмерно активное смыкание голосовых складок и форсированная твердая атака голоса. В детском возрасте чаще наблюдается у мальчиков (соотношение 3 к 1) в возрасте 5-10 лет (их так же называют узелками крикунов). У взрослых чаще отмечаются у женщин в возрасте от 20 до 50 лет (примерно в 40 раз чаще, чем у мужчин)

Клиническая картина: узелки представляют собой микроскопические изменения слизистой оболочки, возникающие в передней трети

голосовых складок, так называемой «узелковой зоне». Колебания голосовых складок как правило сохранны. Реже, в (14%) случаев, они отсутствую, при этом голосовые складки приведены и напряжены, соприкасаясь в области узелков, симметрично расположенных на складках друг против друга. Между другими отделами складок остаются щели в форме песочных часов. Колебания складок чаще равномерны, но с ослабленной амплитудой. Внешние проявления: охриплость, осиплость голоса.

Г. Полипы голосовых складок – это одиночные образования на голосовых складках, расположенные только с одной стороны. Их удаление не возможно посредством речевой терапии и требует нейрохирургического вмешательства.

Полипы имеют гладкую шаровидную форму, прикрепляясь либо широким основанием, либо на тонкой ножке. В последних случаях в процессе голосообразования полип движется в гортани, и больные жалуются на ощущение инородного тела в гортани. Полипы чаще диагностируются у мужчин, но значительного расхождения с распространенностью их у женщин не отмечается.

Папилломатоз гортани – доброкачественная опухоль гортани, которая вызывает нарушение голоса в виде дисфонии, афонии. Внешне представляет собой крупное бородавчатое образование. Чаще возникает у детей в возрасте от 2 до 4 лет. Одни это относят к вирусному заболеванию, другие связывают с иммунодефицитом.

Е. Парезы и параличи гортани.

Нарушение голоса обусловлены в этом случае органической недостаточностью иннервации мышц голосового аппарата. Следствием чего является ограничение их подвижности. Это может иметь место, как с обеих сторон, так и касаться только одной голосовой складки. Имеет место при дизартрических расстройствах.

Нарушение голоса в случае рубцовых стенозах (сужение гортани в следствии ожогов, травм, операций) ведущее к нарушению подвижности гортани.

Вопрос 4

Комплексная методика устранения расстройств голоса

Восстановление органических нарушений голоса Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций. 1 задача – выявление компенсаторных возможностей организма 2. Задача – ликвидация патологического способа голосоведения. Для реализации задач необходимо: 1. активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани 2. предотвращения развития вторичных дефектов голосового аппарата. 3. положительное воздействие а личность оьучающегося для ликвидации психогенных реакций. 4. восстановление утраченных кинестезий голосоведения т. непосредственно самой фонации. 5. Восстановление координации дыхания и фонации Этапы работы:

1. Рациональная психотерапия

2. Коррекция физиологического и фонационного дыхания

3. Тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями. Фонопедия – комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности

4. Автоматизация восстановленной фонации

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани Работа над дыханием (2 этап) начинается после психотерапевтической подготовки (1 этап). При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция гортани, а голосовая складка на поражённой стороне полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особенно это выражено при медиальной позиции (серединное положение голосовой складки). Восстановить двигательную функцию гортани при параличах невозможно. Подключаем компенс. возможности организма.

Необходимо максим. увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне частично восстановить двигательную функцию. Особенно важна нормализация физиологического и фонационного дыхания, что вызовет смыкание голосовых складок за счёт компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближение её с неподвижной половиной гортани. Таким образом голос значительно улучшится. Упражнения «Дуть в губную гармошку», постпенно увеличивая нагрузку. Одновременно с подобными упражнениями проводят комплекс дыхательных упражнений, тренирующих направленный удлинённый выдох.

