Папки-передвижки

Педсовет «Наши добрые традиции»

Жанна Коростелева
Педсовет «Наши добрые традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Наши добрые традиции»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. активизировать знания воспитателей о традициях русского народа.

2. выявить и проанализировать эффективность использования групповых традиций в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Повестка педагогического совета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

2. Традиции русского народа

3. Групповые нравы и добрые традиции

4. Анализ видеозарисовок «Традиции в группах»

Публикация «Педсовет „Наши добрые традиции“» размещена в разделах

5. Принятие решения

6. Приятные «мелочи»

Традиции русского народа

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.

Обычай – традиционный способ поведения, предписываемый в обществе для определённой ситуации.

Всякий нрав – это традиция, но не всякая традиция нравственна.

Традиции есть у каждого народа. Есть традиции в рамках одного города. Например, «Белые ночи» - г. Санкт-Петербург, спортивная эстафета, посвящённая 9 мая - г. Лесной. Есть семейные традиции, традиции в трудовых коллективах, а так же в детских. Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.

Традиции русской кухни:

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (хлеб).

2. Самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы? (блины).

3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (сбитень).

4. Что такое кулебяка? (пирог с рыбой).

5. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: тесто, начинку, при варке).

Быт русского народа:

1. Самое распространённое на Руси осветительное устройство? (лучина).

2. Самая распространённая на Руси обувь? (лапти).

3. Русский сосуд для питья вкруговую? (братина).

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (количеством членов семьи и достатком).

5. Универсальный предмет мебели в русской избе? (скамья).

Русские праздники:

1. На какие праздники любили гадать девушки? (святки).

2. Самый короткий народный праздник? (ночь на Ивана Купалы).

3. Что за обряд «завивание бороды»? (украшение лентами последнего нежатого снопа).

4. Почему при катании с гор в Масленицу соревновались, кто прокатиться дальше? (кто прокатиться дальше, у того лён вырастет длиннее).

5. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (дуба).

Групповые нравы

Понятие «групповые нравы» может показаться странным, поскольку речь идёт о 2-3 летних детях. В самом деле, какие нравы могут бытовать в обществе таких малышей.

Нам всем хорошо известно, что есть группе, в которых дети часто ссорятся, дерутся, отнимают друг у друга игрушки, а попытки воспитателя прекратить эти конфликты успех приносят не надолго. В самом деле, очень трудно установить, кто больше виноват, и ещё труднее найти такое решение, которое никого не обидит. Есть и другие группы. Те, в которых дети живут мирно и спокойно, и где царит дружелюбие и взаимная доброжелательность. При этом воспитатели не отдают себе отчёта, какие их действия (или отсутствие таковых) породили первую и какие условия обеспечили вторую.

Чтобы в группе обеспечить мир, покой и взаимное расположение авторы программы «Радуга» предлагают ввести групповые нравы. Убеждена, что уже в раннем возрасте это важно и необходимо. Ведь взаимоотношения детей в группе, это и есть групповые нравы, и определяются они не только привычками и наклонностями отдельных детей. Например, тем, что один боится сверстников, а другой готов с боем отстаивать свои права на понравившуюся ему игрушку. В большей степени нравы определяются нормами и традициями, бытующими в данной группе. Так, в одной группе не принято обращать внимание на плачущего ребёнка, тогда как в другой ему всегда готовы выразить сочувствие и оказать помощь. Групповые нравы включают в себя, как систему запретов, так и непременно добрые традиции. И, организовывая групповую жизнь, вам необходимо чётко продумать, чего вы не потерпите ни в коем случае и какие добрые традиции вы будете создавать.

Давайте, начнём с запретов:

«НЕЛЬЗЯ – ЗНАЧИТ НЕЛЬЗЯ».

«НЕ НАДО, ПОТОМУ ЧТО…»

Основная группа запретов должна быть немногочисленной (2-3) и касаться самых основных принципов совместной жизни. Вспомните, пожалуйста, какие запреты существуют у вас в группах (активизация воспитателей). Значит, основная группа запретов относится к:

Личной неприкосновенности детей.

• Уважение к деятельности детей и её результатам.

Так, ни при каких условиях нельзя:

Бить других детей.

• Нельзя портить их игру.

• Нельзя причинять другим живым существам.

Требуя неукоснительного соблюдения этих правил не пускайтесь в длинные объяснения. Конкретно и чётко: «Нельзя – значит нельзя!»

Наилучшим способом добиться соблюдения данных запретов будет ваша собственная убеждённость, что они правомерны и что нарушений вы не потерпите. И тогда без нотаций и наказаний вы найдёте тот взгляд и ту интонацию, проявите то искреннее возмущение, которые дадут ребёнку понять, что здесь проходит граница, которую переступать нельзя. Дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать. Ребёнок очень чувствителен к осуждению взрослых, если оно по- человечески искренне и серьёзно.

Однако такая категоричность уместна только в отношении данного узкого круга норм.

Множество других правил и ограничений, которые направлены на то, чтобы упорядочить жизнь детей в группе следует вводить по другой формуле: «Не надо, потому что…» (не надо разбрасывать вещи, ломать игрушки, рвать книги потому что). Какие правила уместно разъяснять детям. Давайте, назовём (активизация воспитателей).

Теперь поговорим о добрых традициях, которые «живут» в нашем детском саду, а поможет нам в этом кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. С чего начинается день в группе?

2. Он бывает только раз в году?

3. Момент, дающий ребёнку почувствовать себя равноправным среди сверстников?

4. Его всегда так приятно получать?

5. Вы это делаете каждый день. Малышам очень нравится и они просят ещё?

6. Мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всём хорошем?

7. К сожалению, её поют только для самых маленьких?

8. И чтобы всё это состоялось оно должно быть неравнодушным?

Сейчас, давайте определим для чего нужна та или иная традиция.

Ежедневные традиции

«Утро радостных встреч»

Цель: выражение радости по поводу встречи с детьми; создание положительного микроклимата в группе.

«Колыбельная перед сном»

Цель: создание спокойной обстановки перед сном.

«Поговорим о хорошем»

Цель: мысленное возращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что случилось за этот день, как положительно отличился каждый ребёнок; создание в группе взаимного уважения и формирование чувства самоуважения у каждого ребёнка.

«Ежедневное чтение»

Цель: формирование интереса к книге, воспитание активного слушателя.

Еженедельные традиции

«Сеанс»

Цель: создание в группе равных прав на доступном уровне для детей данного возраста.

«Подарки»

Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доброжелательности, равных прав.

Ежемесячные традиции

"День рождения"

Цель: создание положительного микроклимата, праздничной атмосферы в группе; воспитание культурного человека.

Есть ещё одна традиция, которую необходимо ввести и соблюдать во второй младшей группе – это уважение к личной собственности. Ту щепетильность, которую вы проявляете относительно шапок, обуви и других детских вещей, необходимо перенести на игрушки и другие мелочи, которые ребёнок приносит из дома. Эти вещи не имеют права отбирать и использовать ни другие дети, ни взрослые. Если занятие с принесённой из дома игрушкой в данный момент неуместны, вы можете предложить малышу убрать её в шкафчик, где она будет в полной сохранности, как и его новые сапожки.

Анализ видеозарисовок «Традиции в группах»

Вашему вниманию будут представлены видеозарисовки «Традиции в группах». После просмотра воспитатель, который проводил ту или иную традицию сделает анализ по следующему плану:

1. Что за традиция.

2. Время (как часто провожу) и место в жизнедеятельности детей (утро, вечер).

3. Для чего провожу данную традицию.

4. Отношение детей к традиции.

Анализ традиции «Утро радостных встреч»

Воспитатель вторй младшей группы

Проводим традицию ежедневно в первой половине дня (до занятия).

Цель: создание эмоционального комфорта для каждого ребёнка; атмосферу душевного тепла и равных прав; дать понять детям, что их любят и ждут, всегда рады встрече.

Положительное отношение детей к данной традиции позволяет создать в группе атмосферу доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.

Анализ традиции «Сеанс»

Воспитатель первой младшей группы

Проводим один раз в неделю в утренний отрезок времени.

Цель: создание в группе атмосферы равных прав на доступном уровне для детей данного возраста.

Традиция детям очень нравится. Особенно, когда мы делим фрукты, овощи, конфеты. Малыши эмоциональны, заинтересованы, учатся делиться со сверстниками и взрослыми.

Анализ традиции «Подарки»

Воспитатель первой младшей группы

Проводим традицию каждую пятницу во второй половине дня, после физкультурного игрового занятия.

Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доверительности, равных прав.

Задачи: воспитывать бережное и разумное отношение к рукотворному миру; формировать отношение ребёнка к взрослому (взрослый – умелец); формировать групповую сплочённость, уважение к правам других; формировать положительный образ «себя»; развивать эмоциональную отзывчивость.

Главная стратегия: умение педагога артистично, демансративно показать процесс изготовления и умения преподнести подарок ребёнку.

Дети очень любят получать подарки, они дороги для них и малыши относятся к подаркам очень бережно.

Вот из кусочков пенопласта получился кораблик – это чудо для ребёнка, необыкновенное превращение. Ребёнку этого возраста очень важно получить свою, личную игрушку или поделку, причём желательно такую же, как у других детей. Особый интерес к подарку возникают у малыша только тогда, когда он видит его в действии. Поэтому очень важно показать, как с ним можно играть. Игровые действия должны быть простыми и понятными. Так, кораблик может плавать, перевозить различные лёгкие предметы.

Нам, взрослым, нравиться дарить детям подарки, сделанные своими руками. Подарки разные: матрёшка из картона, кораблик из бумаги, бабочка из фантика, снежные комочки, шарики – фонарики, валентинки – сердечки, яйца расписные и т. д.

Обсуждение, обмен мнениями

Решение педсовета

Приятные «мелочи» (дарение подарков всем участникам педсовета).

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Наши добрые традиции»
Опубликовано: 28 августа 2013 в 20:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Наши добрые традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Коростелева (УИ 47920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД