Татьяна Бабетова
Этапы проведения и реализации проекта «Юные барабанщики»
Этапы проведения и реализации проекта.
1. Вводный.
В течение августа – сентября 2020 года:
• была выбрана тема проекта, обозначена проблема;
• изучены материалы по вопросу начального обучения игре на малых барабанах;
• подобран методический материал для обеспечения проекта;
• составлен план работы.
2. Организационный.
Средние группы.
Месяц Мероприятие Программное содержание, цели и задачи музыкально-тематических бесед и деятельности, осуществляемой в повседневной жизни детей
Развитие чувства ритма Строевая подготовка Музицирование
Публикация «Этапы проведения и реализации проекта „Юные барабанщики“» размещена в разделах
Сентябрь Музыкальная гостиная «Послушаем кукушку и дятла» Игры с игрушками. Игры с картинками.
Игры «Паровоз», «Наши гости», «Разрезные картинки».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 14-15/ Умение самостоятельно перестраиваться из круга врассыпную и обратно Задачи.
Познакомить детей со звучанием «клавесина».
Воспроизвести равномерный ритм «капли дождя», замедление в конце песни
Воспроизвести равномерный ритм «стук дятла», «глиссандо» - «перелеты птиц» (такты 10,12,13,15)
Учить различать звуки по высоте. Найти звуки на инструменте.
Развивать звуковысотное восприятие.
Узнать на слух «зов кукушки». Подобрать на фортепиано и металлофоне малую терцию (соль1-мин.)
1. Слушание: Л. Дакен «Кукушка»
(грамзапись)
2. В. Кикта «Дятел»
3. М. Д. И. «Птица и птенчики»
4. Песня «Кукушка» (рус. нар. п.)
И. Арсеева
Игра с барабанчиком : «Я – ты». /Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Октябрь Развлечение «Какой дождик идёт?» Знакомство с длительностями. Долгий-короткий.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 15/ Умение построиться колонной: «по росту», «не по росту».
/«Е. Раевская, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», стр. 29/
Движение врассыпную Задачи.
Изобразить на металлофоне «дождик», на одном звуке.
Учить детей менять характер движений в соответствии с изменением темпа, динамики в 2-х частях.
Игры на развитие ритмического слуха.
1. Песня Р. Леденев «Дождь идёт».
2. М. Д. И. «Какой идет дождик»
3. Этюд «Игра с погремушками»
А. Жилин
Игра с барабанчиком : «Кап-кап, дождик» /Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Ноябрь Развлечение. Русская народная сказка «Теремок» Игра «Паровоз». Введение ритмических карточек 1 типа.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 17/ Самостоятельно строиться в круг и маленькие кружки. Ходить и бегать по кругу. Двигаться по кругу, держась за руки вправо и влево. Задачи.
Развивать желание участвовать в инсценировке, применять шумовые инструменты
Музыкальное оформление к сказке
Участие в инсценировке сказки; применение шумовых инструментов как музыкальное оформление сказки.
Игра с барабанчиком : «Под ногами листики». /Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Декабрь Развлечение «Мишкины именины» /сб. «Праздник круглый год» О. Власенко/ Разучивание песенок-попевок с ритмическими карточками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 17/ Построение в колонну по двое, по трое. Ведущих назначает воспитатель. Использование ориентиров.
Свободное построение у заранее расположенных предметов.
Задачи.
Учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов. Сопровождать игру педагога музыкальными инструментами, самостоятельно подобрать музыкальные инструменты к фрагментам музыкальных пьес.
Развивать чувство ритма, предлагать детям самостоятельно выбирать музыкальный инструмент для создания определенного образа.
Озвучивание стихотворения.
Игры «Мышка и мишка», «Летит снежок».
Речевая игра: Стихотворение «Медведь» И. Токмаковой
Игра с барабанчиком : «Топ-топ, убежали». /Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Январь Сюжетный рассказ «Зимние забавы» А. Зимина Игра «Гусеница».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 18/ Построение в шеренгу. /С помощью воспитателя, по ориентирам, самостоятельно/. Задачи.
Озвучиваем рассказ. Предложить детям подумать и подобрать самостоятельно музыкальные инструменты.
1. В. Агафонников «Сани с колокольчиками».
2. Песня «Ледяная горка» В. Рамм
Игра с барабанчиком : «Туки-тук, фонарики». /Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Февраль Тематическое развлечение «Мы – солдаты» Ритм в стихах. «Барабанщик».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 19/
Упражнения с ладошками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 20/ Построение «цепочкой» из колонны, из шеренги.
Умение строиться в круг из колонны, из шеренги, из движения «бежать врассыпную». Задачи.
Знакомить о празднике, посвященном Дню Защитника Отечества. Использование музыкальных инструментов в пении, в движении. Развивать желание принимать активное участие.
1. А. Абрамов «Марш веселых гномов»
2. «Пионеры», «Горн», «Барабан», «Марш» Л. Сидельникова
3. Песня «Барабанщик» М. Красева, «Мы – солдаты»
Ю. Слонова
Игра с барабанчиком : «Постучи в окошечко». /Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Март Беседа с элементами музыкально-двигательной деятельности «Вот он какой – марш!» Ритм в стихах. «Зайчик».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 19/
Игры с палочками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 21/ Нахождение своего места в строю.
Умение построиться колонной: «по росту», «не по росту». /Повторение/.
/«Е. Раевская, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», стр. 29/
Задачи.
Самостоятельно выбрать ударные инструменты. Воспроизвести равномерный ритм, не нарушая общего характера музыкального образа.
Самостоятельно выбрать инструменты в зависимости от тембровых красок пьесы. Воспроизвести равномерный ритм.
Воспроизвести равномерный ритм, согласуя звучание с динамическими оттенками пьесы. Подобрать на фортепиано и металлофоне чистую кварту (сигнал трубы).
1. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
2. В. Ребиков «Игра в солдатики»
3. М. Д. И. «Звоночки» А. Зимина,
«Узнай какой инструмент звучит»
А. Зимина
4. Игровое упражнение: «Барабан и погремушка» А. Зимина
Апрель Развлечение
«Лесные зверушки». Ритм в стихах. «Колобок».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 20/
Игры с палочками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 21/ Повороты «налево», «направо», «кругом» переступанием на месте.
Построение в колонну по двое, по трое. Ведущих назначает воспитатель. Использование ориентиров.
/Повторение/
Задачи.
Развитие ритмического восприятия. Слушание ритмического рассказа и воспроизводить ритм с ускорением и замедлением.
Учить детей различать тембры звучания инструментов - барабана, бубна, погремушки.
1. Пальчиковая игра «Обезьянки»
2. Муз. дидактичсекая игра «Прогулка» Н. Кононова
3. Игра «Лесные зверушки»
А. Зимина
Игра с барабанчиком : «Постучи в окошечко». /Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Май Кукольный спектакль «Уточка и дудочка» Ритм в стихах. «Наша Таня».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 20/
Игры с палочками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 21/ Повторение игр-упражнений на перестроения. Задачи.
Заинтересовать детей просмотром. Активное участие в действиях спектакля. В конце спектакля игра в оркестре.
Повторение всех игр с барабанчиками.
/Г. Николаева «Пять весёлых барабанов»/.
Старшие группы.
Месяц Мероприятие Программное содержание, цели и задачи музыкально-тематических бесед и деятельности, осуществляемой в повседневной жизни детей
Развитие чувства ритма Строевая подготовка Музицирование
Сентябрь «Осенняя сказка».
Речевая игра с музыкальными инструментами. Игры с игрушками. Игры с картинками.
«Разрезные картинки».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 25/ Умение самостоятельно строить круг из движения врассыпную.
Ходить по кругу парами, соблюдая расстояние между парами.
/С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина «Музыка и движение. 5-6 лет»/.
Построение в несколько кругов у пособий.
Задачи.
Развивать навыки музицирования у детей на детских музыкальных инструментах; закреплять музыкально-ритмические движения в танце.
Озвучиваем рассказ. Предложить детям подумать и подобрать самостоятельно музыкальные инструменты.
Октябрь Сюжетный рассказ
«В гостях у волшебного гнома». Взаимосвязь долгих и коротких звуков.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 26/
Стихи и палочки. «Рак».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 21/
Повторение материала по колоннам и шеренгам, усвоенным в средней группе.
Движение в шеренге вперёд по 6-7 человек.
/«Е. Раевская, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», стр. 29/
Задачи.
Развивать способности игре на детских музыкальных инструментах (знакомить детей с нетрадиционными музыкальными инструментами, их особенностями, их звучанием).
Воспитывать
-интерес к играм, умение выполнять коллективные действия;
- организованность, доброжелательное отношение к окружающим.
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к сверстникам, к самому себе.
Ноябрь Развлечение с элементами театрализации и свободного музицирования «Как коза себе избушку построила». Знакомство с паузой.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 27/
Стихи и палочки. «Бегемот».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 22/
Повторение материала по колоннам и шеренгам, усвоенным в средней группе.
Построение в шахматном порядке. Задачи.
Декабрь Развлекательная программа «Давайте поиграем!» с использованием игр по программе "Элементарное музицирование".
Стихи и палочки. «Цапля».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 22/
Ритм в музыкальных произведениях: двухчастная форма.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 24/ «Змейка».
/«Е. Раевская, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», стр. 30/
Умение самостоятельно строить круг из движения врассыпную.
Ходить по кругу парами, соблюдая расстояние между парами.
/С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина «Музыка и движение. 5-6 лет»/.
Построение в несколько кругов у пособий.
Задачи.
Закрепить знание детей об оркестре.
Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры.
Вовлекать детей в стихийное музицирование с использованием пения, звучащих жестов, музыкальных инструментов.
Формировать образно – ассоциативное мышление.
Январь Стихи и палочки. «Ночь».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 23/
Ритм в музыкальных произведениях: двухчастная форма. «Смешинка».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 24/ «Сцепление в парах».
/«Е. Раевская, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», стр. 30/
Двигательно-ритмическая композиция с предметами.
Задачи.
Февраль Развлечение «Прийти на помощь» Игры с ладошками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 31/
Взаимосвязь долгих и коротких звуков. Повторение.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 26/
Построение «цепочкой» из колонны, из шеренги.
Умение строиться в круг из колонны, из шеренги, из движения «бежать врассыпную». Задачи:
Развитие ритмико-интонационных способностей детей посредством сочетания движения, слова и музыки.
Использование двигательных, ритмических, фонопедических упражнений.
Работа в команде.
Март Развлечение «Какое настроение у весны?» Игра «Гусеница»
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 18/
Игры с ладошками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 31/
Игры с палочками по кругу.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 32/
Нахождение своего места в строю.
Умение построиться колонной: «по росту», «не по росту». /Повторение/.
/«Е. Раевская, Г. Соболева, З. Ушакова «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», стр. 29/
Задачи.
Развивать
эмоциональную отзывчивость, воображение, умение высказывать свои впечатления; выразительность исполнения, чувство ритма, внимание, навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу.
Апрель Ритм в стихах. «Колобок».
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 20/
Игры с палочками.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 21/ Повороты «налево», «направо», «кругом» переступанием на месте.
Построение в колонну по двое, по трое. Ведущих назначает воспитатель. Использование ориентиров.
/Повторение/
Двигательно-ритмическая композиция с предметами.
Задачи.
Май КВН «Знатоки музыки». Стихи и палочки. «Башмачок». 2 варианта.
/И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм», стр. 33/
Повторение игр-упражнений на перестроения, музыкально-ритмических композиций с предметами. Задачи.
Учить детей различать группы музыкальных инструментов.
Закрепить понятия оркестр и дирижер.
Продолжать развивать творческие способности детей через исполнительскую деятельность.
Уметь действовать в команде.
Подготовительные группы.
Месяц Мероприятие.
Цикл бесед. Программное содержание, цели и задачи музыкально-тематических бесед и деятельности, осуществляемой в повседневной жизни детей
Практическая работа по овладению техникой игры на барабане. Строевая подготовка Восприятие.
«Какой разный марш!»
Цикл бесед направлен на развитие представлений у детей о марше, как одном из жанров классической музыки.
Сентябрь Беседа 1.
Военные марши.
/«Генерал идет» муз. В. Гаврилина/.
Работа над упражнениями и этюдами:
• упражнения на расслабление кистей рук, локтевого сустава и предплечья с барабаном и с барабанными палочками в руках;
• правильное положение рук и палочек во время игры на барабане и вне игры;
• одиночные удары, «двойка», «дробь»; Разучивание /повторение/ и исполнение команд.
Разучивание команд:
«Равняйся!»;
«Смирно!»;
«Равнение направо!»;
«Вольно!»,
«Готовься!»;
Повороты:
«Направо»;
«Налево»;
«Кругом».
Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Октябрь Беседа 2.
Военные марши.
/«Маленький командир» муз.
Майкапара/.
Работа над упражнениями и этюдами:
• усиление и угасание ударов;
• разучивание не сложных ритмов: на 2-4 счета.
Упражнения с палочками:
• свечка;
• перекладина;
• петли, петли двумя руками;
• перекидывание палочек партнерам. Совмещение выстукиваемого ритма со строевым шагом по кругу, по квадрату, линиями, колонами. Вращения линиями по 2 человека. Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Ноябрь Беседа 3.
Военные марши.
/«Военный марш» муз.
Г. Свиридова/. Работа над упражнениями и этюдами:
• упражнения на расслабление кистей рук, локтевого сустава и предплечья с барабаном и с барабанными палочками в руках;
• правильное положение рук и палочек во время игры на барабане и вне игры;
• одиночные удары, «двойка», «дробь»;
Движения и перестроения с барабанами.
Разучивание движений и перестроений, направленных на развитие координации движения, воспитание сценической культуры:
• Основной шаг.
• Движение с барабанами.
• Перестроение в ряду. Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Декабрь Сказочно-фантастические
марши.
«Любовь к трём апельсинам»
муз. С. С. Прокофьева.
Марш из балета «Щелкунчик» муз. П. И. Чайковского.
Работа над упражнениями и этюдами:
• усиление и угасание ударов;
• разучивание несложных ритмов: на 2-4 счета.
Упражнения с палочками:
• свечка;
• перекладина;
• петли, петли двумя руками;
• перекидывание палочек партнерам.
Движения и перестроения с барабанами.
Разучивание движений и перестроений, направленных на развитие координации движения, воспитание сценической культуры.
Перестроение в фигуры:
• расческа;
• коробочка;
• квадрат Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Январь Сказочно-фантастические
марши.
Марш деревянных солдатиков» муз. П. И. Чайковского.
«Марш Черномора» муз.
М. И. Глинки.
Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.
Разучивание движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:
• «Москва майская»;
• Марш «Славянка».
Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.
Разучивание движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:
• «Москва майская»;
• Марш «Славянка». Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Февраль Траурные, печальные марши.
«Похороны куклы» муз. П. И.
Чайковского.
«Марсельеза» муз. Ф. Шопена. Отработка отдельных частей и целого номера.
• Соединение всех танцевальных движений и элементов в единый номер.
• Отработка синхронности звучания без передвижений.
• Отработка четкости и ритмичности построений и перестроений. Отработка отдельных частей и целого номера.
• Соединение всех танцевальных движений и элементов в единый номер.
• Отработка синхронности звучания без передвижений.
• Отработка четкости и ритмичности построений и перестроений. Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Март Праздничные марши.
«Свадебный марш»
муз. Мендельсона.
Отработка отдельных частей и целого номера.
• Соединение всех танцевальных движений и элементов в единый номер.
• Отработка синхронности звучания без передвижений.
• Отработка четкости и ритмичности построений и перестроений. Отработка отдельных частей и целого номера.
• Соединение всех танцевальных движений и элементов в единый номер.
• Отработка синхронности звучания без передвижений.
• Отработка четкости и ритмичности построений и перестроений. Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Апрель Праздничные марши.
«Праздничный марш»
муз. Е. Тиличеевой.
Подготовка к концертной деятельности.
Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за кулисами.
Социальная практика. /Выступления/.
Подготовка к концертной деятельности.
Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за кулисами.
Социальная практика. /Выступления/.
Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
Май Праздничные марши.
«На параде» муз. И. Жванецкого. Социальная практика. /Выступления/. Социальная практика. /Выступления/.
Задачи:
-познакомить детей с маршем, как жанром музыки; особенностями
различных его видов;
- расширить музыкальный кругозор детей;
-развивать навыки анализа музыкальных произведений;
- воспитывать интерес к слушанию торжественных, скорбных, шуточных, сказочно-фантастических, военно-строевых маршей
-вызвать патриотические чувства на основе ознакомления маршей русских композиторов.
3. Обобщающий.
Средние группы. Кукольный спектакль «Уточка и дудочка» / Активное участие в действиях спектакля. В конце спектакля игра в оркестре/. Май.
Старшие группы. КВН «Знатоки музыки». /По материалам строевой подготовки, игр на развитие ритма, ритмических игр с барабанами. Проверка навыков музицирования/. Май.
Подготовительные к школе группы. Участие в праздничных мероприятиях, посвящённых годовщине победы в Великой Отечественной войне ансамбля барабанщиков. Исполнение маршей «Прощание славянки», «Москва майская». /Апрель-май.