Татьяна Сапижко
Научно-исследовательский проект «Почему предметы падают на Землю»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
2.1 Сила земного притяжения
2.2 Реализация проекта «Почему все предметы падают на Землю»
III. Практическая часть
3.1 Опыт№1 «Кометы и метеориты»
3.2 Опыт№2 «Всё падает на Землю»
3.3 Опыт№3 «Действие силы притяжения на Луну»
IV. Заключение
Гипотеза: Можно предположить, что знания полученные детьми в ходе проекта, вызовут у детей интерес узнавать что - то новое о нашей планете Земля, сформируют стремление беречь и заботиться о нашей планете на которой есть жизнь.
Методы реализации проекта:
Публикация «Научно-исследовательский проект „Почему предметы падают на Землю“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сбор, изучение и анализ информации по теме «Почему предметы падают на Землю»
Проведение с детьми бесед, наблюдений, НОД, познавательного досуга по теме : «Солнце и планеты».
Использование познавательно – поискового метода (Опыты)
Создание презентации по теме «Почему всё падает на Землю»
Введение
«Словно крыша над Землёй
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Ведь правда, друзья, хорошо на планете?
За всё на Земле мы с вами в ответе!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый шар голубой!»
В. Орлов.
Цель: Познакомить детей с силой природы – земным притяжением.
Обучающие задачи:
• Дать детям элементарные представления о земном притяжении. Подвести к пониманию того, что в космосе нет силы притяжения, и все предметы находятся в состоянии невесомости.
• Дать представление, чем различаются масса и вес предмета.
• Развивать мышление, любознательность, самостоятельность.
Развивающие задачи:
• Развивать мелкую и общую моторику.
• Развивать мышление, память, внимание.
Воспитательные задачи:
• Вызвать интерес и желание узнавать что – то новое.
• Воспитывать любовь к нашей планете, которая называется Земля.
Основная часть
2.1 Сила притяжения Земли
С давних времён людей интересовало всё загадочное и необъяснимое, например, почему предметы падают на Землю? Что за невидимая сила притягивает все предметы к Земле?
Предметы падают на Землю потому, что их притягивает масса Земли. Сила, которая нас притягивает к центру Земли, называется силой тяжести или гравитацией. Она удерживает нас на Земле, а спутники – на их орбитах. То, что на нас действуют силы Земли, мы замечаем не только при падении, но и в машине, когда при торможении нас бросает вперёд.
Все предметы имеют массу. Лишь в результате земного притяжения тело на Земле что – то весит: у него есть вес. Это сила, с которой предметы, т. е. масса предметов – притягиваются Землёй.
Наша планета Земля делает «тяжёлым» всё, что есть на Земле: и камень, который лежит, и подброшенный мяч, и дождинки, и снежинки, которые летят на Землю, и всех нас, стоим мы или идём по улице.
Если бы не было земного притяжения, то дома съехали бы со своих фундаментов, вода выплеснулась бы из морей и океанов, воздух мгновенно улетел бы весь в космос, - и нам нечем было бы дышать. И мы сами, если бы нас не притягивала Земля, превратились бы в космических странников, а рядом с нами летали бы слоны и бегемоты, словно пушинки.
У Земли есть спутник – Луна. Луна вращается вокруг Земли, а сила земного притяжения удерживает её. Весь секрет в движении. (Для расширения кругозора познакомить детей с планетами Солнечной системы)
Невесомость проявляется везде, где тела «не чувствуют» силы тяжести. В космосе нет силы тяжести. Когда предметы находятся в космосе, они невесомы. Иными словами, они словно «летают». То же происходит и с космонавтами, и поэтому, космонавты одевают скафандры. Это специальная одежда космонавтов для выхода в открытый космос. Выходы в космос – это совсем не лёгкая прогулка. Скафандр – машина посложнее автомобиля. В скафандр встроена, например, система для подачи воздуха, чтобы можно было дышать. А нам на Земле не надо об этом думать. Мы просто дышим и всё.
Планета Земля – чудесная планета! Наша планета – единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. А всё из – за того, что атмосфера Земли заметно отличается от той, что на других планетах. В ней есть свободный кислород, за счёт которого мы можем дышать.
Земля – единственная планета, на поверхности которой есть вода. Это означает, что здесь могут жить люди, растения и животные.
Земля – планета жизни!
Ни на одной другой планете признаков жизни пока не обнаружено.
2.2 Реализация проекта «Почему все предметы падают на Землю»
Совместная деятельность педагога с детьми.
Цель: Вызвать у детей желание узнавать что – то новое. Заинтересовать детей и помочь им понять, чем различаются вес, масса и плотность предмета.
• Рассматривание книг, энциклопедии о космосе.
• Чтение художественной литературы : Н. Носов «Незнайка на Луне», «Фантазёры», отрывки из книги «Почемучки», «Летающие звёзды».
• Сюжетно – ролевые игры «Космонавты», «Исследователи на Луне».
• Дидактические игры : «Летает – не летает», «Так – не так», «Кто знает, тот дальше продолжает» (название планет, «Хорошо – плохо».
• Физкультурно – оздоровительная деятельность: игры, аттракционы, соревнования. «Зарядка космонавтов», «Чья комета улетит дальше», «Прыжки на Луне» и т п.
• Изобразительная деятельность (Рисунки по замыслу)
• Конструирование («Космический корабль», «Луноход», «Летающая тарелка», работа по схемам.)
• Ручной труд («Кометы и метеориты», «Самолёт»(Оригами)
• Создание проблемных ситуаций. «Что было бы….»
• Экспериментирование в лаборатории «Знайки»
Самостоятельная деятельность детей
• Работа с литературой (Рассматривание книг, журналов)
• Рассматривание глобуса – уменьшенной модели огромной Земли
• Разные виды игр (дидактические, развивающие, подвижные)
• Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, ручной труд)
• Двигательная активность
• Экспериментирование в лаборатории «Знайки»
Взаимодействие с семьёй
• Предложить родителям принять участие в проекте «Почему всё падает на Землю» и сообщить цель.
• Объяснить, почему спутник Земли – Луна не падает на Землю. Дать представление о том, что наша планета Земля единственная в Солнечной системе, на которой есть жизнь. (На нашей планете есть свободный кислород, за счёт которого мы можем дышать).
• Предложить родителям выполнить вместе с детьми следующие задания:
• Нарисовать вместе с детьми рисунок
• Тема: «Чудесная планета – Земля» или «Если бы не было земного притяжения…»
• Сочинить небылицу или небольшую сказку по картинке.
Результат проекта:
• Оформление доклада в форме презентации
• Выставка детских рисунков на тему «Чудесная планета Земля».
• «Мы почемучки и следопыты»
• Форма проведения: Викторина – спор.
Практическая часть
3.1 Опыт №1 «Метеориты и кометы»
Цель: Выяснить различие массы и веса предмета.
Оборудование: Маленькие мешочки из капрона, синтепон, крупа, опилки, песок, ленточки разных цветов.
Теоретические знания о кометах: В космосе есть и хвостатые странники – кометы. Они немного похожи на гигантские снежинки. И состоят из смеси пыли и льда. Когда комета приближается к солнцу, то лёд начинает таять, и образующая при этом пыль и газ формирует длинный яркий хвост.
Ход эксперимента:
1. В ходе эксперимента выяснить различие веса и массы. (Наполняем мешочки различными материалами)
2. Завязываем мешочек и привязываем ленточки на «хвостике» мешочка. Готово! Запускаем кометы в космос!
Вывод: Чем больше масса предмета, тем больше сила притяжения. Комета с песком приземляется быстрее, чем комета с перьями.
3.2 Опыт №2 «Всё падает на Землю»
Цель: Показать детям, что все предметы падают на Землю. Проверить, что быстрее падает на Землю: пластмассовый или пластилиновый шарик, комок бумаги или листок бумаги.
Оборудование: Предметы разной, формы, объёма, плотности (подбрасываем вверх: листок бумаги и комок бумаги, пластмассовый шарик и пластилиновый и др.)
Ход эксперимента:
Подбрасывать предметы вверх.
Вывод: Все предметы падают на Землю (действует сила притяжения)
3.3 Опыт № 3 «Действие силы притяжения Земли на Луну»
Цель: Показать на примере как «нить» Земли удерживает Луну. Выяснить в ходе эксперимента, как «нить» Земли удерживает Луну.
Оборудование: Ластик крепко привязываем ниткой.
Ход эксперимента:
Держим конец нити крепко в руке. Готово! Теперь нужно хорошенько раскрутить ластик.
Вывод: Земля держит Луну силой притяжения.
Заключение:
В ходе реализации интегрированного проекта «Почему всё падает на Землю» дети не только усваивали знания в интересной и привлекательной практической деятельности, но и учились понимать и оценивать природные процессы, задавали много вопросов.
Принцип интеграции познавательно-исследовательской и художественной деятельности, изменение развивающей среды помог объяснить детям загадочную силу природы – силу земного притяжения, гармонично обеспечил расширение кругозора и формирование целостной картины мира детей.
Литература
1. «Большая книга экспериментов». Под ред. Антанеллы Мейяния. - М. :ЗАО «Росмен- Пресс», 2012.-264- с.
2. Ярошенко Н. Ридерз Дайджест «Большая иллюстрированная энциклопедия»
3. «Почемучки» С. Михалков.
4. Моя первая энциклопедия «Что. Когда. Почему».