Степанова Юлия
Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня развития этих качеств, то делают это чаще всего бездумно, легко изменяя свой ответ в зависимости от ситуации.
У младших школьников умственно отсталых самооценка чаще неадекватна. Правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не могут критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или чрезмерно завышают или наоборот занижают свои способности и нравственные качества. Исключительно значимым в этот возрастной период является мнение взрослого. Если оценка взрослым способностей, черт личности, поступков ребенка без достаточных на то оснований бывает положительной, то у ребенка формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка вызывают раздражение, недовольство окружающих, критику с их стороны, и он только и слышит порицания в свой адрес и упреки, то формируется неадекватно заниженная самооценка.
Публикация «Статья „Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
С возрастом самооценка становится более адекватной и говорит о развитии личности школьников. В результате коррекционных мероприятий у них проявляется умение правильно оценивать себя и результаты своей деятельности.
У умственно отсталых детей с возрастом оценка своих интеллектуальных возможностей становится более реалистичной. По мере взросления и расширения социального опыта у многих умственно отсталых старшеклассников возрастает осознание собственного дефекта.
Доброжелательность, гуманность, учителя, воспитателя - одно из условий формирования позитивной самооценки умственно отсталых детей. Знание психологических особенностей школьников с отклонениями в развитии, особенно таких важных личностных образований как самооценка и уровень притязаний, позволит понять педагогам, воспитателям и психологам как сильные, так и слабые стороны школьников разного возраста и обеспечить на этой основе их более эффективную социальную адаптацию и реабилитацию.
Для коррекции и компетентной помощи школьникам в развитии адекватной позитивной самооценки и уровня притязаний необходимо следующее:
- проведение различных психологических тренингов и ролевых игр, разнообразных занятий, направленных на коррекцию самооценки и уровня притязаний в разном возрасте ;
- важен учет в педагогическом процессе педагогами и воспитателями уровня самооценки и уровня притязаний детей;
- специалистам (психологам, социальным педагогам) следует проводить специальные лекции, семинары для родителей, на которых обсуждались бы вопросы психолого-педагогического характера в доступной форме, раскрывалась бы роль родителей, семьи в целом в формировании и развитии личности детей и подростков;
- нужно как можно чаще организовывать выставки работ учащихся и другие мероприятия, на которых каждый отдельный ребёнок мог бы оценить свою работу и себя;
- необходимо вовлекать в общешкольную и классную деятельность, тех, кто обычно не принимает в ней активного участия;
- Использовать различные варианты поощрений деятельности детей в любом возрасте.
Очень важно учитывать все особенности детей с умственной отсталостью и использовать различные методы, приёмы для коррекции и развития самооценки, что, в первую очередь будет во благо самому ребёнку.