В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тла в горле и появляются слабые колебательные движения парал. складки. (3 этап) голосовыу упражнения для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения продолжаем. Коррекцию голоса начинаем с произнесения звука М – это лучшая основа для установки правильной фонации. Затем переходим к произнесению открытых слогов МА, МО, МУ, МЭ, МЫ., затем закрепляются кинестезии голосоведения при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге: МА-МА, НА-НУ и т. д. Потом тренируем сочетание гласных с Й – АЙ, ОЙ. По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражн. начинаем автоматизацию восстановленного голоса (4 этап).

Восстановление голоса при хронических ларингитах

Требуется медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Начинаем с беседы. Соблюдаем охранительный режим: уменьшение голосовой нагрузки, форсирования голоса.

1 этап. Работа над дыханием. Намвыдох произносим глухие согласные С,Ш

2 этап массаж шеи в области гортани.

3 этап борьба с кашлем – произносим беззвучное Ы.

4. Этап проведение лечебной физ-ры.

5. Переходим к голосовым упражнениям. Принципы постановки голоса такие же как и при парезах и параличах. Произнесение М идёт легче и скорее.

Необходимо избегать простуд

Восстановление голоса после удаления гортани

Удаление (экстирпация) гортани по поводу злокачественной опухоли нарушает естественный дыхательный путь и лишает полностью голоса при сохранных артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмах речи.

Необходима работа с психотерапевтом. Необходимо создание компенсаторного органа - сужения на уровне

4-6 шейных позвонков, называемое псевдощелью. Образуемый таким образом голос называют пищеводным. Методика образования пищеводного голоса принадлежит Таптаповой.

1 этап – психотерапия и обучение дыханию через трахеостому – отверстие в гортани после операции

2 этап – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса при помощи специальных упражнений.

3 этап – автоматизация пищеводного голоса, произнесение коротких фраз

4 этап - использование вокальных упражнений.

Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани При удалении папиллом и появлении рубцовых изменений гортани. Необходимы коррекция дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса. Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом. Вызывание голоса у ребёнка с афонией при рубцовых изменениях гортани – самый сложный момент в коррекционных занятиях. Подбирается индивидуально любой звонкий согласный звук. Чаще М и Ж при «стоне» и «мычании» или «жужжании». Используют слуховой и вибрационно-тактильный контроль.

Восстановление функциональных нарушений голоса Для восстановления нормальной функции голосов. аппарт. При фонастении необходимо выяснить причину. Необходимы фонопедические занятия: удлинения фонационного выдоха, нахождение удобной для подачи голоса позиции. Она находится при длительном произнесении звука М. Можно использовать камертон. Для этого камертон, звучащий соответст. высоте голоса прикладывают к темени и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это помогает нахождение и закрепление правильных кинестезий голосоведения.

При восстановлении голоса при гипо-и гипертонусных нарушениях работать над дыханием, активизация голосового аппарата при гипотонусе и снятие излишнего напряж. при гипертонусе. При гипертонусных нарушениях вначале использ. придыхательная атака звука (лёгкий выдох, затем смыкание и колебание голосовых складок) при дыхательных упражнениях, проводится массаж передней поверхн. Шеи. Затем учимся произносить звук М от стона. Звук К лучше ставить от кашлевого толчка. При восстановительном лечении используют технические средства: приборы Страхова, улучшающие тембр и силу голоса.

Вопрос 2

Функциональные расстройства голоса, этиология, механизмы, симптоматика.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Занимались след. исследователи: Малютин, Ермолаев, Фомичев, Таптапова, Лаврова,

Наиболее распространенные и многообразные – это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или анатомическими изменениями гортани. При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений.

Причины функц. патологии самые разные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Длительно протекающие функц. изменения могут вызвать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, утолщения голосовых складок, что может затруднить диагностику функциональных нарушений.

Функциональные нарушения голоса делятся на центральные и периферические.

Периферические: фонастения, гипо и гипертонусные афонии и дисфонии.

Фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса;

дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра. афония – полное отсутствие голоса

Фонастения – на начальных стадиях не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Оно имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосовых профессий. Проявляетсянарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом – усиливать и ослаблять звучание, появление детонации. Острые формы переходят в афонию.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена двусторонними миопатическими парезами т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, грипп, дифтерия, а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы суживающие голосовые складки. При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними щель. внешние проявления: утомляемость голоса, охриплость, снижение силы голоса.

Эти явления чаще отмечаются у женщин. клиническая картина: при ларингостробоскопии преобладают колебания малой и средней амплитуды, не полное смыкание голосовой щели с расстоянием до 2-4 мм. Голосовая щель имеет форму овала, реже треугольника.

Гипертонусная дисфония

Причина: может быть связано с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. использование твердой атаки голосообразования и чрезвычайно громкого голоса, следствием чего является повышение тонуса мышь голосовых складок. В целом встречается реже, чем гипотонусная дисфония и наблюдается преимущественно у мужчин. внешние проявления: жалобы на болевые ощущения в области гортани, шеи, желание прокашляться, на утомляемость голоса, его охриплость, периодические спазмы.

Голос или не возникает совсем или появляется резко искаженный глухой звук. Часто это сочетается с напряжением мускулатуры лица, шеи, набухание вен на шее. клиническая картина: во время голосообразования голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате чего, появляется гиперемия (покраснение) и отечность их свободного края. При ларингостробоскопии в 60% случаях

голосовые складки выглядят неподвижными, находятся в напряженном сомкнутом состоянии. Иногда, такая неподвижность сочетается с периодами, быстро затухающими, колебательных движений с маленькой амплитудой.

Гипо-гипертонусная дисфония

Причина: чаще наблюдается после острого ларингита, трахеита, папилломатоза гортани, когда в процесс голосообразования компенсаторно включаются вестибулярные складки (ложные, а голосовые складки не функционируют. В результате отмечается пониженный тонус голосовых и повышенный тонус вестибулярных складок.

Внешние проявления: резкое, охриплое звучание голоса, монотонный звук называют ложноскладочым.

Клиническая картина: вестибулярные складки обычно увеличены в размерах, иногда гиперемированы, и в процессе голосообразования соприкасаются друг с другом перекрывая голосовые складки. Колебание голосовых складок ослаблено, с неполным закрытием голосовой щели

Центральные: К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная или психогенная афония

Причина: чаще всего стрессовое состояние (испуг, конфликт с родителями, учителями, сверстниками) это является «пусковым механизмом», приводящим к полной потере голоса. Характерна для людей с истерической реакцией, чащ у девочек и женщин. Внешние проявления: человек может общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются смех, плач, кашель, что является возможным диагностическим признаком. Голос может как внезапно исчезнуть, так и спонтанно появиться.

Публикации по теме:

Консультация «10 советов логопеда родителям» Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального.

Консультация «Дизартрия как особое речевое нарушение» Дизартрия как особое речевое нарушение. В настоящее время дизартрия одно из самых частых расстройств речи. Ее значение для детской практики.

Формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, узких специалистов с родителями и их детьми, имеющими нарушение речи Личностно-ориентированный подход построения образовательного процесса предполагает активное участие родителей, которые могут все знания,.

Консультация для педагогов «Работа над развитием высоты, силы, тембра голоса» Вашему вниманию предлагается подборка игр с голосом по развитию речи, т. к. во всех видах и направлениях работы по развитию двигательной.

Консультация для родителей «Нарушение осанки у детей раннего возраста» Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном.

Консультация музыкального руководителя «Упражнения для развития певческого голоса» Голос и слух ребенка формируются не только во время разучивания песен, но и путем специальных приемов-упражнений, развивающих звуковысотный.

Консультация «Нарушение осанки у детей дошкольного возраста» Консультация на тему: «Нарушение осанки у детей дошкольного возраста» Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу затронуть один из самых трудных аспектов в коррекционном процессе - это нарушение слоговой структуры.

Консультация «Охрана детского голоса» ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Мазуряк Эльвира Газизовна Музыкальный руководитель Пение – наиболее доступный и потому ведущий вид музыкальной.

Консультация «Советы логопеда» Поговори со мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда «Нарушение голоса»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 09:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД