Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности «Наши имена» в группе для детей 6–7 лет

Ирина Михайлова
Конспект образовательной деятельности «Наши имена» в группе для детей 6–7 лет

г. Тамбов МБДОУ детский сад комбинированного вида № 62 «Огонек»

Старший воспитатель Михайлова Ирина Борисовна

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШИ ИМЕНА» В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Задачи:

Сообщить детям начальные сведения об именах, структуре имени, составе русского имени. Показать функцию имен в обществе. Познакомить воспитанников с этикетом знакомства. Совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Наши имена“ в группе для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Емеля выезжает на печке и поет:

Ай-качи-качи-качи

Емеля едет на печи.

По щучьему велению,

По моему хотению.

Печка, стой, раз, два!

- Как много здесь ребят! Здравствуйте, дети! Вы Фею Вежливости не видали? Я уже целую неделю ее ищу. Ушла она из сказок, обиделась на меня. И знаете, за что? Скажу вам по секрету. Я щуку, которая мне помогает, селедкой обозвал, килькой несчастной. Фея сказала, что уходит к вежливым, воспитанным детям. Но я уже исправился, много книжек читал, воспитанным стал, хочу, чтобы Фея Вежливости меня простила и в сказки вернулась. А вы – вежливые ребята? Ну, значит, я здесь ее и подожду. Она к вам непременно должна придти. А пока давайте познакомимся. Знаете, как меня зовут?. Правильно, я Емеля. Пришел к вам из сказки «По щучьему велению». А вас как зовут? … Ух ты, как много имен!

А зачем люди дают друг другу имена, знаете?. Правильно, как бы мы тогда обращались друг к другу? «Эй, ты, иди сюда!» Красиво? Нет, конечно. Вы так не обращаетесь друг к другу? Для этого и существуют имена, чтобы отличать одного человека от другого.

А хотите, мы с вами отправимся в путешествие по стране «Наши имена»? Ну, тогда садитесь поскорее на печку. По щучьему велению, по моему хотению, печка, поехали!

Уф, наконец-то приехали! Нравится вам здесь? Тогда садитесь поудобнее и слушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве очень-очень давно имен не было. И люди там давали друг другу одни прозвища. Например, тому, кто метко стрелял, – Соколиный Глаз, умному, хитрому – Хитрая Лиса, кто быстро бегал – Оленьи Ноги, ну а трусливому – Заячье Сердце. Затем стали давать имена по характеру людей : Несмеяна, Добрыня, Тихон. По тому, чем они занимаются: Золушка. Правда, многие имена уже устарели и встретить их можно только в сказках, пословицах, поговорках, скороговорках. Вот послушайте:

«У Аграфены и Арины растут апельсины».

«На гармошке громко заиграл Ерёмка».

«Подарили Вареньке валенки».

«Мели, Емеля, твоя неделя». Ну, это прямо про меня. Встречается сейчас такое имя? А жаль, правда? Такое красивое имя – Емелюшка, Емельян!

Зато появились ваши имена, и они тоже что-то обозначают. Например, Виктор – «победитель», Александр – «защитник». Со временем имен становилось все больше и больше. Многие из них – заморские!

Имена стали давать не только людям. Но и игрушкам, например, матрешкам. Вот послушайте. (Звучит запись песни «Матрешки»).

Давайте с вами поиграем в игру «Имена». Кому брошу мяч, тот должен назвать имя, которое до него еще никто не называл.

Молодцы, ребята, много имен знаете. Но как вы поступите, если захотите к кому-нибудь обратиться, а имени не знаете?. Верно, надо спросить имя, познакомиться. Ну-ка, как вы это сделаете?

Двое детей. – Как тебя зовут?. А меня зовут …

- Хорошо, ребята, имена вы узнали, но, к сожалению, показали себя не очень вежливыми. У нас в сказках знакомятся так:

- во-первых, если вы хотите показать свое желание познакомиться, надо улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза,

- во-вторых, при знакомстве нужно называть полное имя,

- в-третьих, русские люди после знакомства обязательно говорят: «Очень приятно было с тобой познакомиться».

И еще, ребята, важно запомнить, что надо пожать друг другу руку. Если знакомятся мальчик и девочка, то первой подает руку девочка. Меня зовут Емельян, а тебя? Меня зовут Дарья. Очень приятно. А теперь попробуйте познакомиться друг с другом….

Но с именами мы еще не совсем разобрались. Послушайте стихотворение. Называется оно «Сколько имен у подружки, у Оли?», а потом скажете, сколько же имен у девочки.

Сколько имен у подружки, у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут.

Ольгой зовут эту девочку в школе.

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

Олька – кричит озорник во дворе.

Кто же, скажи-ка, мне посчитает,

Сколько имен у подружки моей?

Правильно, ребята, имя у девочки одно – Ольга. А все остальное – варианты имени. Почему мама, папа и тетя называют девочку Олечка, Олюшка?. Потому что они ее любят. Это ласкательные формы имени. Вспомните, как вас ласково называют родители…. А почему озорник кричит – Олька?. Вы, наверное, так называете друг друга?

Вот мы и разобрались, что имена бывают полные и неполные. Давайте с вами поиграем. Я буду говорить полную форму имени, а вы подберите к нему неполные формы: Екатерина. Елизавета. Елена. Сергей. Антон. Дмитрий. А теперь наоборот. Коля, Колечка, Николка. Светочка, Светик. Машенька, Маруся.

А теперь вы все – Ваньки-встаньки. Я буду вас сажать, а вы – вскакивайте.

Ванька-встанька, приседай-ка.

Непослушный ты какой.

Нам не справиться с тобой!

(Дотрагивается до головы ребенка рукой, тот садится и сразу встает).

Немножко попрыгали. А теперь садитесь, отдохните.

- Даша! (Откликаются сразу две девочки). Ребята, вы знаете, кого я сейчас позвал? У вас две Даши. Людей с одинаковыми именами называют тезками. Как быть, если имена у людей одинаковые? Как в этом случае различить людей?. Правильно, в русское имя входит и фамилия. Фамилия – это семейное имя. Оно объединяет родственников. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Тань, Вань, то называйте не только свое полное имя, но и фамилию.

А теперь посчитаемся, кто будет первым себя правильно называть.

Мы весной сажали сад,

А Семен лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семену не дадим.

Нам лентяев здесь не надо.

Выходи, Семен, из сада.

- Меня зовут…

- А теперь подумайте, у русского имени только две части – имя и фамилия, или есть еще что-то?. Конечно, у русских людей есть еще и Отчество. От чьего имени образовано отчество?. От имени отца, поэтому оно так и называется. Теперь пусть каждый из вас назовет свое имя полностью.

- Ребята, а почему вы улыбаетесь, когда называете свое полное имя? Называются ли маленьких детей по имени и отчеству?. А кого называют?. По имени и отчеству называют только взрослых, чтобы выразить им свое уважение и почтение. Это вы знаете. А знаете ли вы, что здороваясь со взрослыми, надо тоже их называть по имени и отчеству. Например, идете вы в детский сад, а навстречу идет заведующий или воспитатель из другой группы. И представьте, некоторые дети говорят просто: «Здравствуйте», хотя прекрасно знают их имя и отчество. А как бы вы поздоровались?.

-Вот теперь, ребята, вы узнали об имени все. Как вы заметили, имена встречаются всюду : в сказках, стихах, пословицах, считалках. Без имени сейчас никак нельзя. Но пора нам уже в садик возвращаться. Фея Вежливости вас уже, наверное, заждалась. А обратный наш путь лежит через мир сказок. Давайте посмотрим, не встретятся ли и здесь знакомые имена.

По щучьему велению, по моему хотению, печка, поехали в садик. Ребята, посмотрите, сколько гостей. Что нужно сказать? А Феи Вежливости нет. Дорогие гости, Фея Вежливости сюда приходила? Нет. Но вы, ребята, не расстраивайтесь. Вы вежливые, воспитанные и Фея Вежливости обязательно к вам придет. А теперь, ребята, пойдите, познакомьтесь с гостями. Ведь не зря же мы путешествовали по стране «Наши имена». Вы теперь знаете, как надо знакомиться.

Ну а мне пора в свою сказку. До свидания!

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Наши имена»Детско-родительский проект «Наши имена» Работая над темой право на имя я предложила родителям принять участие в детско – родительском проекте «Наши имена» В родительских уголок.

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Наши имена» в группе для детей 6–7 лет
Опубликовано: 27 июня 2014 в 14:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД