Лучший педагог года

Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»

Гребенщикова Ольга
Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»

Тема Непарные глухие согласные Ц, Х, Ч, Щ.

Цель формирование у учащихся знаний о непарных глухих согласных Ц, Х, Ч, Щ.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- упражнять детей в различении непарных глухих согласных звуков [щ], [х], [х’] [ц], [ч] на слух и с помощью тактильных ощущений;

-соотносить изучаемые звуки с буквами Х, Ц, Ч, Щ;

коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]“» размещена в разделах

-развивать стимулирующую функцию речеслухового анализатора (формировать чёткий акустический образа звука, опираясь на разницу в артикуляционном укладе, слуховом восприятии звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

-совершенствовать динамическую организацию движений пальцев рук;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

соотносить звуки [щ], [х], [х’] [ц], [ч] с обозначающими их буквами Ц, Х, Ч, Щ. ;

уметь их характеризовать, слышать в слове, подбирать слова с данными звуками;

находить буквы данных звуков в слове;

анализировать предложенную модель звукового состава слова;

2. Метапредметные:

Регулятивные:

• понимать, принимать, сохранять учебную задачу;

• осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

• применять знания в новых ситуациях.

Познавательные:

• проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов и др.) по заданным критериям;

• группировать объекты (звуки, слова и др.) на основе существенных признаков.

Коммуникативне:

• целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;

• соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба).

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сегодняшнее занятие мне хочется начать с небольшого сюрприза. ( Учитель - логопед вывешивает на доску рисунок: ваза с цветами. На рисунке изображены цветы: хризантемы, бархатцы, розы, колокольчики, по бокам листья щучьего хвоста).

- Я желаю, чтобы эти цветы подарили вам хорошее настроение на весь день.

- Перечислите названия этих цветов?

-Как вы думаете, какой цветок лишний и почему? (Щучий хвост, это комнатное растение, а остальные – садовые цветы).

- Вы очень внимательны, будьте такими на протяжении всего занятия.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

1. Выделение звука из указанной позиции, обозначение его буквой

- Какой звук вы слышите в начале слова хризантема? Какой буквой мы обозначим звук [х], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).

- Какой первый звук вы слышите в слове щучий? Какой буквой мы обозначим звук [щ], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).

- Какой звук вы слышите третьим с конца в слове колокольчик? Какой буквой мы обозначим звук [ч], как правильно называется эта буква? (На доску прикрепляется соответствующая буква).

- Как одним словом можно назвать перечисленные растения? (Цветы) Какой первый звук вы слышите в этом слове?

III Актуализация знаний

1. Характеристика выделенных звуков

- Произнесите выделенные звуки, приложив руку к горлышку или прикрыв руками уши.

-Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии? (На доску прикрепляются слова «глухие согласные»).

2. Пробные действия

- Приложите руку к горлу и попробуйте произнести эти звуки с голосом. Получилось ли у вас это? Есть ли у этих звуков звонкая пара? Значит они какие? (На доску прикрепляется слово «Непарные»).

- Есть ли непарные глухие согласные звуки в названии цветка, о котором мы ещё не говорили? (Бархатцы).

- Вы очень внимательны.

IV Целеполагание

-Как вы думаете какова же тема нашего занятия?

Непарные глухие согласные Ц, Х, Ч, Щ

- Сегодня на занятии мы будем находить непарные глухие согласные в составе слов, отличать их от других согласных звуков и правильно обозначать их буквами на письме.

V Первичное закрепление

1. Нахождение места звука с опорой на внешнюю схему.

- Потренируемся находить непарные глухие согласные в словах, используя с числовой ряд. На карточке фломастером подчеркните цифру, соответствующую месту непарного глухого согласного в слове. Если в слове вы услышите несколько таких звуков, подчеркните столько же цифр, а если не услышите ни одного из изучаемых звуков, тогда ничего не подчеркивайте.

I вариант *II вариант

Синица Речной

площадь царевич

циркач запищал

мореход фартук

малыши учитель

выход прощался

ящики хорошо

-Давайте сверим результаты (дети показывают ответы, записанные на заранее приготовленных карточках).

Ответы:

I вариант

5 4 1 6 5 3 2

*II вариант

3 1 7 5 2 4 1

2. Соотнесение буквы и звука, придумывание слов с заданным

звуком в разных позициях. (Задание с использованием интерактивного стола ЛОГО - 25, программа «Логомер», раздел «Звукопроизношение», упражнение «Попугай»).

- Попугай хотел бы, чтобы мы ему помогли разобраться с изучаемыми звуками и буквами.

-Нажмите на кнопку, которая предшествует букве «ЧЕ». (Буква «ЦЕ»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ц]. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Цепь, огурец, яйцо и др.)

-Нажмите на крайнюю правую кнопку (Буква «ХА»). Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте звуки [х], [х']. Придумайте с этими звуками слова, так, чтобы эти звуки были в разных позициях. (Хлеб, переход, мох, духи, хитрый, хирург и др.)

-Нажмите на кнопку, которая находится между буквами «ЧЕ» и «КА». (Буква «ЩА»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [щ']. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Щель, лещ, пища и др.)

- Нажмите на кнопку, соответствующую количеству пальцев на одной руке. (Буква «ША»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ш]. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Шарф, мышь, башня и др.)

- На какую кнопку вы нажимали первый раз. (На «ЦЕ»). Нажмите на последующую кнопку. (Буква «ЧЕ»). Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук [ч']. Придумайте с этим звуком слова, так, чтобы этот звук был в разных позициях. (Часы, плач, почка и др.)

- Какая буква лишняя, почему. (Буква «ША», т. к она обозначает парный глухой звук.

VI Упражнение на развитие мелкой моторики с использованием компьютерной программы «Карусель заданий» (раздел «Мелкая моторика», упражнение «Собери пазлы»).

- Для того, чтобы собрать картинку, выберите фигуру, количество углов в которой на один больше, чем вас. (Четырёхугольник)

- А деталей для сбора картинки будет на 2 шт. больше, чем углов. Из скольки деталей будет состоять картинка (6).

VII Самостоятельная работа

1. Работа по карточкам с самопроверкой и взаимопроверкой.

Различение на письме букв, обозначающих непарные глухие согласные звуки и звуки, сходные по акустико-артикуляционным характеристикам.

- Вставьте пропущенные буквы, подчеркните лишнее слово.

Паль_ы, коль_о, коле_о, скворе_

Жен_ина, пи_а, пи_ьмо, тре_ина

Ка_ели, све_а, крыле_ко, у_ята

Та_ит, мы_и, ве_и, тол_ина.

- После самопроверки, поменяйтесь карточками, проверьте друг друга. Обсуждение результатов.

-Зачитайте слова первой строчки, какие буквы вставили, какое слово лишнее? (и т. д.)

2. Тестирование с помощью компьютера.

Диск «Русский язык», раздел «Глухие и звонкие согласные звуки», «Проверочная работа».

Оценка результатов учителем – логопедом.

VII Обобщение и систематизация знаний

- Подведём итог нашему занятию. (Проводится с использованием дидактического синквейна).

- Послушайте, что я сейчас произнесу. Как это можно назвать одним словом? (Учитель-логопед произносит звуки [х], [х'], [ц], [ч'],[щ'].

На доску вывешивается карточка со словом

ЗВУКИ

- Продолжите мою фразу «Звуки мы ….»

На доску вывешивается карточка со словами:

СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ

-О каких звуках мы сегодня говорили?

На доску вывешивается карточка со словами:

НЕПАРНЫХ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

-Для чего нам нужно правильно определять звуки?

На доску вывешивается карточка со словами:

ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

-Что получается из звуков русского языка?

На доску вывешивается карточка со словом:

СЛОВА

На доске появляется запись:

ЗВУКИ

СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ

НЕПАРНЫХ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

ЧТОБЫ ВЛАДЕТЬ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

СЛОВА

А что получилось у нас? (Дидактический синквейн).

VIII Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Оцените свою работу на занятии с помощью «Горы знаний» и альпиниста, поставьте его на высоту, которую вы достигли.

Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква» Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные – звук и буква» Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В. Сроки проведения:.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Непарные глухие согласные [Ц], [Х], [Ч], [Щ]»
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 09:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД