Виктория Титова
Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции). Но этому необходимо уделять огромное внимание, так же как и насморку и повышению температуры. Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей.
В связи с этим возникает необходимость поиска методов, техник, стабилизирующих и корректирующих психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье.
Публикация «Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, нейрографика.
Нейрографика – это инструмент решения психологических задач, проблем графическим способом.
Это графический метод творческого управления своей реальностью. Каждый работает с тем, что ему актуально в текущий момент жизни, поэтому каждая работа обладает психическим содержанием.
Решая графически задачу снятия ограничений и выравнивания психологической картины, используются линии и круги.
Нейрографическая линия – это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и которую мы ведём туда, где не ожидаем её увидеть.
Никаких навыков рисования не нужно. Просто включается мелкая моторика рук, связанная с нейронными сетями мозга. Благодаря этому нейрографический процесс рисования способен создавать новые нейронные связи в мозге и, следовательно, менять процесс мышления".
Нейрографика похожа на первозданный или упорядоченный хаос. Но при этом рисунки всегда красивы. Даже, когда человек совсем не умеет рисовать. Хорошо использовать для профилактики и коррекции тревоги и страхов, особенно связанных с результатом деятельности («боюсь сделать неправильно»). Ведь результат зависит от ребенка лишь частично и никогда не известно, что получится в итоге.
Применение нейрографики в работе с детьми дошкольного возраста может выступать как метод арт-терапии.
Для работы с нейрографикой не требуется специальное обучение. Главное правило-направлять, а не подсказывать.
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.
Использование элементов арт-терапии в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышают у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.
Рисование - это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. В условиях арт-терапии, речь идёт о спонтанных рисунках дошкольников. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку, следовательно, снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.
Создание нейрографического рисунка.
Для рисования необходимо приготовить альбомные листы для детей старшего возраста, для младших детей- можно формата А5, цветные карандаши, фломастеры, маркер тонкий чёрного цвета, гелевые ручки, мелки, то есть любой имеющийся материал. Для работы можно включить негромкую успокаивающую музыку.
этап 1 - Возьмите тонкий чёрный маркер или гелевую чёрную ручку, или карандаш в руку и положите перед собой лист. Подышите, вспомните все страхи, плохое настроение, слезы, переживания, а затем резко выместите их на бумаге (резко водите по бумаге карандашом 3—4 секунды, рисуем нейролинии).
Нейролинии должны быть не цикличного характера (повторяющегося, ритмичного, а хаотичного. Количество линий не ограничено: рисуем, сколько хочется.
этап 2 - Смотрим на лист, мы видим множество пересечений линий-сопряжений. — Их нужно сначала скруглить (убрать напряжение, а затем в пространства между ними вписать овалы или круги (гармонизируем пространство). Эту работу выполняем более тонким маркером, фломастером, ручкой, карандашом.
этап 3 - Дорисовываем линии. Нет какого-то конкретного правила, как нужно рисовать: как чувствуете, так и делайте. После того, как мы добавили линии, снова скругляем углы, которые у нас появились (сглаживаем, убираем напряжение).
этап 4 - После того как округлили свой рисунок, начинаем раскрашивать фигуры в разные цвета, какие предпочтительны в данный момент.
Затем раскрашиваем «реки».
этап 5 - Завершить рисунок обязательно нужно линиями поля.
Это нейрографические линии, которые идут через весь лист к краям листа поверх нарисованного. Спрашиваем, на что похоже, если вы видите изображение кого-либо или что либо, обведите.
В завершении получается яркий красочный рисунок, состоящий из линий и кругов.
Советы для работы с тревогой и страхом.
1. Если мы работаем в тревогой, то нейролиний чем больше, тем лучше, чтобы ребёнок выплеснул всю тревогу в их рисование. Пока хочется их рисовать-рисуйте.
2. Если работаем просто на успокоение, то нейролиний много рисовать не нужно, главный процесс будет заключаться в введении цвета и штриховке.
3. Если работаем со страхом, то с ним нужно разговаривать, используя приём «комментированного рисования». Задаём ребёнку последовательно вопросы типа:
-Где ты сейчас? (в начале рисования нейролиний)
-Где ты будешь? (помогаем закончить нейролинию)
-Давай нарисуем дорожку для смелости. Давай придумаем, какие нам понадобятся шаги (ребёнок называет и рисует дорожку из кругов и овалов: «Я буду смелым, если мама будет хвалить, если я буду хорошо есть, если папа будет помогать заниматься, если я не испугаюсь собаки и т. д.).
4. Во время работы стараемся узнать про страх ребёнка: на что он похож, какой он формы, из чего он сделан, в какой части твоего тела он сидит, доставай его, задаём вопрос страху: «Страх, зачем ты пришёл ко мне?», «Что мне сделать, чтобы ты ушёл?».
5. Если ребёнок захотел перевернуть лист- можно перевернуть. Если устал рисовать – можно не заканчивать работу, а продолжить её потом.
6. Маленьким детям надоедает закрашивать уголочки- «сопрягать», поэтому можно схитрить и спросить какие уголочки нужно сгладить, чтобы сглаживать их взрослому, пока рука ребёнка отдыхает.
По окончании работы обязательно вербализируем результат, эмоциональное состояние.