Лучший педагог года

Нейропсихологический подход в коррекции СДВГ у детей

Татьяна Архипова
Нейропсихологический подход в коррекции СДВГ у детей

ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, произвольная регуляция, нейропсихологическая коррекция.

В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относится к числу наиболее распространённых неврологических заболеваний в детском возрасте. СДВГ наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Заметнее всего проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно снижается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности уменьшаются с возрастом, то дефицит внимания только нарастает.

Публикация «Нейропсихологический подход в коррекции СДВГ у детей» размещена в разделах

В развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. У мальчиков 7 - 1 2 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. (Политика О. И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ. С. -П. : Речь, 2005)

Проявления СДВГ могут быть распределены по трё м основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивности и гиперактивности. Также значимой (хотя и не входящей в «клинические признаки») является социальная дезадаптация.

Дети с СДВГ обладают характерными нейроспихологическими особенностями развития, проявляющимися в слабости фронто-таламической системы (в которой лобные доли, получив активационные влияния от ствола

мозга, регулируют уровень активации всего мозга в целом) и (или) системы неспецифической активации (её обеспечивают стволовые структуры

мозга, ретикулярная формация). Возникает цепь неблагоприятных последствий: вторично нарушается созревание ВПФ, осложняется процесс формирования школьных навыков, возникает социальная дезадаптация разной степени выраженности. Кроме того, у детей с СДВГ снижен уровень внутриполушарных связей, в частности между лобными и височными, теменными долями.

Сочетание нейроспихологического сопровождения и медикаментозного воздействия наиболее эффективно для решения этих проблем.

Исследования вербального интеллекта у детей младшего школьного возраста с СДВГ (Депутат И. С., Старцева Л. Ф., Иорданова Ю. А. Альманах «Новые исследования». – М. : Вердана. 2009, №2 (19). С. 34-35.) показали, что по таким показателям (использовался тест Векслера, как общая осведомлённость и объём простых знаний, дети с гиперактивностью не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухоречевая память у них сформирована хуже.

Методологическую основу данной программы нейропсихологической коррекции представляют : учение А. Р. Лурии о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ (нейроспихологическая петля развития, возможности «Методики замещающего онтогенеза» Б. А. Архипова и А. В. Семенович. Методика построена как трехблоковая система, ориентирована на особенности и этапы полифункционкционального созревания головного мозга ребенка.

Первый функциональный блок, является уровнем активации, энергоснабжения и стато-кинетического баланса психических процессов (А. Р. Лурия). Он обеспечивает базис подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, которые в значительной степени составляют стиль психической и учебной деятельности ребенка.

Для оптимизации и гармонизации нейродинамического обеспечения деятельности необходимы упражнения, направленные на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Это 1)растяжки и дыхательные упражнения; 2)массаж и самомассаж, особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин; 3)глазодвигательные упражнения, позволяющие расширить поле зрения, улучшить зрительное внимание и восприятие; однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, развивающие межполушарное взаимодействие, повышающие энергетизацию организма, снижающие психоэмоциональное напряжение; 4)телесные упражнения и техники релаксации (проводятся в начале и/или в конце занятия). В качестве вспомогательных приемов рекомендуется цветомузыкальное сопровождение, ароматерапия.

Структуры и системы второго функционального блока принимают, перерабатывают и хранят сенсорную информацию, обеспечивая взаимодействия с внешним миром. Для оптимизации этого уровня, осваиваются упражнения, направленные на 1) развитие свойств внимания, памяти, восприятия (модально-специфические и неспецифические характеристики); 2) формирование пространственных представлений и отношений; 3) развитие ловкости, плавности и последовательности произвольных движений.

Морфофункциональные структуры третьего блока позволяют ребенку выстраивать собственные программы поведения (серийная организация движений, ставить перед собой цели, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь.

Префронтальные отдела мозга организуют активную сознательную деятельность, контролируют ее. У детей с СДВГ данные процессы не сбалансированы. На этом этапе оправдано применение: 1) игр по правилам и ролевых игр; 2) коммуникативных упражнений с невербальных и/или вербальным акцентированием; 3) упражнения для развития произвольности, саморегуляции, креативности, рациональности и вариативности поведения.

Дополнительно дети в группе соблюдают определенные правила и ритуалы.

Структура занятий не является жесткой, и в зависимости от приоритетов коррекции интенсивность направленного воздействия меняется, но строго соблюдается принцип «снизу вверх». Длительность курса – не менее 7-9 мес. при 1-2 занятиях в неделю с обязательным закреплением навыков в домашних условиях. Психологический смысл длительного цикла ежедневных занятий в том, что работа церебральных блоков выстраивается заново, исправляются аномально сформированные взаимодействия функциональных систем мозга, тем самым реализация психических функций становится экономичной и эффективной.

Ожидаемый результат: оптимизация нейродинамического фона протекания психических процессов, нивелирование или ликвидация проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности. На практике это проявляется в сокращении числа ошибок при уменьшении помощи со стороны взрослого и усложнении заданий, заметно повышается доля произвольной регуляции деятельности.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Игры, которые нужно включать в работу с детьми с СДВГ Консультация для воспитателей Стоп - игры Дайте задание выполнять некие действия до сигнала «стоп». Например: прыгать или ползти, пока.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Консультация для воспитателей «Ребенок с СДВГ. Как воспитателю организовать с ним работу в группе» Наверняка у многих воспитателей есть воспитанник, может даже не один, который никогда не сидит на месте, а вещи, как живые, выпрыгивают.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в коррекции СДВГ у детей
Опубликовано: 4 мая 2022 в 22:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД