Папки-передвижки

Научно-методическая разработка «Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе» (часть I)

Любовь Вымолова
Научно-методическая разработка «Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе» (часть I)

часть 2

часть 3

Актуальность: в педагогике проблемам воспитания и образования, а так же роли в нем родителей отводится значимое место (Куликова Т. А., Овчарова Р. В., Роботова А. С. и др.). Семья является первым и наиболее значимым воспитательным институтом в жизни человека. Родитель, который успешно выполняет функцию воспитателя, оказывает огромную помощь обществу, государству.

Публикация «Научно-методическая разработка „Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе“ (часть I)» размещена в разделах

Современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Островская Л. Ф., Тимошенко Л. Н., Дружинин В. Н., Панкова А. Н., Мид М., Коган В. Е. и др., продолжают рассматривать роль семьи в воспитании и обучении ребенка, в подготовке его к будущей жизни.

В современной науке широко изучается готовность к школе ребенка, этому посвящено много исследований. Например, работы Айзмана Р. И., Венгера Л. А., Волкова Б. С., Гуткиной Н. И., Эльконина Д. Б. и др. Однако сегодня нужно говорить о готовности семьи к началу регулярной образовательной деятельности ребенка. В таком контексте проектирование программы по подготовке родителей к обучению их детей к школе приобретает особое значение. Неготовность родителей к обучению их детей к школе является серьезным фактором, так как все усилия педагогов могут сойти на нет из-за отсутствия поддержки семьи, либо неадекватных установок родителей. Специальных исследований, посвященных подготовке родителей, недостаточно. Это и обусловило выбор темы: «Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе»

Цель: разработать программу формирования педагогической готовности родителей к обучению их ребенка к школе и апробировать её на практике.

Гипотеза: процесс педагогической подготовки родителей к обучению их детей в школе будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:

- если будет определен уровень педагогической готовности родителей к обучению их детей в школе;

- если подготовка родителей будет осуществляться по специальной программе.

Задачи:

1) Провести анализ теоретических источников и уточнить понятие «педагогическая готовность родителей»;

2) Провести диагностику родителей для определения их педагогической готовности;

3) Разработать и реализовать программу по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе;

4) Проанализировать результаты программы;

5) Разработать методические рекомендации по подготовке родителей к обучению их детей в школе.

Теоретико-методологическую основу составили научные работы, изучающие процесс подготовки ребёнка к школе и роль семьи в образовании и развитии ребёнка. Это работы Айзман Р. И., Венгера Л. А., Волкова Б. С., Гуткиной Н. И., Жаровой Г. Н., Каменской В. Г., Марцинковской Т. Д., Эльконина Д. Б. и других по подготовке ребенка к школе. А также работы Гаспаряна Ю. Л., Зверевой О. Л., Лунькова А. И., Фримена Д., Хоменко И. А., Целуйко В. М. и других по вопросам влияния родителей на образование детей.

В ходе осуществления научно-методической разработки использованы методы научного исследования : теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме, проектирование, включенное наблюдение, анкетирование, беседа, обсуждение, метод диагностических заданий.

База: государственное образовательное учреждение школа № 325 Фрунзенского района СПб; государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Невского района СПб детский сад № 120 и № 131; начальные школы-детские сады и детские сады-школы разных районов СПб, а также Интернет-форумы родительских сайтов («Сайт ростовских мам»; «Littleone» - Для Питерских родителей; «Ваше чадо» - Сайт для петербургских родителей).

Практическая значимость состоит в разработке программы и методических рекомендаций по подготовке родителей к обучению их ребенка в школе.

Область применения. Материалы могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений и специалистов, работающих с семьей, а также использоваться на психолого-педагогических конференциях; педагогических чтениях; городском фестивале педагогических идей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Этапы работы по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе

I. Изучение уровня готовности родителей

II. Определение волнующих вопросов родителей по обучению их ребенка в школе

III. Проектирование формирующей программы

IV. Реализация формирующей программы

V. Диагностика результативности формирующей программы

VI. Рекомендации педагогам по работе с конкретными родителями

Пояснительная записка к образовательной программе для родителей

Обобщив данные теоретического анализа научной литературы, получив результаты анкетирования, был сделан вывод о том, что родители нуждаются в такой программе, которая отвечала бы их запросам, помогла бы решить те проблемы, которые возникают у них с началом учебного обучения. В связи с этим мною была разработана формирующая программа «Педагогическая готовность родителей к обучению их ребенка в школе» для родителей воспитанников старшей группы «Капелька» детского сада №120 Невского района города Санкт-Петербурга.

Представим основные идеи, на которых строилась программа, цели и задачи, педагогические принципы, содержание программы.

Ценности, на которых базируются программа – это уважение прав каждого участника образовательного процесса, гуманистическая направленность воспитания, творческая реализация личности, ее самоактуализация (А. Маслоу).

Главными идеями, положенными в основу программы для родителей, являются следующие:

1. Идея единства приоритетных ценностных ориентиров: ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности, нравственности, творчества, развития, открытости.

2. Идея сотрудничества. Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность педагогов, родителей и детей.

3. Идея динамичности, гибкости в поиске новых форм и средств в реализации задач воспитания детей, создание условий для достижения ими определенного уровня образованности.

4. Идея прогностичности: родители должны понимать, что в воспитании детей необходимо руководствоваться более далекими перспективами, чем простое обучение ребенка.

Цель программы: повышение качества социализации ребенка и уровня педагогической готовности и компетентности родителей.

Задачи программы:

- выявление уровня педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе;

- систематизация имеющихся и приобретение новых знаний родителями в области педагогики;

- знакомство родителей с образовательными программами в начальной школе;

- обучение родителей наиболее продуктивным способам взаимодействия с ребенком;

- анализ правильности собственных действий по воспитанию и образованию своих детей.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

1. Принцип добровольности.

2. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала.

3. Принцип индивидуального подхода: учитываются индивидуальные особенности участников и контекст ситуации.

Создавая программу, были задействованы различные источники, такие как: книги, журналы, газеты, Интернет – источники.

Организационно – педагогические подходы к реализации программы.

Все проводимые занятия основаны на сотрудничестве. Педагог (воспитатель) не только информирует родителей, но и обращается за советом к ним, они вместе устанавливают связи, намечают пути решения имеющихся педагогических задач.

Методика проведения занятий заключается в использовании различных приемов обучения : беседа, интерактивная лекция, семинар-практикум. После проведения занятия в группе проводятся индивидуальные консультации.

Родители выступают как непосредственные участники образовательного процесса.

Организационные аспекты реализации программы:

Образовательная программа для родителей рассчитана на 16 аудиторных часов.

Программа предназначена для родителей детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) и рассчитана на 1 учебный год.

Период освоения программы: 1 учебный год (сентябрь – май).

Число участников определяется на основании принципа добровольности. Как правило, это примерно до 12 человек.

Занятия проводятся 1 раз в месяц согласуя с заведующим образовательного учреждения.

Продолжительность занятий – 1-3 часа (с учетом индивидуальных консультаций).

Ведет занятия воспитатель или специалист образовательного учреждения.

Материальное и методическое обеспечение: занятия проводятся в группе.

Ожидаемые результаты освоения программы.

После освоения данной программы ожидается сближение позиции семьи и детского сада, родителей и ребенка, повышение воспитательного потенциала семьи, более гармоничное развитие личности детей и их социализации, от повышения уровня педагогической готовности родителей будет зависеть готовность и ребенка, его более эффективная школьная адаптация.

По окончании освоения программы, родители пишут отзывы о занятиях, отмечают сильные и слабые стороны, что понравилось, над чем надо поработать, предложения и пожелания к следующей программе.

Замечания слушателей служат основой для коррекции образовательной программы, которая может быть реализована со следующей группой родителей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Октябрь месяц. Тема занятия: «Роль семьи в образовании ребенка».Форма работы :интерактивная лекция. Количество часов - 2

2. Ноябрь месяц. Тема занятия: «Какую школу выбрать для своего ребенка.Форма работы :интерактивная лекция. Количество часов - 2

3. Декабрь месяц. Тема занятия:«Современные образовательные программы в начальной. Форма работы :интерактивная лекция. Количество часов - 2

4. Январь месяц. Тема занятия:«Способы подготовки ребенка к школе» .Форма работы :интерактивная лекция. Количество часов - 2

5. Февраль месяц. Тема занятия:«Собираем портфель!». Форма работы : семинар-практикум. Количество часов - 2

6. Март месяц. Тема занятия:«Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий".Форма работы :семинар-практикум. Количество часов - 3

7. Апрель месяц. Тема занятия:«Как помочь ребенку справиться с эмоциями?».Форма работы : семинар-практикум. Количество часов - 3

Общее количество часов: 16

Содержание формирующей работы будет опубликовано во 2 части (продолжение)

Публикации по теме:

Подготовка детей к школе Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Предполагается, что грамотная подготовка ребенка к.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-методическая разработка «Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе» (часть I)
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 05:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД