МААМ-картинки

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения у старших дошкольников

Александра Лукьянова
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста

Для того чтобы определить способы профилактики детской агрессивности в старшем дошкольном возрасте, необходимо проанализировать подходы ученых к определению понятий «агрессия», «агрессивность», ее природу и возрастную динамику.

Публикация «Педагогические условия профилактики агрессивного поведения у старших дошкольников» размещена в разделах

С учетом целей, мотивов агрессивного поведения Л. Берковиц определяет агрессию как «вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» [2,С. 32]. Робертом Бэроном агрессия рассматривается как «поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения» [4,С. 53]. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [21, С. 10].

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к :

1. Врожденным побуждениям и задаткам;

2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. Познавательным и эмоциональным процессам;

4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Согласно теории влечения, основоположником которой является Зигмунд Фрейд, агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

Эволюционный подход к изучению данной проблемы К. Лоренца позволил автору утверждать, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется выше описанным, так как агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории:

• Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

Агрессия всегда является результатом фрустрации.

А. Бандурой была предложена теория социального научения, согласно которой агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. По-мнению ученого, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов [1] :

1. Способов усвоения подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих их появление;

3. Условий, при которых они закрепляются.

Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения и может быть ослаблена с помощью процедур [устранение условий]. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения и дает гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.

Агрессивность Л. Берковиц рассматривает как «относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в самых разных ситуациях» [2, С. 44]. Агрессивность - это предрасположенность к агрессивному поведению и проявляется в готовности человека атаковать того, кто не нравится. Агрессивным людям часто кажутся угрозы со стороны окружающих. Все три проанализированные понятия тесно взаимосвязаны.

В исследовании С. Ф. Сироткина дается следующее определение агрессивности : «…агрессивность – комплексное свойство психики, связанное с разрушением объекта» [25, С. 7-8]. С. Л. Соловьева рассматривает агрессивность как «… системное социально- психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее при этом, в зависимости от воздействующих биологических, психологических и социальных факторов, конструктивный (социализированный) или дезадаптивный (деструктивный, дефицитарный) характер» [ 25 ] .

По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий : [ 4 ]

• Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).

• Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).

• Вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение).

• Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).

• Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).

• Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются : повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому - то, причинении вреда.

Агрессия может быть направлена на: [4, с. 16]

• окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников,

• близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку,

• животных (птиц, кошек, насекомых,

• себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей,

• внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества,

• символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия, так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия.

Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

• причинение боли жертве, её страдания;

• месть за перенесенное страдание;

• причинение ущерба;

• доминирование, власть над другим человеком;

• получение материальных благ;

• аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

• самоутверждение [повышение самооценки, сохранение самоуважения];

• защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

• отстаивание автономии и свободы;

• завоевание авторитета в группе сверстников;

• удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

• привлечение внимания.

Важную роль в профилактике и коррекции детской агрессивности имеет знание его возрастной динамики. Всех взрослых волнует вопрос: когда начинает проявляться агрессия? По мнению таких ученых, как Й. Раншбург, П. Поппер, Д. Фонтана, И. А. Фурманова и других агрессивные действия можно наблюдать с самого раннего возраста.

В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью[22,35, 37].

Согласно Б. Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Как отмечает Е. Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей. Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к маленькому брату или сестре.

Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже есть несъедобное. Эти действия они осуществляют импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание ногтей, губ. Пик неуступчивости в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности на 3 года. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться с со своими страхами он прибегает к защитно – агрессивному поведению. Другим способ преодоления страха может стать направление агрессии на себя. Аутоагрессия проявляется по – разному, например, в саморазрушительных фантазиях или идеях самонаказания [12, С. 69].

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М. Д. Лисина, В. С. Мухина, Л. Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого. Характерной особенностью протекания агрессивных действий является их кратковременный характер, дети не могут в раннем возрасте долго сердиться. Формы проявления агрессии становятся разнообразнее и носят символический характер: нытье, фырканье, упрямство [19].

Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.

По мнению С. А. Завражина [25], что ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

Проявление агрессивности в младшем дошкольном возрасте совпадает с кризисом трех лет. Э. Клер в работе “О личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т. е. реакция на свое собственное решение.

Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.

Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности.

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними,”- отмечал Л. С. Выготский [6].

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка [41].

А. Фромм [37], указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.

Ученые утверждают, что до 5–6 лет проявления детской жестокости не являются выразителем его чувств и объясняет это проявлением эго-центричности. До 5–6 лет ребенок не осознает, что окружающие чувствуют боль также как и он.

К шести-семи годам происходит смена форм агрессии : частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм [оскорбление, борьба].

Таким образом, краткий анализ теорий, объясняющих природу агрессивности, позволяет сделать следующие выводы:

• проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

агрессивность как комплексное свойство психики связанно с разрушением объекта и формируется в процессе социализации личности и приобретает, в зависимости от воздействующих биологических, психологических и социальных факторов, конструктивный [социализированный] или дезадаптивный [деструктивный, дефицитарный] характер.

агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна»Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна» Конспект урока безопасного поведения «Осторожно - волна!» Программное содержание: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия профилактики агрессивного поведения у старших дошкольников
Опубликовано: 21 октября 2022 в 05:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия профилактики агрессивного поведения у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Александра Лукьянова (УИ 609829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД