Лучший педагог года

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» (14 фото)

Екатерина Лаврентьевна Глубоковских
Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств»

дошкольное отделение

Название проекта : «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»

По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

По количеству участников: групповой, семейный.

Характер контактов: среди детей одной группы.

Публикация «Проект „Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа“» размещена в разделах

По продолжительности: среднесрочный (сентябрь-ноябрь 2016г)

Заявитель: дети старшей группы № 6

Автор проекта : воспитатель старшей группы №6 Глубоковских Е. Л.

2016 год

Проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Актуальность темы:

Вхождение Крыма в состав России.

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Ей придается большая значимость проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему. В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, формирование у детей представлений об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Причины: Не достаточно материалов, мало внимания дома, мало внимания уделено в программе в д/с.

Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок

Задачи: Определила в работе с детьми следующие задачи:

1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

2. Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.

3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

8 Подобрать материал, создать картотеку игр, стихов, произведений. Организовать праздник, мини музей.

Проблема, целеполагание-организационный этап

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Этапы проекта

1. Организационный.

- (с 01 по 15 сентября 2015г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».

- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

- Анкетирование родителей.

- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

- Предложить родителям создать проект : «Традиции и быт русского народа»

-Дети - вхождение в проект, момент удивления.

-Родители - вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Планирование деятельности.

(с 16 сентября по 20 ноября 2015 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

1. Педагог- изготовление пособий для проекта.

- Занятия в соответствии с планом.

- Беседы: «Как жил русский народ в давние времена», «Народное творчество русского народа», «Как люди раньше отдыхали?»

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Слушание классической музыки.

- Слушание русских народных песен.

- Просмотр видеосюжетов, презентаций.

- Экскурсия в русскую избу.

- Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков,

- Изготовление игр, подбор имеющихся игр.

- Обучение через подвижные, пальчиковые, дидактические игры, стихи, загадки.

2. Дети-разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

3. Родители-ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданию воспитателей, изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр.

3. Заключительный

(с 20 по 31 ноября 2015 г.)

– обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

- Мониторинг.

- Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родтелями.

- Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»

- Выпуск информации на сайт

- Презентация проекта

Паутинка проекта по образовательным областям.

План осуществления проекта (основной этап)

Ожидаемый результат:

Высокий уровень

- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества

- знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

Средний уровень

- знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи

- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни

- знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них

- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них

- знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

Низкий уровень

- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи

- знает народные приметы

- знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

- знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.

Продукт проекта :

1) Конспект открытого занятия. (прилагается).

2) Итог проекта.

3) Мини-музей.

4) Презентация проекта.

Диагностика детей на начало работы по проекту.

Н - низкий

С - средний

В - высокий

Диагностика детей на конец работы по проекту.

Рефлексия

Результаты на момент окончания проекта

У детей :

• дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.

• у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

• дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.

• у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

• дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.

• могут объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.

• у детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.

• Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.

Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

• Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

• В группе совместно с родителями был создан мини-музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.

• Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.

Вывод: В конце проекта «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашей группы стало итоговое мероприятие «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа» на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении предметов быта, дидактических игр, атрибутов для театрализованных игр.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

11. Список литературы:

1. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», М., Издательство «Просвещение».

2. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду», М., Издательство «Просвещение».

З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М., Издательство «Просвещение».

4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

5. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.

6. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

9. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

фотоотчет к проекту :

«Культура и быт русского народа»

В старшей группе

Воспитатель Глубоковских Е. Л.

2017 г.

Фотоотчёт

Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»

Эту избу в мини-музей для нас изготовил папа Дарины Мостовой.

Фото «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»

Внутри избы всё как настоящее.

Проект - фото

Из папье-маше мы смастерим настоящий чугунок.

Фото №1 Быт наших предков предметы быта и утварь бытом и традициями русского народа По доминирующей деятельности познавательный творческий

Из клочков бумаги можно изготовить вот такой предмет старинной утвари.

Фото №2 По количеству участников групповой семейный

Как замечательно расписывать кокошник вместе с мамой и папой.

Фото №3 Характер контактов среди детей одной группы

Учим родителей играть в народные игры.

Фото №4 Публикация Проект Знакомство детей с культурой бытом и традициями русского народа размещена в разделах Быт наших предков предметы быта и утварь Проекты

Мы играли, рисовали и немножечко устали. Нам придаст новых сил чай из самовара.

Фото №5 Актуальность темы Вхождение Крыма в состав России

Рубаху белую распишем,как будто ниточкою вышьем.

Фото №6 В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна

1 декабря к нам пришли гости и мы поделились с ними своими знаниями о русском быте и культуре.

Фото №7 Ей придается большая значимость проекте Национальная доктрина образования в Российской Федерации

На ложках играть мы тоже умеем.

Фото №8 Среди целевых ориентиров которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста указано овладение представлениями об обществе его культурных ценностях о государстве и принадлежности к нему

Барыня, барыня, сударыня барыня….

Фото №9 С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом человеком имеющим чувство Родины который любит страну в которой он родился и растет ее традиции историю культуру язык

Д/и «Изба-современный дом» мы изготовили сами. Главное не ошибиться и все предметы быта распределить по своим местам.

Фото №10 В процессе творческой деятельности основанной на изучении традиций

Юная солистка исполняет песню «Дуня тонкопряха».

Фото №11 Причины Не достаточно материалов мало внимания дома мало внимания уделено в программе в д с

Вот и закончился наш праздник, но мы будем продолжать знакомиться с русским бытом и культурой.

Публикации по теме:

Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить основу умственной жизни народа так же невозможно,.

Конспект занятия «Знакомство с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность» Программное содержание: Знакомить детей с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность. Расширять и обогащать знания.

«Ах, самовар, ах, самовар!» Знакомство детей с русскими традициями, бытом«Ах, самовар, ах, самовар!» Знакомство детей с русскими традициями, бытом Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное.

«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале .

Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят» Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»Задачи:Образовательные:Развивать потребность в самостоятельном.

Консультация для педагогов «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа» Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад №129 «Антошка» «Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями.

Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Работу над реализацией проекта осуществляла.

Проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера. Долганы» Программа дополнительного образования «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера» «Ознакомление.

Знакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х летЗнакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х лет Хочу представить Вашему вниманию пособие для знакомства детей младшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями. Содержание.

Знакомство старших дошкольников с жизнью и бытом русского народа. Мини-музей «Русская изба»Знакомство старших дошкольников с жизнью и бытом русского народа. Мини-музей «Русская изба» Совместно с родителями подготовительной группы в дошкольном учреждении был создан мини - музей "Русская изба". Дети заглянули в" бабушкин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство детей с культурой, бытом и традициями русского народа»
Опубликовано: 14 января 2018 в 13:48
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД